Решение от 09.09.2019 по делу № 02а-0498/2019 от 17.07.2019

1

 

РЕШЕНИЕ 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

город Москва                                                                          09 сентября 2019 года 

 

Гагаринский районный суд г. Москвы в составе 

председательствующего судьи Колесниченко О.А.,

при секретаре Курбанове З.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное  дело № 2а-498/19 по административному иску Романенкова Кирилла Владимировича к ОВК Гагаринского района г. Москвы о признании незаконным бездействия, обязании,

 

                                                                УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец Романенков К.В. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату (объединенного, Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы) и просит суд: признать незаконным бездействие военного комиссариата (объединенного Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы), заключающееся в невыдаче Романенкову К.В. военного билета; обязать военный комиссариат (объединенный, Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Романенкова К.В. путем выдачи ему военного билета установленным порядком.

Мотивируя свои требования, Романенков К.В. указывает, что 03 февраля 2018 года **** исполнилось 27 лет, в связи с чем, ** перестал подлежать призыву на военную службу. Призывной комиссией Гагаринского района г. Москвы от 24 апреля 2018 года в отношении меня было принято заключение, в соответствии с которым он был зачислен в запас ВС РФ и был признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Не согласившись с данным решением призывной комиссии обжаловал его в установленном порядке в Гагаринский районный суд г. Москвы. Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 06 декабря 2018 года (административное дело № 2а-0448/2018) вышеуказанное заключение призывной комиссии Гагаринского района г. Москвы было признано незаконным и отменено. Это решение суда вступило в законную силу 15 января 2019 года. Несмотря на изложенные обстоятельства, призывной комиссией Гагаринского района г. Москвы 24 апреля 2019 года в отношении него вновь было принято заключение, в соответствии с которым он был снова признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Романенков К.В. не согласился с данным решением,  обжаловал его в вышестоящий в порядке подчинённости орган - в призывную комиссию г. Москвы. Согласно выписки из протокола заседания призывной комиссии г. Москвы (протокол № 28 от 13 июня 2019 года) вышеуказанное решение призывной комиссии Гагаринского района г. Москвы от 24 апреля 2019 года по жалобе Романенкова К.В. было отменено.

Начиная с 13 февраля 2019 года, Романенков К.В. неоднократно обращался в военный комиссариат Гагаринского района г. Москвы с целью получения документа воинского учета – военного билета. Однако до момента обращения в суд с настоящим иском, документ воинского учета ему не выдан. В последующем для защиты своих прав Романенков К.В. обращался в 231 военную прокуратуру гарнизона, прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой 17 мая 2019 года заместителем военного прокурора гарнизона в адрес военного комиссара объединенного Гагаринского района г. Москвы было внесено представление об устранении нарушений закона, в соответствии с которым его (военного комиссара) обязали выдать документ воинского учета.

Административный истец указывает, что данное длящееся нарушение в виде бездействия со стороны должностных лиц военного комиссариата объединенного Гагаринского района г. Москвы незаконно препятствует получению документа воинского учета – военного билета, чем существенно нарушаются установленные действующим законодательством права и законные интересы Романенкова К.В.

Административный истец Романенков К.В. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя – адвоката Тригнина В.Г., который заявленные требования поддержал в полном объеме  и просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – военного комиссариата (объединенного, Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы) извещённый надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства в суд не явился, письменных возражений на административное исковое заявление не представил.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца – адвоката Тригнина В.Г., исследовав письменные материалы дела,  приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств.

В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 названного Закона).

Согласно п.5.1 ст.8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); справка взамен военного билета.

Согласно абз.2 п.48 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719) перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. При этом пп. «б» п.28 названного Положения определяет документ воинского учета для военнообязанных – военный билет. Организацию и порядок обеспечения функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации определяет Инструкция, утв. Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 (далее – Инструкция). Формы документов воинского учёта, порядок их ведения и хранения, определяются Приложением № 9 к указанной Инструкции. В соответствии с п.п. 1 Приложения к форме № 1 Приложения № 9 к Инструкции, военный билет оформляется и выдается гражданину РФ, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность

Согласно п.1 Приложения к форме № 1/У Инструкции справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. 

В соответствии с п. 12 Приложения № 9 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом МО РФ № 400 от 2 октября 200 года по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военную службу; освобожденные от исполнения воинской обязанности. Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Как установлено вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 06 декабря 2018 года (административное дело № 2а-0448/2018) заключение о признании Романенкова К.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признано незаконным и отменено. В части зачисления в запас решение призывной комиссии Романенковым К.В. не оспаривалось. В период с 13 февраля 2019 года, Романенков К.В., неоднократно обращался в военный комиссариат Гагаринского района г. Москвы с целью получения документа воинского учета – военного билета. Тем не менее, документ воинского учёта ему выдан не был.

По факту бездействия военного комиссариата (объединенного, Гагаринского района г. Москвы) Романенков К.В. обратился с жалобой в 231 военную прокуратуру гарнизона, которая по результатам проведённой проверки подтвердила, что должностные лица военного комиссариата не обеспечили исполнение требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и изданных в его развитие иных ведомственных нормативно правовых актов. При проведении проверки прокуратурой было установлено, что Романенков Кирилл Владимирович ****** г.р. встал на воинский учет в Комиссариат в 2009 году, решением призывной комиссии «Гагаринского» района г. Москвы ему предоставлена отсрочка до 30.06.2013 года в соответствии с пп. «а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а именно в связи с прохождением обучения в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, а также 21.04.2014 года ему предоставлена отсрочка на период обучения в аспирантуре и защиты научной работы до 2017 года. Однако, в нарушение требований ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» должностными лицами Комиссариата какие-либо призывные мероприятия в отношении Романенкова К.В. не проводились, повестки в его адрес не направлялись, о необходимости явки в Комиссариат для прохождения призывных мероприятий последний не уведомлялся. Также, должностными лицами Комиссариата в нарушение ст.8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не в полной мере проведена организация воинского учета, так гражданином Романенковым К.В. в Комиссариат подано заявление о выдаче военного билета 13.02.2019 г., однако до настоящего момента документы воинского учета последнему не выданы. Прокуратурой сделан вывод о том, что выявленные нарушения закона свидетельствуют о низкой организации исполнения законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан и их призыва на военную службу, что является недопустимым и требует принятия действенных мер. По результатам проведенной проверки в адрес Военного комиссара военного комиссариата (объединенного, Гагаринского района г. Москвы) заместителем военного прокурора гарнизона Егунёвым А.Г. было внесено представление.

Как следует из выписки из протокола Призывной комиссии города Москвы, Протоколом от 13 июня 2019 г. № 13 заключение призывной комиссии муниципального образования «Гагаринский» города Москвы от 24.04.2019 г. о признании Романенкова К.В. лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований отменено.

        В обоснование правовой позиции стороной административного истца также было представлено заявление от 01 июля 2019 г., зарегистрированное в военном комиссариате Гагаринского района г. Москвы за вх. № 2173 от 01.07.2019 г. с просьбой сообщить, по какой причине ему отказываются выдать документ воинского учёта – военный билет в установленные законом сроки. Доказательств разрешения настоящего заявления по существу и выдачи Романенкову К.В. документа воинского учёта после указанной даты стороной административного ответчика, в нарушение ст.62 КАС РФ, не представлено.

Согласно ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 10 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В силу п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе производства по административному делу стороной административного ответчика, в нарушение требований п.11 ст.226 КАС РФ, доказательств, обосновывающих законность бездействия, выразившегося в невыдаче документа воинского учета гражданину Романенкову К.В. не представлено. Ввиду чего, суд отмечает, что бездействие военного комиссариата на момент рассмотрения дела является доказанным и продолжается.

Учитывая, что имеет место нарушение прав административного и несоответствие бездействия административного ответчика порядку, установленному действующим законодательством и нормативно-правовыми актами, суд приходит к выводам о наличии необходимой совокупности обстоятельств, являющихся основанием для признания бездействия административного ответчика незаконным и о необходимости удовлетворения заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░░ 2019 ░.

 

 

░░░░░:                              ░.░. ░░░░░░░░░░░░ 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0498/2019

Категория:
Административные
Статус:
удовлетворено
Истцы
Романенков К.В.
Ответчики
Военный комиссариат (объединенного Гагаринского района г. Москвы)
Суд
Гагаринский районный суд Москвы
Судья
Колесниченко О.А.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
26.07.2019Беседа
09.09.2019Судебное заседание
17.07.2019Регистрация поступившего заявления
17.07.2019Заявление принято к производству
17.07.2019Подготовка к рассмотрению
26.07.2019Рассмотрение
09.09.2019Завершено
15.10.2019Вступило в силу
17.07.2019В канцелярии
09.09.2019У судьи
19.09.2019В канцелярии
16.08.2019Судебное заседание
09.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее