Дело №--
УИД: 16RS0049-01-2024-000708-53
РЕШЕНИЕ
18 марта 2024 года г.Казань
Судья Ново-Савиновского районного суда г.Казани Хусаинов Р.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Э.И. на постановление должностного лица по ИАЗ 1 роты 2 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России п городу Казани №-- от --.--.---- г., предусмотренном частью 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением должностного лица по ИАЗ 1 роты 2 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России по городу Казани №-- от --.--.---- г. Э.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Э.И. обратилась с жалобой в суд на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным. Кроме того, имеется ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления.
Заявитель, представитель ГИБДД УМВД ... ... в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, в жалобе заявитель просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судья признает пропуск срока обжалования уважительным, доводы заявителя в этой части находят свое подтверждение, ходатайство о восстановлении срока подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, --.--.---- г. в 18 часов 02 минут «Народный инспектор» зафиксировал у ... ... автомобиль марки --- с государственным регистрационным номером №--, который в нарушение п.12.2 ПДД РФ, совершил остановку транспортного средства на тротуаре.
Данное обстоятельство зафиксировано «Народным инспектором» при помощи технического средства, в виде видеосъёмки.
На основании данной видеозаписи должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ о привлечении Э.И. . к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного ч. 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом перечисленные выше данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
В силу положений ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении основным средством фиксации факта совершения правонарушения и составляется во всех случаях их выявления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 КоАП РФ, а также ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 названного Кодекса.
Между тем, из материалов дела усматривается, что в нарушение требований ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, в отношении Э.И. не составлялся.
При этом обстоятельства, образующие исключительные случаи, предусмотренные ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ, при которых составление протокола об административном правонарушении не требуется, в рамках настоящего дела административным органом не приведены и материалами дела не установлены.
Так, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, буквальное толкование нормы ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что особый порядок привлечения к административной ответственности (без составления протокола об административном правонарушении) применяется только в том случае, если совершенное правонарушение (в области безопасности дорожного движения или в области благоустройства территории) зафиксировано при помощи работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Как следует из смысла п. 1.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение в соответствующей области было зафиксировано непосредственно сотрудниками уполномоченного органа с применением указанных выше технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, то должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении. При этом полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении приобщаются к нему в качестве доказательств совершения административного правонарушения.
В этом случае нормы, установленные статьями 2.6.1, ч. 3.1 ст. 4.1,ч. 3 ст.28.6 и ч. 6 ст.29.10 КоАП РФ, не применяются.
Как видно из материалов дела, выявленное в рассматриваемом случае правонарушение зафиксировано народным инспектором при помощи технического средства, имеющего функции фотосъемки, но не работающего в автоматическом режиме. Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствуют условия, предусмотренные ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, являющиеся основанием для применения особого порядка привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ.
Следовательно, составление протокола по делу об административном правонарушении в отношении Э.И. являлось обязательным.
Таким образом, отсутствие протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что Э.И. была лишена возможности реализовать свое право на защиту в том содержании, которое предусмотрено ст. 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, несоставление должностным лицом протокола об административном правонарушении в отношении Э.И. и лишение ее права предоставить объяснения по существу выявленного правонарушения, не только влечет нарушение права такого лица на защиту, но также препятствует полному и всестороннему выяснению фактических обстоятельств дела.
Подобное нарушение требований КоАП РФ является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления от --.--.---- г., поскольку представляет собой нарушение процессуальных норм КоАП РФ, которое не может быть устранено в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, оспариваемое Э.И. постановление должностного лица по ИАЗ 1 роты 2 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Казани от --.--.---- г., не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к форме и содержанию такого процессуального документа, в связи с чем, не может быть признано законным и не может являться основанием для применения Э.И. соответствующих правовых последствий в виде привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена ее вина. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица по ИАЗ 1 роты 2 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Казани от --.--.---- г., вынесенное в отношении Э.И. , подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Э.И. на постановление должностного лица по ИАЗ 1 роты 2 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России по г.Казани №-- от --.--.---- г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ в отношении Э.И. отменить, производство по делу прекратить.
Жалобу Э.И. – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения, через Ново-Савиновский районный суд г.Казани.
Судья Хусаинов Р.Г.