Дело № 2-958/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 27 июля 2016 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А.,при секретаре Рабдаевой Э.Л.,
с участием представителя ответчика Харламовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучина В.И. к ПАО «МРСК Сибири», ОАО «Читаэнергосбыт» о признании действий по установке общедомового прибора учета электроэнергии, по начислению ОДН незаконными, запрете использования показаний общедомового прибора учета электроэнергии,
УСТАНОВИЛ:
Кучин В.И. обратился в суд с иском к ПАО «МРСК Сибири», ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий ПАО «МРСК Сибири» по установке общедомового прибора учета электроэнергии на сетях его многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, признании незаконными действий ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению ОДН на основании показаний ОДПУ по данному адресу с 01.06.2014 г. по 30.04.2016 г. (с учетом уточнений в судебном заседании), запрете ОАО «Читаэнергосбыт» использовать показания ОДПУ для расчетов за потребленную электрическую энергию. Требования мотивированы следующим. ОДПУ относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, должны быть установлены по инициативе собственников помещений в МКД на основании соответствующих договоров, договор на установку ОДПУ по данному адресу не составлялся, его капитальный ремонт не производился. На момент установки ОДТПУ здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся. Тем самым прибор учета был установлен неправомерно, в связи с чем не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электроэнергию на ОДН. При установке ОДПУ в их МКД 31.10.2012 г. собрание собственников квартир и нежилых помещений в доме для получения их согласия об установке ОДПУ и принятии в общую собственность дополнительного имущества ни в очной, ни в заочной форме не проводилось, его установка произведена ОАО «МРСК Сибири» самовольно и незаконно, т.е. он фактически является собственностью ответчика. На основании изложенного показания ОДПУ до настоящего времени не должны применяться при расчетах расходов электроэнергии в доме. Кроме того, действующее жилищное законодательство с 18.06.2011 г. не допускает возможность прямой оплаты собственниками помещений МКД ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом. Собственники жилых помещений не присутствовали при установке ОДПУ, не уведомлялись о его установке, что также свидетельствует о неправомерности установки прибора учета, отсутствии оснований для применения показаний указанного прибора до настоящего времени при расчетах расходов электроэнергии в доме. В мае 21016 г. ОАО «Читаэнергосбыт» предъявило ему к оплате ОДН за период с 01.06.2014 г. по 30.04.2016 г.
В судебное заседание истец Кучин В.И. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также сообщил, что об установке ОДПУ узнал только в мае 2016 г., когда получил уведомление, до мая 2016 г. ему не было ничего известно о каких-либо счетчиках и приборах.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Харламова И.В. исковые требования не признала, ранее другой представитель представила письменные возражения, суду пояснила, что показания с ОДПУ снимало их собственник МРСК Сибири, передавало их им ежемесячно, за период с 01.06.2014 г. по 31.12.2014 г. перерасчет сделан только осенью 2015 г., т.к. у них с МРСК Сибири возник спор о количестве потребленной электроэнергии, и потом они доначислили потребителям плату. Установка ОДПУ была произведена в 2012 г., их организация является ресурсоснабжающей с 01.06.2014 г., у них есть лишь копии акта ввода ОДПУ в эксплуатацию. В акте вписаны ФИО1 и ФИО2, в то время работники Администрации поселения, которые со слов юриста администрации ФИО3 вообще не присутствовали при вводе прибора в эксплуатацию.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Сибири» по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее представила отзыв о несогласии с исковыми требованиями, в т.ч. заявила о пропуске истцом срока исковой давности с учетом даты установки ОДПУ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении»).
Судом установлено, что истец является нанимателем <адрес> многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с собственником квартиры ФИО5
В данном МКД сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» установлен общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии (ОДПУ), который 31.10.2012 г. допущен в эксплуатацию, что сторонами не оспаривается и ими подтверждается.
Согласно представленного истцом финансово-лицевого счета, а также исходя из пояснений участников процесса, других материалов дела, им начисляется и за ними значится задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН), начисление произведено по показаниям ОДПУ. 30.09.2015 г. и 30.11.2015 г. истцу со стороны ОАО «Читаэнергосбыт» произведен перерасчет – доначисление платы за ОДН в сторону увеличения.
В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
Согласно положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора (п. 6 Правил № 354), как заключенного в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Будучи исполнителем этой коммунальной услуги в понимании абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, организация, которая осуществляла электроснабжение, была обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, обобеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Как следует из ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178.
В п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, указано, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа, от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета, на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств. Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п.п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В соответствии с п. 142, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется не позднее месяца, следующего за датой его установки с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.
В силу п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Частью 2 ст. 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, законодатель, определяя в ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ОДПУ в МКД истца адресу: <адрес>, был установлен без соблюдения вышеуказанных норм, суду не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки, введения в эксплуатацию прибора учета, актов поверки прибора учета электроэнергии. Суду не представлено также доказательств того, что при установке прибора учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета, что является обязательным для признания ОДПУ пригодным для расчета платы за коммунальные услуги по потреблению коммунального ресурса на ОДН, учет которого осуществляют данные приборы.
Ответчиками суду не предоставлен акт установки прибора учета. Несмотря на отсутствие в законе прямого требования об обязанности сетевой организации при установке ОДПУ извещать о дате и времени проведения данных работ ресурсоснабжающую организацию, управляющую компанию, собственников помещений в МКД для их участия в комиссии по допуску ОДПУ в эксплуатацию, суд полагает, что подобное извещение необходимо, поскольку законом предусмотрено императивное требование о допуске ОДПУ в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. В противном случае было бы невозможно проверить соблюдение данного срока, поскольку сетевой организацией акт установки мог бы быть составлен в одностороннем порядке в любое время любой датой, в т.ч. и «задним числом».
В копии акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 31.10.2012 г., составленный единолично работниками ПАО «МРСК Сибири», однако данный документ суд оценивает критически, поскольку оригинал акта суду не предоставлен, при установке ОДПУ и составлении акта никто более не присутствовал, кроме работников сетевой организации и двух неафилированных лиц ФИО1 и ФИО2, При этом в данных актах указано, что представитель ОАО «Бурятэнергосбыт» не явился, сведения о собственниках помещений в МКД или их уполномоченном представителе, о представителе Администрации МО СП «Выдринское», о их участии или о причинах неучастия вообще ничего не указано. При этом суду не представлены доказательства, уведомлялись ли надлежащим образом и заблаговременно собственники помещений в данных МКД о дате и времени установки, а затем и допуска в эксплуатацию ОДПУ, о том, когда фактически были установлены ОДПУ. Кроме того, в качестве неаффилированных лиц в актах указаны ФИО1 и ФИО2, являвшиеся в то время работниками Администрации МО СО «Выдринское», которые ввиду этого не могли быть допущены и указаны в качестве таковых.
Учитывая, что суду не предоставлена надлежащие информация и документы о дате установки ОДПУ в МКД истца, суду не представлено доказательств соблюдения сетевой организацией месячного срока допуска ОДПУ в эксплуатацию с момента его установки. Также отсутствуют доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик и связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Более того, согласно информации администрации МО СП «Выдринское» № 615 от 18.05.2016 г., на момент установки общедомового прибора учета, здание данного МКД не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующие акты не составлялись, жители дома при вводе в эксплуатацию прибора учета участия не принимали.
В связи тем, что прибор учета в данном МКД был установлен неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, согласно требований ст.153, 154 ЖК РФ, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и плату за электроснабжение. Следовательно, расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленной потребителям электрической энергии - истцам, проживающим в данном МКД, с учетом показаний ОДПУ, установленных ненадлежащими лицами, с нарушением процедуры, является не правомерным.
Кроме того, отсутствуют заключенные энергоснабжающей организацией с истцами договоры на оплату ОДН, обязательное заключение которых предусмотрено п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Норма закона о совершении конклюдентных действий в данном случае не применима, поскольку невозможно определить период, с которого ОДН по электроэнергии как коммунальная услуга подлежит оплате.
С учетом чего произведенные ОАО «Читаэнергосбыт» истцам начисления с 01.06.2014 г. с по 30.04.2016 г. исходя из показаний ОДПУ являются незаконными.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В настоящее время продолжает действовать Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г. «Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия» (с последующими изменениями и дополнениями), сверх нормативов, установленных им, начисление за ОДН не подлежало.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Учитывая, что истцу Кучину В.И. об установке ОДПУ стало известно лишь в мае 2016 г., доказательств, что ему было об этом известно ранее и что им пропущен 3-годичный срок исковой давности ответчиком суду не представлено. С учетом чего данный довод ответчика суд находит несостоятельным.
На основании ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что по делу были заявлены фактически два требования, каждое из которых подлежало оплате госпошлиной в размере по 300 руб., а истец в силу закона от ее уплаты был освобожден, суд считает необходимым взыскать в бюджет МО «Кабанский район» с ответчика ПАО «МРСК Сибири» госпошлину в размере 300 руб., с ОАО «Читаэнергосбыт» госпошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кучина В.И. к ПАО «МРСК Сибири», ОАО «Читаэнергосбыт» о признании действий по установке общедомового прибора учета электроэнергии, по начислению ОДН незаконными, запрете использования показаний общедомового прибора учета электроэнергии удовлетворить.
Признать незаконными действия ПАО «МРСК Сибири» по установке 31.10.2012 г. общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению ОДН на основании показаний общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии по квартире по адресу: <адрес> за период с 01.06.2014 г. по 30.04.2016 г.
Запретить ОАО «Читаэнергосбыт» использовать показания общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии по адресу: <адрес> для расчетов за потребленную электрическую энергию.
Взыскать с ПАО «МРСК Сибири» в бюджет МО «Кабанский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.А. Максимов