Дело № 2-120/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2016 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары М.Н.А., представителя ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики С.Е.И. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах О.Г.Н. к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Чувашской Республики об обязании компенсировать расходы по транспортировке к месту проведения процедуры гемодиализа, предоставить бесплатную транспортную услугу от места жительства до места проведения процедуры гемодиализа,
УСТАНОВИЛ:
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд в интересах О.Г.Н. с последующими уточнениями к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Чувашской Республики о взыскании компенсации расходов по транспортировке к месту проведения процедуры гемодиализа за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и возложении обязанности предоставить бесплатную транспортную услугу (специальный медицинский транспорт) от места жительства до места проведения процедуры гемодиализа. Требования обоснованы тем, что О.Г.Н. является <данные изъяты> группы, нуждается в постоянной заместительной терапии почечных функций, в связи с чем она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время три раза в неделю проходит процедуру гемодиализа в БУ «Республиканская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашия, расположенном в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации затрат по транспортировке Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики прекращена.
В судебном заседании представитель прокуратуры Калининского района г.Чебоксары помощник прокурора М.Н.А., уточненный иск поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики С.Е.И. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по изложенным в письменном отзыве основаниям. Также указала на то, что прокуратурой, выступающей в интересах гражданина, не доказана обязанность ответчика возмещать расходы и предоставлять специализированный транспорт, также Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Истец О.Г.Н. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представители третьих лиц ГУ «Региональное отделение фонда социального страхования РФ по ЧР - Чувашии», Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, извещенные в установленном законом порядке, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
О.Г.Н. является <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно выписке из медицинской карты № О.Г.Н. находится на лечении программным гемодиализом ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в БУ «Республиканская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашия, лечение проходит три раза в неделю по графику.
В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Таким образом, учитывая положения ст. 56 ГПК РФ, на прокурора, подавшего заявление в защиту прав гражданина, законом возложена обязанность доказать те обстоятельства, на которые он ссылается, в связи с чем прокурор должен представить доказательства того, что на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики возложена обязанность компенсировать проезд к месту прохождения лечения О.Г.Н., а также предоставить бесплатную транспортировку к месту лечения в виде специального медицинского транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 4.1. ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного федерального закона.
Частями 8 и 9 этой же статьи предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): 1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи; 2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Ст. 5 ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Инвалиды в соответствии со ст. 6.1. указанного ФЗ имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, указанных в ст. 6.2. ФЗ, в том числе право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Ст. 6.6. ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой могут заключать соглашения: о включении граждан, не указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона и проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в число получателей набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 настоящего Федерального закона; об оказании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных социальных услуг (мер социальной поддержки) гражданам из числа перечисленных в статьях 6.1 и 6.7 настоящего Федерального закона.
По делу установлено, что истец является инвалидом первой группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги – проезда к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утверждены «Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», далее Правила.
Правила в п.п. 1 и 2 определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению инвалидам государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
П. 4 Правил установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.
П. 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) видами междугородного транспорта, в том числе автомобильный транспорт общего пользования.
Указанный порядок, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2010 № 617, регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - граждан), для получения ими лечения в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (далее - медицинские учреждения) при наличии медицинских показаний.
В силу п. 22 Правил Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.
Указанными правилами не предусмотрена компенсация гражданину собственных средств, затраченных к месту лечения и обратно.
В ходе рассмотрения спора прокурором не приведено доказательств того, что проезд к месту прохождения О.Г.Н. лечения программным гемодиализом является частью оказываемой медицинской услуги, напротив из п. 14 раздела «Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования» Письма Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» следует, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Из приведенных норм права суд делает вывод, что в рассматриваемом споре проезд к месту лечения и обратно не является частью медицинской услуги, возникшие правоотношения регулируются ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №б-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ страховой случай совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.
На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст.13 Федерального закона № 326-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
На основании ст. 12 Федерального закона №326-ФЗ страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
Правовое положение территориальных фондов обязательного медицинского страхования установлено ст. 34 Федерального закона № 326-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 34 территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом № 326-ФЗ, положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, законом о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования.
На основании подп. 2 п.7 ст.34 территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие полномочия страховщика: аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования. Аналогичные нормы предусмотрены в Типовом положении о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования}} (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) (п. 8.2), в Положении о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики» (п.8.2).
Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов принят Законом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Законом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Распределение бюджетных ассигнований бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов» определены следующие направления расходования средств бюджета ТФОМС Чувашской Республики:
- финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования;
- выполнение функций аппаратом ТФОМС Чувашской Республики.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №).
Базовая программа обязательного медицинского страхования в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования граждан в Чувашской Республике в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между ТФОС Чувашской Республики и ОАО «Страховая компания «Чувашия-Мeд» (сейчас АО «Страховая компания «Чувашия-Мед»), застраховавшего О.Г.Н., на 2015 год заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между АО «Страховая компания «Чувашия-Мед» и Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на 2015 год заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между АО «Страховая компания «Чувашия-Мед» и БУ «<адрес> больница <адрес>» на 2015 год заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 1.1 Устава Бюджетного учреждения Чувашской Республики «<адрес> больница <адрес>» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, БУ «ЦРБ <адрес>» Минздравсоцразвития Чувашии создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения. Согласно п.п. 2.2, 2.3 Устава основной целью деятельности БУ «ЦРБ <адрес>» Минздравсоцразвития Чувашии является организация оказания медицинской помощи на территории <адрес> и <адрес> Чувашской Республики в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Предметом деятельности БУ «ЦРБ <адрес>» Минздравсоцразвития Чувашии является оказание первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи, консультативной, лечебно-диагностической, амбулаторно-поликлинической, стационарной, профилактической, реабилитационной помощи населению.
На основании Устава БУ «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, основной целью деятельности бюджетного учреждения является обеспечение потребности населения в высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической, лечебной помощи на основании передовых достижений медицины в амбулаторных и стационарных условиях.
В соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № медицинские организации Бюджетное учреждение Чувашской Республики «<адрес> больница <адрес>» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, БУ «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, обязуются: бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (п. 5.2 договора); направлять в страховую медицинскую организацию в срок до десятого числа текущего месяца заявку на авансирование в размере до 50 процентов от среднемесячного обьема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца (п. 5.5 договора); представлять страховой медицинской организации в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, на бумажном носителе и (или) в электронном виде в порядке, по формам, в форматах и в сроки, утвержденным Тарифным соглашением по обязательному медицинскому страхованию в Чувашской Республике (п.5.6 договора).
Аналогичный порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию определен разделом VIII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (зарегистрирован в Минюсте России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Вышеназванные обязательства ТФОМС Чувашской Республики в отношении истца О.Г.Н. выполняет в полном объеме.
В соответствии с абз. 7 раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются тарифным соглашением об обязательном медицинском страховании в Чувашской Республике, заключаемым между Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, общественной организацией «Медицинская ассоциация Чувашской Республики», Ассоциацией страховых медицинских организаций Чувашской Республики, Чувашской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, представители которых включены в состав Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования. Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию в Чувашской Республике на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов заключено от ДД.ММ.ГГГГ (далее Тарифное соглашение).
На основании п.п. 1.3-1.5 Тарифное соглашение распространяется на всех участников обязательного медицинского страхования, действующих на территории Чувашской Республики. Тарифное соглашение в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Чувашской Республики устанавливает тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, условия и способы оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядок взаимодействия участников обязательного медицинского страхования на территории Чувашской Республики. Тарифное соглашение определяет порядок использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, а также ответственность за несоблюдение условий оказания медицинской помощи, ее оплаты и порядка использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских организациях.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена разделом ХI Правил обязательного медицинского страхования.
Согласно п.п.158-158.3 Правил обязательного медицинского страхования в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Во исполнение ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» принято постановление Кабинета Министров Чувашской республики от ДД.ММ.ГГГГ № "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
В рамках указанной программы гражданам в Чувашской Республике бесплатно предоставляется, в том числе специализированная медицинская помощь, к которой отнесена заместительная почечная терапия методами гемодиализа.
Также в финансовом обеспечении программы указано, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, средства ОМС. За счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС предоставляются в установленном порядке республиканскому бюджету Чувашской Республики субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»; дополнительных мероприятий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно под. 2 ч. 2 ст. 83 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);
Таким образом, суд приходит к выводу, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не является непосредственно специализированной медицинской помощью, но относится к мероприятиям по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой, в связи с чем с учетом приведенных положений закона отнесена к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.26.3.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Под. 21 п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе организации, оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, единовременной денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно за 2014 год, согласно которому выплата единовременной денежной компенсации гражданам как возмещение стоимости проезда междугородным автомобильным транспортом общего пользования к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно за 2014 год производится Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Отсутствие нормативного документа, регулирующего данный вопрос в 2015 году, не является основанием отнесения данных расходов за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики
Поскольку в силу закона на ответчика - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики не возложена обязанность по транспортировке инвалидов к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно, а также по выплате компенсации за проезд, заявленные прокурором требования в интересах О.Г.Н. не подлежат удовлетворению.
По тем же основаниям суд отказывает в исковых требования в части возложении обязанности предоставить бесплатную транспортную услугу (специальный медицинский транспорт) до места проведения процедуры гемодиализа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованиях Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах О.Г.Н. к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Чувашской Республики о взыскании расходов по транспортировке к месту проведения процедуры гемодиализа за период ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> и возложении обязанности предоставить бесплатную транспортную услугу (специальный медицинский транспорт) до места проведения процедуры гемодиализа отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховый Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.А. Степанова
Мотивированное решение составлено 20 января 2016 года.