Дело № 2а- 313/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Николаевск-на-Амуре 26 апреля 2021г.
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Ковадло О.Д.,
с участием старшего помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бесова С.В.,
представителя администрации Николаевского муниципального района по доверенности от 30.12.2020г. № 1.1-63-7763 Качуровской Ю.С.
при секретаре Бигаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Чередник Н.С., УФССП России по Хабаровскому краю об освобождения от уплаты исполнительского сбора, заинтересованное лицо: Николаевский-на-Амуре городской прокурор,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Николаевского муниципального района обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району Чередник Н.С.. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Чередник Н.С. 11.03.2021г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 49063/19/27020-ИП с администрации Николаевского муниципального района в размере 50000 рублей. Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2-64/2019 на администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района возложена обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. Свердлова, 73, ул. Свердлова, 75, ул. Свободная, 25, ул. Северная, 63, ул. Северная, 157, ул. Северная, 162, ул. Северная, 165, ул. Северная, 166, ул. Северная, 172, ул. Северная, 176, ул. Северная, 178, ул. Северная, 181, ул. Северная, 182, ул. Северная 185 а, ул. Северная, 197, как бесхозных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
В целях исполнения решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2- 64/2019, Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района заключен муниципальный контракт от 07.05.2019 г. № Ф.2019.220686 с ООО «Бюро кадастра недвижимости» (Подрядчик) на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости – тепловые сети согласно приложению к контракту. Технические планы были изготовлены и направлены в Комитет. Комитетом поданы заявления на сайте управления Росреестра по Хабаровскому краю о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет с приложением к заявлениям изготовленных технических планов на первые 30 сетей теплоснабжения. 12.09.2019г. Росреестром Комитету возвращены документы в связи с несоответствием технических планов установленным требованиям. Подача заявлений по остальным сетям теплоснабжения была нецелесообразна, так как технические планы изготовлены с аналогичной ошибкой.
13.09.2019г. Подрядчику в рамках гарантийных обязательств по контракту направлено письмо на электронную почту о внесении изменений в технические планы согласно требованиям, указанных в уведомлениях Росреестра, о направлении в адрес Комитета всех исправленных технических планов для повторной подачи заявлений о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет. Ответ не поступил.
20.09.2019г. Подрядчику направлено заказное письмо о внесении изменений в технические планы согласно требованиям, указанных в уведомлениях Росреестра, о приведении в соответствие остальных технических планов согласно приложению к контракту, а также направлении в адрес Комитета всех исправленных технических планов для повторной подачи заявлений о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет. Ответ так же не поступил.
С целью взыскания с ООО «Бюро кадастра недвижимости» денежных средств и заключения нового контракта на изготовление технических планов на сети теплоснабжения, 23.01.2020г. в Арбитражный суд Хабаровского края Комитетом направлено исковое заявление о взыскании с ООО «Бюро кадастра недвижимости» уплаченных денежных средств.
Решением от 20.04.2020г.Арбитражным судом Хабаровского края по делу № А73-949/2020 в удовлетворении исковых требований отказано, так как Комитетом был подписан акт приемки выполненных работ. Несмотря на подписание акта приемки выполненных работ, Подрядчик свои обязательства по контракту надлежащим образом не выполнил..
Администрация района является бюджетной организацией, бюджет Николаевского муниципального района дотационный.
С целью исполнения решения Николаевского-на-Амуре городского суда 23 июня 2020 Комитет направил МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений» предложения о внесении изменений в проект бюджетной сметы на 2021 год и просил предусмотреть статью расходов на проведение технической инвентаризации по изготовлению технических паспортов объектов недвижимости сетей теплоснабжения в размере 1 200 000 рублей для проведения торгов по выбору нового Подрядчика для заключения контракта на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости – тепловые сети.
05.10.2020г. Комитет направил письмо в финансовое управление Администрации района о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на принятие мер к постановке на кадастровый и бесхозяйный учет тепловых сетей. В 2021г. в бюджете городского поселения предусмотрено 810000 рублей на проведение технической инвентаризации объектов недвижимости. В настоящее время проводится работа по заключению контракта на изготовление новых технических планов для дальнейшей постановки объектов на кадастровый учет. По состоянию на сегодняшний день поступило два ценовых предложения на выполнение работ по изготовлению технических планов на тепловые сети. После получения Комитетом трех и более коммерческих предложений, будет проведена закупка на изготовление технических планов. Просят освободить администрацию Николаевского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.
Определением Николаевского-на-Амуре городского суда от 05.04. 2021г. оп настоящему делу в качестве ответчика привлечено УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, заинтересованного лица Николаевский-на-Амуре городской прокурор.
Представитель администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по доверенности Качуровская Ю.С. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в заявлении, ссылаясь на то, что постановление о наложении исполнительского сбора администрация по существу не оспаривает, оно является законным, но просят освободить от взыскания исполнительского сбора.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Чередник Н.С.. представители УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств не предоставили.
Старший помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бесов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Заслушав пояснения административного истца, мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО 21.11.2019г.на основании исполнительного документа серии ФС № 018659828 возбуждено исполнительное производство № 49063/19/27020-ИП в отношении администрации Николаевского муниципального района об обязании принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения.
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства от 21.11.2019г. должнику администрации Николаевского муниципального района установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
На запросы судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району администрация Николаевского муниципального района направляла информацию от 10.12.2018г.,28.05.2020г. об исполнении решения суда.
Определением Николаевского-на-Амуре городского суда от 17.12.2019г. администрации Николаевского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 05.05.2020г.
11.03.2021г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Чередник Н.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника администрации Николаевского муниципального района в связи с неисполнением исполнительного документа.
Согласно статье 2 Закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Согласно части 11 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 3 статьей 112 Закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации, и в размере 50000 рублей с организации по неимущественным требованиям.
Из вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Поскольку должник администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края не исполнила в добровольном порядке требования, указанные в исполнительном документе в установленный в постановлении срок, то в соответствии со статьей 112 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан взыскать с должника исполнительский сбор.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 11.03.2021г. вынесено уполномоченным лицом - судебным приставом-исполнителем ОСП по николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Размер взысканного исполнительского сбора соответствует требованиям части 3 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений части 6 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
В ходе рассмотрения дела судом, доказательств, которые могли бы служить основанием для освобождения администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора представлено не было, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного иска в части освобождения от исполнительского сбора..
Между тем, что в силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд считает возможным уменьшить сумму исполнительского сбора в соответствии с положениями ст. 112 Закона об исполнительном производстве.
Руководствуясь ст. ст. 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебным приставом-исполнителем ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Чередник Н.С. от 11.03.2021г. с администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», на 12 500 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей, то есть до 37500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей..
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда через Николаевский-на-Амуре городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 апреля 2021г.
Судья Ковадло О.Д.