Дело № 2а-136/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2019 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Рожковой В.Ю.,
с участием прокурора Чистюхиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» к Совету муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» об оспаривании бездействия по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск»,
установил:
Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» обратился в суд с административным иском к Совету муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» о признании незаконным бездействия административного ответчика по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск». В обоснование требований указано, что прокуратурой установлен факт длительного бездействия и игнорирования административным ответчиком требований федерального законодательства, а именно: после признания 12.12.2018 конкурса на замещение должности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» несостоявшимся и отмены решения Совета от 04.10.2018 об утверждении порядка проведения конкурса вопрос о принятии нового решения о назначении и проведении конкурса на заседаниях Совета длительное время не рассматривается, в повестки заседаний не включается, проект нового решения о назначении и проведении конкурса до настоящего времени не подготовлен. Представление прокурора от 16.04.2019 об устранении допущенных нарушений проигнорировано. Должность руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» является вакантной с ДД.ММ.ГГГГ, то есть более восьми месяцев. Бездействием Совета нарушаются интересы муниципального образования и права граждан на участие в конкурсе и на осуществление деятельности в должности руководителя администрации муниципального образования. В связи с чем, с учетом уточнения требований, просит признать незаконным бездействие Совета и обязать Совет установить порядок проведения конкурса с указанием в нем условий, даты, времени и места его проведения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Чистюхина С.В. требования поддержала, дополнительно пояснив, что Совет продолжает бездействовать, после внесения представления прокурора было проведено четыре заседания Совета, но ни на одном из них вопрос о проведении нового конкурса на замещение должности руководителя администрации не рассматривался, проект соответствующего решения не разрабатывается, в результате данная должность остается вакантной уже более десяти месяцев.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. В своем отзыве представитель административного ответчика - глава городского поселения Кондрашов С.В. с административным иском не согласился, указав, что Советом запланировано повторное проведение конкурса, однако законодательством об организации местного самоуправления не установлены сроки проведения такого конкурса, следовательно, требования прокурора являются незаконными.
Заинтересованные лица – администрация городского поселения «Троицко-Печорск», администрация муниципального района «Троицко-Печорский» своих представителей в суд не направили.
Учитывая надлежащее извещение, на основании статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании распоряжения руководителя АГП «Троицко-Печорск» от 20.09.2018 № прекращены полномочия руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с окончанием срока полномочий (л.д.41).
12.09.2018 № руководителем администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО1 на основании п.8 ст.30 Устава МО ГП «Троицко-Печорск» вынесено распоряжение о возложении обязанностей руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» на заместителя руководителя ФИО2, со дня проведения первого заседания вновь избранного Совета городского поселения «Троицко-Печорск» 5 созыва до дня назначения на должность вновь избранного руководителя. От исполнения обязанностей руководителя ФИО2 отказалась. (л.д.40).
Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 № утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск», назначена дата проведения конкурса – 12.12.2018, установлены сроки, время и место приема документов для участия в конкурсе, назначены члены конкурсной комиссии, утверждены условия контракта с руководителем администрации (л.д. 46-61).
Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 № исполняющим обязанности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» назначен ФИО3, до дня назначения вновь избранного руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» (л.д.62). 12.10.2018 представителем нанимателя - главой ГП «Троицко-Печорск» заключен контракт (срочный трудовой договор) с ФИО3 (л.д.65).
Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 12.12.2018 № конкурс на замещение должности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» признан несостоявшимся; решение Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 № «О проведении конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» отменено (л.д.76). Согласно протоколу очередного заседания Совета от 12.12.2018 конкурс признан несостоявшимся ввиду признания недействительным решения конкурсной комиссии (л.д.104). При этом дата и условия проведения нового конкурса на замещение должности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» не были определены.
16.04.2019 прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми внес представление в Совет ГП «Троицко-Печорск» об устранении нарушений федерального законодательства в связи с непринятием Советом на протяжении длительного времени решения о проведении конкурса (л.д.78). В установленный срок до 27.04.2019 представление прокурора Советом рассмотрено не было.
До настоящего времени Советом ГП «Троицко-Печорск» не объявлен конкурс на замещение должности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск», не установлен порядок его проведения. Данный вопрос не рассматривался на очередных и внеочередных заседаниях Совета, что подтверждается протоколами заседаний Совета (л.д.84-91, 106, 121).
По информации прокуратуры и администрации МР «Троицко-Печорский» (л.д.141,143) в течение 2019 года и в прокуратуру, и в администрацию района неоднократно обращались жители пгт. Троицко-Печорск, в том числе, желающие участвовать в конкурсе на замещение должности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» с жалобами на бездействие Совета ГП «Троицко-Печорск» в части непринятия мер по организации конкурса.
В силу статьи 17 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, порядок проведения которого устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) местная администрация входит в структуру органов местного самоуправления, порядок формирования которых и иные вопросы их организации и деятельности определяются уставом муниципального образования.
Согласно частям 2, 5, 6 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. При этом лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Аналогичные требования установлены частью 5 статьи 6 Закона Республики Коми от 09.12.2014 №153-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми».
К числу должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» в соответствии с положениями части 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и частью 1 статьи 21 Устава МО ГП «Троицко-Печорск» (л.д. 7-26) относится руководитель администрации муниципального образования, который, согласно части 2 статьи 30 Устава, назначается на должность по контракту Советом городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса; порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации устанавливается Советом городского поселения; контракт с руководителем администрации заключается на срок полномочий Совета городского поселения, принявшего решение о назначении лица на должность руководителя администрации, но не менее чем на два года.
Из анализа вышеизложенных норм права следует, что проведение конкурса по отбору кандидатов на должность руководителя администрации муниципального образования для Совета городского поселения является обязательным.
Такое требование закона направлено на обеспечение интересов муниципального образования и интересов населения на надлежащую организацию местного самоуправления.
Несмотря на то, что глава местной администрации является муниципальным служащим, его назначение на должность регулируется не только законодательством о муниципальной службе, но и специальными приведенными выше нормами, поскольку назначение главы исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления влияет на права граждан муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Совет городского поселения «Троицко-Печорск», на который возложена обязанность по организации и проведению такого конкурса, обязан принять все необходимые и исчерпывающие меры к своевременному назначению и проведению конкурса. Несмотря на то, что вышеуказанные правовые нормы не содержат указания на конкретный срок, в течение которого орган местного самоуправления должен принять решение о назначении проведения конкурса, Совет должен не допускать действий, направленных на произвольное, необоснованное затягивание решения вопроса о назначении главы муниципального образования и исполнить требования закона в разумный срок.
Назначение исполняющего обязанности руководителя администрации муниципального образования на неопределенный срок без проведения конкурса грубо нарушает вышеприведенные требования законодательства, интересы муниципального образования и права граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Граждане имеют право на организацию и осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями, установленными законодательством об организации местного самоуправления, в том числе, имеют право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Как установлено, решение Совета от 04.10.2018 №, которым был утвержден порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск», отменено еще 12.12.2018. Однако в результате неправомерного бездействия административного ответчика порядок и дата проведения нового конкурса не установлены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Совета городского поселения «Троицко-Печорск», выразившегося в непринятии мер по организации и проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок их устранения.
Учитывая длительный период бездействия административного ответчика, в целях устранения допущенных нарушений на административного ответчика следует возложить обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск», с указанием в нем условий конкурса, сведений о дате, времени и месте проведения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» к Совету муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» об оспаривании бездействия по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск», выразившееся в непринятии мер по организации и проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск».
Обязать Совет муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск», с указанием в нем условий конкурса, сведений о дате, времени и месте проведения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Плесовская
Мотивированное решение составлено 08 июля 2019 года