Судья Рамазанова И.И. Дело № 33а – 2420 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Майкоп 26 ноября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
судей: Тхагапсовой Е.А. и Тачахова Р.З.
с участием представителя административного истца Тищенко В.В. адвоката Шпинева В.А.
представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Адыгея по доверенности Берсировой А.А.
представителя административного ответчика Управлению ФНС России по Республике Адыгея по доверенности Гиш А.Х.
при секретаре судебного заседания Хаджемуковой Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тачахова Р.З. апелляционную жалобу представителя административного истца Тищенко В.В. адвоката Шпинева В.А. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым решено:
- в удовлетворении административного искового заявления Тищенко ФИО10 к Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея, заместителю начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея Дачеву ФИО11 и Управлению ФНС России по Республике Адыгея о признании действий незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец – Тищенко В.В. обратился в суд административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что определением Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлена невозможность взыскания с него недоимки по транспортному налогу за 2014 года. О списании данной недоимки, а также недоимки по транспортному налогу за 2013 год, он обращался с заявлениями в Межрайонную, инспекцию ФНС России № по Республике Адыгея и просил выдать ему копии решений о списании вышеукзанных недоимок и задолженностей. Однако, ответом заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что оснований для списания недоимок не имеется, а ответами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ признано что, недоимки подлежат списанию, однако отсутствует механизм их списания, при этом никаких решений по настоящее время ему вручено не было.
С учетом измененных административных исковых требований, просил признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея и заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея выразившееся: в не принятии решения по форме, утвержденном приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № № о списании недоимки по транспортному налогу за № год; не выдаче копии решений о списании недоимок по транспортному налогу, пеням за № года; невыдаче расчета задолженности, а также непринятии решения о списании недоимки по транспортному налогу, начисленному за № год и пени по транспортному налогу, начисленному за № года. Просил обязать заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея устранить допущенные нарушения. Административные исковые требования в части признания незаконным бездействийпо не выдаче налоговых уведомлений, содержащих сведения для уплаты налогов не поддержал.
Судом вынесено изложенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца Тищенко В.В. – адвокат Шпинев В.А. подал апелляционную жалобу, в которой поставил вопрос об отмене судебного акта.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Тищенко В.В. - адвокат Шпинев В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы и просили ее удовлетворить.
В заседание суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков Межрайонной ИФНС России № по Республике Адыгея по доверенности Берсирова А.А. и Управления ФНС России по Республике Адыгея по доверенности Гиш А.Х. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признаётся обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (пункт 1).
Судом установлено, что административный истец Тищенко В.В., ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России № по <адрес> заявлением о списании недоимок и пеней по земельному и транспортному налогам, в котором просил признать безнадежными к взысканию и списать недоимки по налогам, образовавшиеся по состояни.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея, Тищенко В.В. указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, оснований для списания имеющейся задолженности нет.
ДД.ММ.ГГГГ Тищенко В.В. обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России № по <адрес> заявлением о списании недоимок и пеней по транспортному налогу, в котором просил признать безнадежными к взысканию и списать недоимки и пени по транспортному налогу за № года в общем размере 43135,13 рублей, вручить нарочно решение о списании данных недоимок и задолженностей, вручить налоговые уведомления для уплаты налогов, недоимок и пеней за № года.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея, Тищенко В.В. указано, что сумма задолженности по транспортному налогу и пене по начислениям за налоговые периоды № годов списанию не подлежат, так как образовалась после ДД.ММ.ГГГГ. Сумма задолжености по начислениям за года подлежит списанию.
ДД.ММ.ГГГГ Тищенко В.В. обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России № по <адрес> заявлением, в котором просил признать безнадежными к взысканию и списать недоимку по транспортному налогу за № год в размере 26106,11 рублей, задолженность по пени по транспортному налогу за 2013 год, недоимку по транспортному налогу за
год в размере 31175 рублей, вручить нарочно решение о списании данных недоимок и задолженностей, вручить налоговые уведомления для уплаты налогов, недоимок и пеней.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея, Тищенко В.В. указано, что сумма задолженности по транспортному налогу и пене по начислениям за налоговые периоды № годов списанию не подлежат, так как образовалась после ДД.ММ.ГГГГ. Сумма задолжености по начислениям за № года подлежит списанию.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Как следует из пп. 5 п. 3 ст. 44 указанного Кодекса, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового Кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность пс пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивае! возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Исходя из толкования приведенного выше пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать судебное разбирательство о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ.
Правильность такого толкования подтверждена и выводом Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1150-0, о том, что налоговое законоположение не ограничивает перечень субъектов, имеющих право инициировать судебное разбирательство о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию; норма подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких- либо непреодолимых препятствий в реализации возможности признания сумм налога, пени и штрафа безнадежными к взысканию - по инициативе как налогового органа, так и налогоплательщика.
В силу вступивших в действие с ДД.ММ.ГГГГ части 1 и 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЭ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка, в том числе, по транспортному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням; решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Таким образом, из указанных норм действующего законодательства следует, что при наличии обстоятельств, являющихся основанием для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по налогам и пеням, налоговый орган принимает решение о списании указанных недоимок и задолженности по пеням, при этом четко указано, что решение принимается налоговым органом без участия налогоплательщика.
В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказывания того обстоятельства, нарушены ли его права, свободы и законные интересы оспариваемым решением, действием (бездействием) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В настоящем случае стороной администривного истца не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым бездействием со стороны как Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея, так и заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея.
Административными ответчиками даны ответы по всем поданным администривным истцом заявлениям и разъяснены порядок признания безнадежными и списаниянедоимок по налогам и пеням, также указаны сведения о наличии задолженностей по налогам и пеням, имеющимся у Тищенко В.В. При этом суд соглашается с доводами административных ответчиков о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации не предусматривают выдачу копий решений о признании безнадежными и списании недоимок по налогам и пеням.
Кроме того, правом инициировать судебное разбирательство о признании задолженностей по налогам безнадежной к взысканию, в соответствии спп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, Тищенко В.В., как налогоплательщик, не воспользовался, и предметом настоящего спора также не является.
Следовательно, в удовлетоврении администривных исковых требований о признании незаконным бездействий Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея и заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея и понуждении заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Республике Адыгея устранить допущенные нарушения надлежит отказать.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводы суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09.09.2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Тищенко В.В. адвоката Шпинева В.А., без удовлетворения.
Председательствующий – В.М. Мейстер
Судьи: Е.А. Тхагапсова, Р.З. Тачахов
копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея Р.З. Тачахов