Дело №2-66/17
Р Е Ш ЕН И Е
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 17 февраля 2017 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,
при секретаре Садковой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорович Л.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области и администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании права аренды земельного участка и договора аренды земельного участка прекращенными и возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Сидорович Л.А. обратилась в суд с иском, с учетом внесенных в него изменений, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о признании права аренды земельного участка площадью ххх кв.м, имеющего кадастровый номер ххх, расположенного по адресу: ххх, возникшего у С. на основании договора аренды №ххх от ххх г., заключенного между администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» и С., зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области ххх г. (запись регистрации №ххх), и данного договора аренды прекращенными и возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора №ххх аренды земельного участка площадью хх кв.м, имеющего кадастровый номер ххх, расположенного по адресу: хххх, заключенного хххх г. между администрацией МО «Пограничное сельское поселение» и Сидорович Л.А.
В обоснование исковых требований истица Сидорович Л.А. указала, что ххх г. между администрацией МО «Пограничное сельское поселение» и ней был заключен договор №ххх аренды земельного участка площадью ххх кв.м, имеющего кадастровый номер ххх, расположенного по адресу: хххх, согласно условиям которого данный земельный участок был предоставлен ей в аренду на срок до хххх г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области было отказано в государственной регистрации данного договора аренды, в связи наличием права аренды на тот же земельный участок у С., умершей хххх г., возникшего у нее на основании договора аренды №хххх от хххх г., заключенного между администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» и ней, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области. Ссылаясь на смерть С. и истечение хххх г. срока действия договора аренды №ххх от ххх г., истица полагает, что данный договор аренды и право аренды С. являются прекращенными. В связи с изложенным Сидорович Л.А. обратилась с настоящим иском в суд (л.д.хххх).
К участию в деле в качестве соответчика судом была привлечена администрация МО «Багратионовский городской округ», являющаяся стороной спорного договора аренды.
Истица Сидорович Л.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.ххх), в судебное заседание не явилась, доверив представлять свои интересы представителю Борисовой Е.И. (л.д.ххх.
В судебном заседании представитель истицы Сидорович Л.А. – Борисова Е.И. исковые требования своего доверителя поддержала и в их обоснование сослалась на доводы, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика администрации МО «Багратионовский городской округ» Дегтяренко К.В. с исковыми требованиями о признании права аренды земельного участка и договора аренды земельного участка прекращенными согласилась, полагая, что в связи со смертью арендатора имеются основания для таких выводов.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д.ххх), в судебное заседание не явился, обратившись к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.ххх). В представленном отзыве на иск Управление указало на непризнание исковых требований о возложении на него обязанности произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка (л.д.ххх).
Территория МО «Пограничное сельское поселение», администрация которого была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, в соответствии с законом Калининградской области от 18.10.2016 г. №3 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Багратионовский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории» с 01.01.2017 г. была объединена с территориями других муниципальных образований в границах общей территории муниципального образования «Багратионовский муниципальный район», с 01.01.2017 г. наделенного статусом городского округа.
Выслушав объяснения представителей истицы и ответчика администрации МО «Багратионовский городской округ» и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
хххх г. между администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» и С. был заключен договор №ххх аренды земельного участка площадью ххх кв.м, имеющего кадастровый номер ххх, расположенного по адресу: хххх, согласно условиям которого данный земельный участок был предоставлен С. для огородничества в аренду на срок до хххх г. (л.д.ххх).
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и в силу требований пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на день совершения указанного договора аренды) считается заключенным с момента такой регистрации.
хххх г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области была произведена государственная регистрация данного договора аренды земельного участка в пользу С., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была сделана запись регистрации №хххх (л.д.ххх).
Таким образом, данный договор аренды признается заключенным.
Этот договор аренды послужил основанием возникновения права аренды С. в отношении указанного земельного участка.
хххх г. С. умерла (л.д.ххх).
ххх г. между администрацией МО «Пограничное сельское поселение» и Сидорович Л.А. был заключен договор №ххх аренды того же земельного участка площадью ххх кв.м, имеющего кадастровый номер хххх, расположенного по адресу: хххх (л.д.ххх).
В государственной регистрации данного договора аренды в пользу Сидорович Л.А. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области было отказано на основании абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с наличием противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами аренды С. на указанный земельный участок (л.д.хххх).
В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами (пункт 1); правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (пункт 2).
Таким образом, правоспособность С. (ее способность иметь гражданские права и нести обязанности) была прекращена ее смертью, наступившей хххх г.
Согласно пункту 2 статьи 617 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
По сообщению нотариуса наследственное дело к имуществу С. не заводилось (л.д.ххх).
Истица Сидорович Л.А., являющаяся дочерью С., и соответственно, в силу пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса РФ, наследником первой очереди по закону к имуществу последней, наследство, открывшееся после смерти С., не принимала.
Других наследников к имуществу С. не установлено.
Таким образом, права и обязанности С. по заключенному между администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» и ней договору №ххх от ххх г. аренды земельного участка к наследникам С. не перешли.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что право аренды земельного участка, возникшее у С. на основании указанного договора аренды №ххх от ххх г., было прекращено в связи с ее смертью ххх г.
В этой связи право аренды земельного участка, возникшее у С. на основании указанного договора аренды, подлежит признанию прекращенным.
А поскольку, согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, то прекращение права аренды недвижимого имущества влечет за собой государственную регистрацию прекращения договора аренды в порядке, предусмотренном пунктом 99 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 16.12.2015 г. №943, которая осуществляется посредством погашения записи о сделке.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения договора аренды №ххх от ххх г., заключенного между администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» и С., зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области ххх г. (запись регистрации №ххх).
Таким образом, суд находит исковые требования Сидорович Л.А. о признании права аренды земельного участка и договора аренды земельного участка прекращенными подлежащими удовлетворению.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Сидорович Л.А. о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области обязанности произвести государственную регистрацию договора №ххх аренды земельного участка площадью хххх кв.м, имеющего кадастровый номер ххх, расположенного по адресу: ххх, заключенного хххх г. между администрацией МО «Пограничное сельское поселение» и Сидорович Л.А.
Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», кроме вступивших в законную силу судебных актов, являются, в частности договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Договор №ххх от хххх г. аренды спорного земельного участка, заключенный между администрацией МО «Пограничное сельское поселение» и Сидорович Л.А., не расторгнут, недействительным не признан.
Препятствием для государственной регистрации данного договора аренды в пользу Сидорович Л.А. явилось наличие государственной регистрации договора №ххх от ххх г. аренды спорного земельного участка в пользу С.
Данное препятствие для государственной регистрации договора №ххх от ххх г. аренды спорного земельного участка настоящим решением суда устранено.
На другие обстоятельства, которые бы препятствовали государственной регистрации данного договора аренды в пользу Сидорович Л.А., истица не ссылалась.
При изложенных обстоятельствах в настоящее время у суда отсутствуют основания полагать, что государственная регистрация указанного договора аренды в пользу Сидорович Л.А. может быть проведена не иначе, как на основании решения суда.
Таким образом, суд находит исковые требования Сидорович Л.А. подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Сидорович Л.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области и администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании права аренды земельного участка и договора аренды земельного участка прекращенными и возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка удовлетворить частично.
Признать право аренды земельного участка площадью хххх кв.м, имеющего кадастровый номер хххх, расположенного по адресу: ххх, возникшее у С. на основании договора аренды №ххх от ххх г., заключенного между администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» и С., зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области ххх г. (запись регистрации №ххх), прекращенным.
Настоящее решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения договора аренды №ххх от ххх г., заключенного между администрацией МО «Багратионовский муниципальный район» и С., зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области хххх г. (запись регистрации №ххх).
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 08.02.2017 г.
Судья подпись ЖОГЛО С.В.