Решение по делу № 3а-435/2021 от 02.08.2021

Дело 3а-435/2021 УИД 34OS0000-01-2021-000436-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 4 августа 2021 г.

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой Е.А.

с участием прокурора прокуратуры Волгоградской области Еланскова В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Першина Тимофея Александровича о признании незаконным решения Избирательной комиссии Волгоградской области об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и возложении обязанности,

установил:

указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 367 на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> на Избирательную комиссию Волгоградской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва избирательного округа <адрес> - Волгоградский одномандатный избирательный округ № <...>.

ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Волгоградской области принято постановление № <...> об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Першина Т.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения по названному избирательному округу ввиду непредоставления кандидатом подписных листов с подписями избирателей и сопутствующих документов.

Першин Т.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приведенного выше постановления и возложении на Избирательную комиссию Волгоградской области обязанности принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В обоснование требований административный истец ссылался на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований законодательства, поскольку избирательная комиссия, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановкой, должна была его зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без предъявления подписных листов и сопутствующих документов.

В судебном заседании административный истец Першин Т.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в своем заявлении.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Волгоградской области Илюшина И.Ю. возражала против удовлетворения требований Першина Т.А. по доводам, указанным в письменных возражениях.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего оставить исковые требования Першина Т.А. без удовлетворения, суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления, вынесенного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу части 1 статьи 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Согласно части 9 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области, а решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата также Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) одним из условий регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, является представление подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок.

Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, наряду с подписными листами, также представляет: протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ).

В силу частей 1, 2, 4 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований названного федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, для чего может своим решением создавать рабочие группы. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений окружные избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.

В силу части 5 статьи 49 Закона, при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае, если в результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, выявлено отсутствие копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.

Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что по избирательному округу "Волгоградская область - Волгоградский одномандатный избирательный округ N 82" число зарегистрированных избирателей составляет 491 102 человека.

Пунктом 1.3 Порядка приема окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. № 9/74-8, определено, что подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны в количестве не менее трех процентов от указанного в Федеральном законе от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее трех тысяч подписей избирателей для регистрации кандидатом в депутаты по избирательному округу № 82 - 14 734 подписи избирателей (Приложение N 3 к названному Порядку).

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>6 утверждено положение о Рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и утвержден ее состав, в который включены члены Избирательной комиссии Волгоградской области.

Задачами Рабочей группы являются: прием документов, представляемых кандидатами, проверка их соответствия требованиям Федерального закона, проверка соблюдения требований Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в Комиссию, подготовка соответствующих проектов решений Комиссии.

Рабочая группа в том числе: принимает документы, представляемые в Комиссию кандидатом для уведомления о выдвижении (самовыдвижении) кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу; проверяет наличие документов, представленных на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствии с требованиями статей 41, 43 и 47 Федерального закона; принимает от кандидата (иного уполномоченного лица) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата по одномандатному избирательному округу, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, и иные документы, представляемые для регистрации кандидата, извещает кандидатов, представивших необходимое количество подписей избирателей, о проведении проверки подписей, а также проводит случайную выборку необходимого для проверки количества подписей избирателей; проверяет соблюдение требований Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях, внесших в них свои подписи, а также достоверность этих подписей, составляет ведомость проверки подписных листов и готовит итоговый протокол проверки подписных листов;

ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию Волгоградской области кандидатом в депутаты Першиным Т.А. представлены документы для уведомления о выдвижении указанного кандидата.

ДД.ММ.ГГГГ Першиным Т.А. представлены документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, между тем подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата и связанные с этим документы, не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Волгоградской области принято постановление № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об извещении кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Першина Т.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения по названному избирательному округу № 82, о выявленном недостатке в представленных документах и об отсутствии документов, необходимых для регистрации, из которого следует, что в нарушение требований ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 20-ФЗ им не представлены подписные листы, протокол об итогах сбора подписей и список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей.

ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией <адрес> принято постановление № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Першина Т.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения по названному избирательному округу ввиду непредоставления кандидатом подписных листов с подписями избирателей и сопутствующих документов.

Как видно из материалов дела, Першин Т.А., уведомивший ДД.ММ.ГГГГ окружную избирательную комиссию о самовыдвижении, одновременно не представил подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотренные частью 2 статьи 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Указанные документы не были представлены административным истцом и в день заседания комиссии по вопросу регистрации последнего в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно выписке из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия Волгоградской области приняла решение об отказе в регистрации Першина Т.А. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в пределах своих полномочий, при наличии необходимого кворума, решение об отказе в регистрации Першина Т.А. кандидатом в депутаты принято большинством голосов. Правовых оснований для регистрации кандидатом в депутаты Першина Т.А. у избирательной комиссии не имелось.

Поскольку истцом не выполнены требования избирательной комиссии о представлении вышеуказанных документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе и на дату принятия оспариваемого решения, учитывая наличие у него возможности для реализации права на исправление допущенных недостатков в связи с исполнением окружной избирательной комиссией в установленный срок предусмотренной частью 5 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обязанности по уведомлению кандидата об отсутствии таких документов, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения об отказе в регистрации Першина Т.А. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Доводы административного истца о незаконности постановления Избирательной комиссии вследствие применения положений части 2 статьи 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в связи с их противоречием части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, не могут быть приняты судом, поскольку установление федеральным законодателем порядка и условий реализации гражданами их права избирать и быть избранными в органы государственной власти, включая требования к документам, необходимым к представлению гражданами для реализации ими пассивного избирательного права, производится во исполнение положений пункта "в" статьи 71, пунктов "б", "н" части 1 статьи 72, частей 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.

Доводы истца о наличии неблагоприятной эпидемиологической обстановки на территории Волгоградской области, которая повлияла на сбор подписей избирателей в поддержку его кандидатуры, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между распространением новой коронавирусной инфекции, с невозможностью сбора подписей избирателей, это обстоятельство не является самостоятельным законным основанием для отказа в выполнении установленных законом требований, в связи с чем суду не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанные данные относятся к обстоятельствам непреодолимой силы и являются основанием для неисполнения требований законодательства о выборах.

Вопреки доводам истца, при принятии оспариваемого решения не было допущено нарушений закона, которые в соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ являются основанием для отмены решения избирательной комиссии.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Першина Тимофея Александровича о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата Першина Тимофея Александровича в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Волгоградский областной суд.

Судья Е.А. Антропов

Справка: решение изготовлено в окончательной форме 5 августа 2021 г.

Судья Е.А. Антропов

3а-435/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Волгоградской области
Першин Тимофей Александрович
Ответчики
Избирательная комиссия Волгоградской области
Другие
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Антропов Евгений Александрович
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
02.08.2021Регистрация административного искового заявления
02.08.2021Передача материалов судье
02.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
05.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее