22 июля 2015 года Савеловский районный суд города Москвы
в составе председательствующего судьи Королевой О.М.
при секретаре Борискиной Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4829/15
по иску Природоохранного прокурора города Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «КОМПАНИЯ «ЮНИМИЛК» об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды,
установил:
истец Природоохранный прокурор города Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику ОАО «КОМПАНИЯ «ЮНИМИЛК» об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, выявленные им в ходе проверки ОАО «КОМПАНИЯ «ЮНИМИЛК» при осуществлении деятельности филиала «Молочный Комбинат «ПЕТМОЛ» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец в лице прокурора Цветковой О.В. требования иска поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Сироткина М.И. в судебном заседании не оспаривала факт выявленных прокурором нарушений, указав, что ответчиком в настоящее время ведутся работы по устранению выявленных нарушений.
Представитель третьего лица ГУП Водоканал Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как установлено в судебном заседании, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды ОАО «КОМПАНИЯ ЮНИМИЛК» при осуществлении деятельности филиала «Молочный Комбинат «ПЕТМОЛ» по адресу: <адрес>.
Проверкой установлено, что сброс сточных вод ответчиком осуществляется в системы коммунальной канализации на основании договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Согласно извещению № № от ДД.ММ.ГГГГ. отбор проб ДД.ММ.ГГГГ. предприятием ОАО «КОМПАНИЯ ЮНИМИЛК» в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
выпуск 1 (<адрес>): алюминий, железо общее;
выпуск 2 (<адрес>): азот аммонийный, алюминий, ВПК 5, взвешенные вещества, железо общее, марганец, нефтепродукты, фенолы, цинк.
Согласно извещению № (№ от ДД.ММ.ГГГГ) отбор проб ДД.ММ.ГГГГ, предприятием ОАО «КОМПАНИЯ ЮНИМИЛК» в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
выпуск 1 (<адрес>): БПK5, XПК.
выпуск 2 (<адрес>): алюминий, БПК 5, взвешенные вещества, железо общее, марганец, мель, нефтепродукты, ртуть, фенолы, XI1К. цинк.
Указанное свидетельствует о превышении предельно допустимых концентраций Обществом при сборе сточных вод в систему канализации.
Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального «кона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.З Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании п. 1 ст. 22 Федеральною закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов уславливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов па выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с ч.2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 43.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 167), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации.
На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На основании п. 111, 114 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения предусмотренным приложением № 3.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
Указанное Распоряжение издано в соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 167, пунктом 5 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 732-11 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Санкт-Петербурге", пунктом 3.28-3 Положения о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № 757.
Пунктом 1 Распоряжения установлено, что перечень загрязняющих веществ и нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, устанавливаются с учетом вида централизованной системы водоотведения, через которую сточные воды сбрасываются в водные объекты.
Нормативы водоотведения по составу сточных вод абонентов устанавливаются с целью обеспечения соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, установленных государственному унитарному предприятию «Водоканал Санкт-Петербурга» природоохранными органами, а также проектных параметров очистки сточных вод и с учетом технической и технологической возможности очистных сооружений централизованных систем водоотведения Санкт-Петербурга по очистке сточных вод от конкретных загрязняющих веществ.
Приему в бассейны канализования с централизованной общесплавной системой водоотведения и/или централизованной бытовой системой водоотведения подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленных нормативов водоотведения по составу согласно таблице 1 Распоряжения.
Нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, неуказанных в таблице 1, устанавливаются в размере, не превышающем соответствующие значения предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов культурно-бытового, хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного водопользования (по минимальному значению ПДК).
Следует отметить, что нормативы водоотведения по качеству сточных вод, согласно действующему законодательству, установлены для всех абонентов, осуществляющих сброс сточных вод в систему коммунальной канализации, вне зависимости от характера хозяйственной деятельности юридического лица.
Документы, подтверждающие проведение мероприятий, направленных на снижение превышений предельно допустимых концентраций по качеству сточных вод ответчиком в ходе проверке представлено не было.
Из объяснений главного энергетика филиала «Молочный Комбинат «ПЕТМОЛ» следует, что основными причинами превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах на выходе из локальных очистных сооружений являются: выход из строя мешалок усреднителя, изменение параметров производственных сточных вод, поступающих из локальных очистных сооружений, в связи с выпуском нового продукта, не соответствие параметров работы флотатора проектным.
Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
В соответствием с п. 3 «Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1193, нарушение запретов в отношении осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативнее воздействие на окружающую среду, или невыполнение обязанностей по проведению мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении такой деятельности представляет угрозу причинения вреда окружающей среде.
Изложенные прокурором нарушения нашли свое подтверждение в материалах дела.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика выявленные нарушения не оспаривал, пояснив, что ответчиком принимаются меры по устранению выявленных нарушений.
С учетом изложенного, суд полагает, что требования иска заявлены обоснованно и на ответчика должна быть возложена обязанность при осуществлении деятельности филиала «Молочный Комбинат «ПЕТМОЛ» по адресу: <адрес>, в 90-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение эффективности работы локальных очистных сооружений на выпусках № (<адрес>), № (<адрес>, до соблюдения норматива водоотведения, установленных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ № №.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Москвы подлежит взысканию госпошлина 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ 90-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № (<░░░░░>), № (<░░░░░>), ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ № №.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 6000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.