Судья К.Э. Соломников Дело № 33-11369/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Е.С. Казанцевой, Н.А. Бургановой
с участием Ю.А. Тотьмяниной
рассмотрела в открытом судебном заседании 25Л 1.2014 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 18.09.2014 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах Попова Ю.Б., /дата рождения/ удовлетворить.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Попову Ю.Б., /дата рождения/, благоустроенное жилое помещение в пределах территории Очерского муниципального района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м..
В части заявленных исковых требований о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям на Межрайонное территориальное управление № 1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району - отказать.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Очерского района Пермского края, в интересах Ю.Б. Попова, обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям Очерского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Очерского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Ю.С. Щипицына исковые требования поддержала.
Истец Ю.Б. Попов на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в возражениях на иск указал о том, что Правительство обязательства в части реализации прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей исполнило путем разработки Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с которым управление специализированным жилищным фондом Пермского края, в том числе предоставление лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, осуществляет КГБУ «Дирекция по капитальному строительству».
КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на иск просил возложить обязанность по предоставлению жилого помещения на Министерство социального развития Пермского края.
Представитель МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края по Очерскому району Е.Д. Евдокимова в судебном заседании пояснила, что истец включен в список детей-сирот, в настоящее время обучается, обязанность по предоставлению жилья возникает по окончании учебного заведения в 2016 году.
Представители Министерства строительства и архитектуры Пермского края, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в части предоставления Ю.Б. Попову жилого помещения в пределах территории Очерского муниципального района Пермского края, не согласилось в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, его представитель Ж.А. Ижбульдина в оспариваемой части решение суда просит отменить, определив место предоставления жилого помещения - на территории Пермского края. Полагает, что судом не учтено, что федеральным законодательством предоставление жилья лицам из числа детей-сирот предусмотрено на территории субъекта РФ, где проживают лица указанной категории; ограничение по предоставлению жилого помещения территорией Очерского муниципального района не основано на законе.
В возражениях прокурор Л.К. Мальцева считает доводы апелляционной жалобы не состоятельными, просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав мнение прокурора Н.А. Михалевой, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (ред. от 02.07.2014 года № 350-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет -в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Разрешая заявленные исковые требования, суд обоснованно руководствовался вышеприведенными требованиями действующего законодательства, и установив, что Ю.Б. Попов является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, достиг возраста 18 лет, окончил образовательное учреждение, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанные выводы суда правомерны, основаны на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела, и в доводах апелляционной жалобы не оспариваются.
Судебная коллегия не имеет оснований согласиться с апеллянтом о том, что законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах отдельного муниципального района.
Как следует из п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 года № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного
проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим
правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства. Из материалов дела следует, что местом жительства Ю.Б. Попова, в силу ст. 20 Гражданского кодекса РФ, является Очерский муниципальный район, где истец всегда проживал. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Ю.Б. Попову жилого помещения в пределах территории Очерского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав апеллянта не нарушает.
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения в апелляционной жалобе не приводится.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
При таких обстоятельствах, судом были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Очерского районного суда Пермского края от 18.09.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи