Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Матвеевой О.Ю.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.
административное дело № 3а-233/20 по административному исковому заявлению Камышевой Т.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части,
с участием представителя Камышевой Т.В. по доверенности Медведевой Е.И.,
представителя министерства имущественных отношений Самарской области Муртазина Ф.Р.,
У с т а н о в и л :
Камышева Т.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Также просила взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб..
Требования обоснованы тем, что вышеуказанное нежилое здание необоснованно включено в Перечень на 2019 год, поскольку оно не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанный объект не является административным, деловым или офисным объектом, объектом торговли, общественного питания или бытового обслуживания, доля помещений с наименованием «кабинет» составляет только 15 % от общей площади здания; здание располагается на земельном участке с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации административного здания (Зона Ж-1А), согласно акта осмотра, проведённого кадастровым инженером в декабре 2018 года, указанное здание является зданием производственного характера. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Медведева Е.И. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. заявленные требования не признал и указал, что основанием для включения нежилого здания в Перечень является его расположение на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0301146:929 с видом разрешенного использования: «для дальнейшей эксплуатации административного здания».
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Камышевой Т.В. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить частично.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года № 1608 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, в пункт № которого включено нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Камышевой Т.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1102 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данное здание имеет назначение: нежилое здание, наименование: офисные и вспомогательно-хозяйственные помещения.
По сведениям технического учета в здании располагаются кабинеты площадью 40,6 кв. м., 20,5 кв. м. 37,8 кв. м, 25,2 кв. м., 40 кв. м, 45,5 кв. м, а также цеха, склады, щитовая, котельная, бытовые и вспомогательные помещения.
Площадь кабинетов в указанном здании составляет 209,6 кв. м. или 19,02 % от общей площади здания.
В связи с этим информация, содержащаяся в техническом паспорте и в Едином государственном реестре недвижимости о нежилом здании, не позволяла министерству отнести нежилое здание к объектам офисного назначения.
Вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0301146:929. Вид разрешенного использования земельного участка: для дальнейшей эксплуатации административного здания- безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение на участке офисных зданий делового, коммерческого и административного назначения.
На момент включения объекта недвижимости в Перечни осмотр фактического использования здания министерством не проводился.
Административным истцом представлен в суд акт осмотр объекта недвижимости от 11 декабря 2018 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Геострой» и кадастровым инженером ФИО1, из которого следует, что нежилое здание с кадастровым номером № используется как производственное здание со вспомогательными помещениями. Административно-деловым зданием оно не является, так как площадь офисных помещений по данным технического учета и по фактическому использованию составляет менее 20% ( 15%).
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное нежилое здание не соответствует критериям административно-делового или торгового объекта по смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2017 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующими со дня принятия.
Согласно статье 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Административным истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов за услуги представителя в размере 15 000 руб., однако, с учетом категории ела, участия представителя в одном судебном заседании, суд снижает эти расходы до 8000 руб..
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Камышевой Т.В. удовлетворить частично.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2017 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Камышевой Т.В. расходы на услуги представителя в размере 8000 руб.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 16 января 2020 года.