УИД 55RS0007-01-2024-004736-84
Дело № 2-3455/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Горобец В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании решения незаконным, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании решения незаконным, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование указал, что на основании решения исполнительного комитета Кировского района города Омска от 15.01.1991 № он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи 2 человека. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете в составе семьи – 3 человека (он, сын ФИО15, дочь ФИО4
29.03.2024 ФИО1 стало известно, что на основании распоряжения директора департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 11.08.2023 №-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма» истец снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку он и члены его семьи обеспечены площадью жилых помещений более 18 кв.м. на каждого члена семьи.
ФИО1 и ФИО15 являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 62,8 кв. м. ФИО4 имеет ? доли в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 48,8 кв.м.
Просит признать распоряжение директора департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 11.08.2023 №-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма» незаконным в части снятия ФИО1 с учета. Обязать департамент в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу исключить ФИО1 из списка лиц, утративших основания для получения жилого помещения по договору социального найма. Обязать департамент восстановить истца на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом изменений за период с 11.08.2023 по день исключения из списка.
В судебном заседании истец ФИО1 участия не принимал, о времени и месте извещен надлежаще.
Представитель истца ФИО14, действующий по доверенности, исковые требование поддержал, просил удовлетворить. Указал, что департаментом неверно рассчитана площадь помещений, которыми обеспечены истец и члены его семьи. Расчет требуется производить из учета площади жилого помещения, принадлежавшего ФИО1 и ФИО15 (по ? доли каждому), расположенного по адресу: <адрес>, т.е. 68,2 кв.м. / 4 (человека) = 15,7 кв.м. на одного члена семьи, что является менее нормы предоставления 18,0 кв.м.
Представитель ответчика ФИО5, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица ФИО15 и ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.
Согласно постановлению исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов, президиума областного совета профессиональных союзов от 26 декабря 1985 года N 414 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области" (действующему с 01 января 1986 года по 31 марта 2004 года) (ст. 22) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки очередников на получение жилых помещений.
Согласно п. 7а указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, в том числе: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 квадратных метров (решение исполкома областного Совета народных депутатов от 19 декабря 1983 г. N 375).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно пункту 42 Правил учета жилое помещение предоставляется гражданам в размере не менее 9 квадратных метров на одного человека и, как правило, не свыше установленной Жилищным кодексом РСФСР нормы жилой площади - 12 квадратных метров, за исключением случаев, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
В соответствии с пунктом 20 Правил учета, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее минимального размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв. м., норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв.м.
В силу частей 1, 2 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленном настоящим Кодексом порядке.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из материалов учетного дела, представленного по запросу суда, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился к Председателю Кировского Рай.совета с просьбой поставить его на очередь для получения государственной квартиры. С 15.01.1991 истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемы по договорам социального найма в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи менее 7 кв.м.
10.01.2007 истец обратился к Мэру города Омска с заявлением, в котором указал, что в связи с расторжением брака с ФИО6 просит исключить ее из состава семьи, в связи с рождением детей просит считать его состоящим на учете с составом семьи из трех человек (он, ФИО7, - сын, ФИО8 – дочь).
23.08.2023 между ФИО8 и ФИО9 заключен брак, жене присвоена фамилия «ФИО17» (л.д.15).
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН, правоустанавливающих документов следует, что на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 30.05.2006, Государственное предприятие Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и ФИО10, ФИО11, ФИО1, действующего за себя и несовершеннолетнего ФИО15, проживающие по адресу: <адрес> заключили договор о том, что Предприятие передало, а граждане приняла в долевую собственность в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 №1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилое помещение <адрес>, общей площадью 62,8 кв.м.
Свидетельствами о государственной регистрации права подтверждается, что 13.06.2006 за ФИО10, ФИО11, ФИО1, ФИО15 закреплено право собственности на указанное жилое помещение по ? доли в праве общей долевой собственности за каждым.
Согласно договору купли-продажи объекта недвижимости от 23.12.2022 ФИО12, ФИО8 приобрели в собственность квартиру общей площадью 48,8 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную на втором этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес>. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за ФИО12 и ФИО8 по ? доли за каждой 28.12.2022, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Распоряжением департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 11.08.2023 №-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма» ФИО1 был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно приложению «Список граждан, утративших основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма».
Согласно информации предоставленной ответчиком, причиной снятия истца с учета послужил тот факт, что помимо жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> площадью 62,8 принадлежащего ФИО1 и ФИО15 по ? доли, дочери истца – ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 48,8 кв.м. Таким образом, ФИО1 и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более 18,00 кв.м на одного члена семьи исходя из следующего расчета (62,8 (площадь квартиры)/4 (количество собственников*2 (количество членов семьи))+(48,8 (площадь квартиры)/2(количество собственников))=18,6 кв.м. на одного.
При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитываются жилые помещения, на которые лицо имеет право (часть 2 статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Членами семьи ФИО1 являются сын ФИО15 и дочь ФИО4, истец состоит на учете составом семьи из трех человек с 2007 г. (на основании его письменного заявления), имеет право пользования жилыми помещениями, находящимися в собственности и пользовании своих детей.
Исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих истцу и членам его семьи, с момента приобретения дочерью истца квартиры, истец и члены его семьи перестали быть нуждающимися в обеспечении жилым помещением и подлежали снятию с учета.
Таким образом, департамент обоснованно исходил из необходимости учета обеспеченности сына и дочери истца и правильно пришел к выводу, что ФИО1 и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более 18,00 кв.м на одного члена семьи исходя из приведенного выше расчета.
На основании изложенного требования ФИО1 к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании решения незаконным, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемы по договорам социального найма удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании решения незаконным, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Величева
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2024 года.