Дело № 2а-342/2021
УИД 75RS0019-01-2021-000532-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сретенск 01 июля 2021 года
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Чепцова Ю.Ф.,
при секретаре Юринской Ю.А.,
рассмотрев в открытом заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сретенского района Забайкальского края Гагариновой Н.В. к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Сретенского района Гагаринова Н.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что в целях реагирования на публикацию статьи «Экологическая катастрофа – канализация в реке Шилка», размещенной на Заб.Ру, прокуратурой проведена проверка по исполнению администрацией городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» требований законодательства о муниципальной собственности, а именно по передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование. В ходе проверки установлено, что 16.10.2020 администрацией городского поселения «Сретенское» заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом с ООО «Регион» до заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в г. Сретенск. В пользование переданы, в том числе станция 1-го подъема подруслового водозабора, станция 2-го подъема подруслового водозабора в мкр. <В.> г. Сретенск, скважина «<Д.>» в г. Сретенск, ул. <К.>, артезианская скважина в г. Сретенск, ул. <Е.>, д. 4 «г», здание насосной станции в г. Сретенск, ул. <В1.>, д. 23, водозабор, колодец для воды в г. Сретенск, ул. <В1.>, д.23А, водопроводная сеть 2474 метра, канализационные сети 759 метров.
Кроме того, в состав канализационных сетей в г. Сретенск, согласно исполнительной схеме канализации в мкр. Восточный входят 4 канализационных коллектора (выгреба).
Распоряжением администрации муниципального района «Сретенский район» от 11.11.2005 №509-р «О разграничении имущества муниципального района «Сретенский район» между муниципальным районом и городским поселением «Сретенское», в собственность администрации городского поселения «Сретенское» передано муниципальное имущество: здание подруслового водозабора в г. Сретенск, мкр. <В.>, 1, здание станции подруслового водозабора в г. Сретенск, мкр. <В.>, водокачка «<Д.>».
На недвижимое имущество, а именно: станцию 1-го подъема подруслового водозабора, станцию 2-го подъема подруслового водозабора в мкр. <В.> г. Сретенск, скважину «<Д.>» в г. Сретенск по ул. <К.>, артезианскую скважину в г. Сретенск по ул. <Е.>, д. 4Г, здание насосной станции в г. Сретенск по ул. <В1.>, д. 23, водозабор, колодец для воды в г. Сретенск по ул. <В1.>, д. 23А, водопроводную сеть 2474 метра, канализационные сети 759 метров, в том числе 4 канализационных коллектора (выгреба) в мкр. <В.>, право муниципальной собственности в установленном законом порядке не оформлено, имущество является бесхозяйным.
На основании изложенного, считает, что при отсутствии права собственности на указанное муниципальное имущество, администрацией городского поселения «Сретенское» допущено нарушение законодательства о защите конкуренции при передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсных процедур и заключения концессионного соглашения, что привело к недополучению бюджетом городского поселения «Сретенское» денежных средств в качестве платы по концессионному соглашению. Просила признать бездействие администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в части непринятия мер по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного незаконным, обязать администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанные объекты.
Изучив материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1, п.7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В силу п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно абз.1, 2 п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с ч.1, 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимся в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.9 Настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. 11 ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 27.06.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество предоставляется на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Как усматривается из материалов дела проверкой установлено, что недвижимое имущество, а именно: станция 1-го подъема подруслового водозабора, станция 2-го подъема подруслового водозабора в мкр. <В.> г. Сретенск, скважина «<Д.>» в г. Сретенск по ул. <К.>, артезианская скважина в г. Сретенск по ул. <Е.>, д. 4Г, здание насосной станции в г. Сретенск по ул. <В1.>, д. 23, водозабор, колодец для воды в г. Сретенск по ул. <В1.>, д. 23А, водопроводная сеть 2474 метра, канализационные сети 759 метров, в том числе 4 канализационных коллектора (выгреба) в мкр. <В.>, не поставлено органом местного самоуправления на учет в качестве бесхозяйного имущества, право собственности на него не зарегистрировано.
Вместе с тем, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, в связи с чем, у администрации городского поселения «Сретенское» в силу закона возникла обязанность совершить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанные объекты.
Однако в нарушение требований федерального законодательства органом местного самоуправления не предпринимаются меры по оформлению указанного имущества.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что факт бездействия администрации городского поселения «Сретенское», выразившегося в непринятии мер по постановке на учет указанного имущества подтвержден представленными доказательствами.
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
При таком положении суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Сретенского района Гагариновой Н.В. к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов: станцию 1-го подъема подруслового водозабора, станцию 2-го подъема подруслового водозабора в мкр. <В.> г. Сретенск, скважину «<Д.>» в г. Сретенск по ул. <К.>, артезианскую скважину в г. Сретенск по ул. <Е.>, д. 4Г, здание насосной станции в г. Сретенск по ул. <В1.>, д. 23, водозабор, колодец для воды в г. Сретенск по ул. <В1.>, д. 23А, водопроводную сеть 2474 метра, канализационные сети 759 метров, в том числе 4 канализационных коллектора (выгреба) в мкр. Восточный.
Обязать администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: станцию 1-го подъема подруслового водозабора, станцию 2-го подъема подруслового водозабора в мкр. <В.> г. Сретенск, скважину «<Д.>» в г. Сретенск по ул. <К.>, артезианскую скважину в г. Сретенск по ул. <Е.>, д. 4Г, здание насосной станции в г. Сретенск по ул. <В1.>, д. 23, водозабор, колодец для воды в г. Сретенск по ул. <В1.>, д. 23А, водопроводную сеть 2474 метра, канализационные сети 759 метров, в том числе 4 канализационных коллектора (выгреба) в мкр. <В.>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Чепцов
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2021.