Дело № 2-3107/20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре судебного заседания Жаворонковой Д.В., с участием истца Сухорукова И.В., представителя ответчика по доверенности Фокиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухорукова Игоря Владимировича к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности произвести дополнительный расчет,
УСТАНОВИЛ:
Сухоруков И.В. обратился в суд с указанным иском к УМВД России по Хабаровскому краю, в обоснование иска указав следующее.
Истец в период прохождения службы, 26.07.2012 обратился в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека. На момент обращения, административный истец проживал с несовершеннолетним ребенком - сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес> площадью 17,7 кв.м., по договору найма жилого помещения, был разведен, имел выслугу лет в календарном исчислении 22 года 00 месяцев 08 дней. Ранее, жилой дом по адресу: <адрес> являлся общежитием, относился к специализированному жилищному фонду, и жилые помещения назывались не квартиры, а комнаты, которые располагались в секциях, с общими туалетами и кухней на этаже. Такое жилое помещение трудно назвать квартирой, так как состоит оно из одной жилой комнаты в бывшем общежитии. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из органов ОМВД России по Хабаровскому краю в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, с сохранением права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека, и продолжал состоять в очереди на получение выплаты (учетное дело №). В 2019 года в порядке очередности рассматривался вопрос по предоставлению истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу №, был исключен из членов сын истца - ФИО3 в связи с тем, что сын не обучался по очной форме обучения. Указанным решением комиссии также была определена потребность семьи административного истца в жилой площади в размере 24,15 кв.м, при этом, такая площадь определена как разница между нормой предоставления площади жилого помещения на семью из одного человека (33 кв.м.) и 1/2 от общей площади жилого помещения (17,7/2=8,85 кв.м.) в квартире по адресу: <адрес>, предоставленной семье истца по договору найма. С указанным Решением истец не согласен в части уменьшения норматива предоставления площади жилого помещения на семью из одного человека в размере 33 кв.м на площадь жилого помещения, занимаемого им по договору найма, т.е. на 8,85 кв.м. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прямо указывают на то, что при производстве расчета от нормативной площади предоставления жилого помещения следует отнимать площадь жилых помещений, принадлежащих сотруднику и членам семьи на праве собственности либо занимаемых по договору социального найма. Однако такого жилья у истца и членов его семьи нет. Договоры найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ не являются договорами социального найма и не предоставляют истцу право бессрочного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>. Кроме того, данные договора являются срочными. В договоре № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок проживания до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям, предоставленным администрацией городского поселения "Город Вяземский", истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Из ответа за № от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения "Город Вяземский" следует, что у собственника не имеется оснований для заключения с истцом договора социального найма жилого помещения, так как истец не признан нуждающимся и не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, оснований для заключения договора приватизации не имеется.
Истец просит: признать незаконными Решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № в части уменьшения размера норматива площади (норматив 33 кв.м.) на необоснованный вычет площади в размере 8,85 кв.м; обязать жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Хабаровскому краю восстановить нарушенное права истца, а именно произвести дополнительный расчет размера единовременной социальной выплаты, полагающейся истцу, и направить соответствующее ходатайство о предоставлении единовременной социальной выплаты истцу согласно расчету.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Фокина Е.В. иск не признала, пояснила, что оспариваемое решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю является законным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Сухоруков И. В. по настоящее время зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 17,7 кв. м., жилой -17,7 кв. м., по адресу: <адрес>. В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ № администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не относится к специализированному жилищному фонду и подлежит передаче в собственность граждан в соответствии с законом от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Данный многоквартирный жилой дом переведен из специализированного жилищного фонда в муниципальный жилищный фонд городского поселения «Город Вяземский» в качестве жилого дома, подлежащего заселению по договорам социального найма (постановление администрации городского поселения «Город Вяземский» от 15.11.2011 № 397 «Об изменении правового статуса общежития). Исходя из статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с учетом постановления администрации городского поселения «Город Вяземский» от 15.11.2011 № 397 «Об изменении правового статуса общежития», общежитие по адресу: <адрес> утратило статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Сухоруков И.В. приобрел права нанимателя жилого помещения по вышеуказанному адресу, на условиях договора социального найма независимо от отсутствия оформления такого договора, поскольку отсутствие договора не препятствует осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как реализация прав граждан не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Ввиду того, что при расчете ЕСВ учету подлежит общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании Сухорукова, занимаемых им по договору социального найма, а на момент принятия решения о предоставлении ЕСВ ЖБК УМВД России по Хабаровскому краю располагала документами, подтверждающими обеспеченность Сухорукова общей площадью жилого помещения в размере 17,7 кв. м, именно площадь, приходящаяся на истца (8,85 кв.м), и была учтена при определении размера ЕСВ. Просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на ЕСВ сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Закона № 247-ФЗ).
Право сотрудника на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Закона № 247-ФЗ. В частности, ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Закона № 247- ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Закона № 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления ЕСВ в силу части 5 статьи 4 Закона № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению ЕСВ сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
Решение о предоставлении социальной выплаты принимается жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Хабаровскому краю.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 03.03.2015 высказал следующее. Единовременная социальная выплата предоставляется в качестве меры социальной поддержки конкретным обратившимся за ней сотрудникам, нуждающимся в жилье и не считающимся обеспеченными жилыми помещениями на праве собственности или социального найма ни лично, ни в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения. Это предполагает необходимость учета комиссией органа внутренних дел по предоставлению единовременной выплаты, в частности, сведений о жилых помещениях, право пользования которыми на соответствующих основаниях имеет сотрудник, претендующий на ее получение, чему корреспондирует закрепленная в подпункте «е» пункта 5 Правил обязанность сотрудника сообщить о наличии таких жилых помещений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 сентября 2012 года № 1806-0, требование документального подтверждения того факта, что лицо, претендующее на получение единовременной социальной выплаты, не обеспечено жилым помещением, как обязательное условие принятия на учет для ее получения, направлено на предотвращение злоупотребления соискателем выплаты своими правами при обращении за ее получением за счет бюджетных ассигнований и не может рассматриваться как противоречащее статьям 7 (часть 1), 19 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (часть 3), 55 (часть 3), 71 (пункт "з"), 114 (пункты "а", "в" части 1) и 115 (часть 1)....
В силу приведенных нормативных положений сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 7 Закона № 247-ФЗ закреплено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Таким образом, по смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Закона № 247- ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Сухоруков И. В. обратился с заявлением о приеме на учет для получения ЕС В ДД.ММ.ГГГГ года составом семьи 2 человека (он и сын ДД.ММ.ГГГГр.), предоставив документы, поименованные и приложенные к заявлению.
Из документов следует: брак с ФИО5 прекращен ДД.ММ.ГГГГ; решением Вяземского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело 2- 69/2012) бывшая супруга признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ).
При рассмотрении вопроса о приеме И. В. Сухорукова на учет для получения ЕСВ было установлено, что обеспеченность на одного человека составляет - 8,85 кв.м.
С ДД.ММ.ГГГГ Сухоруков И. В. по настоящее время зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 17,7 кв. м., жилой -17,7 кв. м., по адресу: <адрес>. Также по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын истца. Основания для проживания и пользования жилым помещением договорам найма жилого помещения: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (жилое помещение предоставлено администрацией городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края).
Пунктом 27 Правил определена формула расчета размера ЕСВ исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Закона № 247-ФЗ.
В соответствии с пунктом 29 Правил в случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
В протоколе ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ приведен расчет размера ЕСВ.
Расчет производился по формуле (пункт 27 Правил) следующим образом:
Р = О х С х Кп х Кс, где О - общая площадь жилого помещения, положенная на данную семью (пункт 29 Правил), в квадратных метрах = 33,00-8,85=24,15; С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Хабаровскому краю на момент расчета, рублей - 35384,00, (применяется в размере, установленном приказом Минстроя России от 08.09.2019 № 553/пр); Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения службы по Хабаровскому краю на момент расчета составляет = 1,22 (применяется в размере, установленным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 11.01.2019 № 5н); Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы на момент расчета = 1,35.
В соответствии с расчетом ЕСВ, подлежащая выплате, составила <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были переведены на расчетный счет Сухорукова И.В. (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно данным паспорта Сухоруков И.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ № администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не относится к специализированному жилищному фонду и подлежит передаче в собственность граждан в соответствии с законом от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Данный многоквартирный жилой дом переведен из специализированного жилищного фонда в муниципальный жилищный фонд городского поселения «Город Вяземский» в качестве жилого дома, подлежащего заселению по договорам социального найма (постановление администрации городского поселения «Город Вяземский» от 15.11.2011 № 397 «Об изменении правового статуса общежития).
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из указанной нормы с учетом постановления администрации городского поселения «Город Вяземский» от 15.11.2011 № 397 «Об изменении правового статуса общежития» общежитие по адресу: <адрес> утратило статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, Сухоруков И.В. приобрел права нанимателя жилого помещения по вышеуказанному адресу, на условиях договора социального найма независимо от отсутствия оформления такого договора, поскольку отсутствие договора не препятствует осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как реализация прав граждан не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Ввиду того, что при расчете ЕСВ учету подлежит общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании Сухорукова, занимаемых им по договору социального найма, а на момент принятия решения о предоставлении ЕСВ ЖБК УМВД России по Хабаровскому краю располагала документами, подтверждающими обеспеченность Сухорукова общей площадью жилого помещения в размере 17,7 кв. м именно площадь приходящаяся на истца (8,85 кв.м) и была учтена при определении размера ЕСВ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доводы истца о том, что он не имеет в пользовании помещений, занимаемых на основании договора социального найма, суд считает не состоятельными, а исковые требования о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности произвести дополнительный расчет – не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 25.09.2020.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
-----------------------------------------¬
¦"░░░░░ ░░░░░" ¦
¦░░░░░ ______________________ ░.░.░░░░░░░¦
¦ ¦
¦░░░░░░░░░ ░/░____________░.░.░░░░░░░░░░░¦
¦ ¦
¦ _______________________¦
¦"_____" ___ 2020 ░. ¦
L-----------------------------------------
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ _________
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ________________________
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № __________ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░