Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
24 августа 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего: судьи Омаровой М.А., при секретаре ФИО14, с участием представителя истцов ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО12, ФИО13 об установлении факта принятия дома в муниципальную собственность <адрес>, установлении факта наличия отношений в рамках договора социального найма между Администрацией <адрес> и жильцами дома по адресу: РД, <адрес> линия, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 обратились в суд с иском об установлении факта принятия дома в муниципальную собственность <адрес>, установлении факта наличия отношений в рамках договора социального найма между Администрацией <адрес> и жильцами дома по адресу: РД, <адрес> линия, <адрес>, указав в обоснование иска на то, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при участии приглашенного эксперта специалиста-строителя ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» было произведено обследование жилых помещений многоквартирного дома по <адрес> линия, <адрес> (Акт № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О сроках отселения физических лиц и сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» вышеуказанный дом, признан аварийным и подлежащим сносу (Заключение № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ, в результате замыкания электрической проводки жилой дом по адресу: <адрес> линия, <адрес> полностью сгорел и дальнейшее проживание жильцов в указанном доме невозможно, жильцы фактически остались на улице. Помощником начальника караула пожарной части № МЧС РД Абдурахмановым P.P. 18.07.2016г. составлен АКТ о пожаре.
На вышеуказанный дом, в котором проживало 11 семей, имеется технический паспорт, выданный «ФГУП Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ». У всех семей были открыты лицевые счета, поквартирные карточки и производилась оплата за коммунальные услуги.
Согласно ответному письму МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» №.01.-31538/20 от ДД.ММ.ГГГГ адресованной жильцам дома, Управление сообщило о том, что в реестре объектов муниципальной собственности квартиры <адрес> помимо квартиры под № не значатся. На основании изложенного, последним предложено представить правоустанавливающие документы.
Таким образом, заявителям необходимо установить факт принятия дома в муниципальную собственность <адрес> и наличие отношений в рамках договора социального найма между Администрацией ГОсВД «<адрес>» и жильцами дома.
На территории муниципального образования утверждена и реализуется программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на период 2019-2024 гг», куда вошли многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе жилой дом по <адрес> линия, <адрес>.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной Генеральным директором ПА НК «Роснефть-Дагнефть» ФИО15, указанный объект в мае 1994 г. был передан Администрации <адрес> и находился на обслуживании Жилищно-эксилуатационного участка №.
Относительно данного дома, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ответным письмом от 23.04.2021г. № ТА-07/939 дано следующее разъяснение: «В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 189-ФЗ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма.
Поскольку, как следует из письма, многоквартирный дом по адресу <адрес>, просп. А. Акушинского, 16-я линия, 40, ранее являлся ведомственным общежитием, принадлежавшим ПАО «НК "Роснефть- Дагнефть"», граждане были законно вселены в эти помещения, впоследствии дом был передан администрации <адрес>, на таких граждан также могут распространяться положения статьи 7 Федерального закона №- ФЗ. В силу указанной нормы к отношениям по использованию указанными гражданами жилых помещений в таком доме применяются нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма».
Однако, для реализации данного положения о распространении норм на возникшие правоотношения, необходимо подтвердить факт принятия дома в муниципальную собственность.
На основании вышеизложенного просят суд установить факт принятия дома в муниципальную собственность <адрес>, установить факта наличия отношений в рамках договора социального найма между Администрацией <адрес> и жильцами дома по адресу: РД, <адрес> линия, <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов ФИО16 поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, возражений не представили.
Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные истцом доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В силу положений ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На вышеуказанный дом, в котором проживало 11 семей, имеется технический паспорт, выданный «ФГУП Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ». У всех семей были открыты лицевые счета, поквартирные карточки и производилась оплата за коммунальные услуги.
На территории муниципального образования утверждена и реализуется программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на период 2019-2024 гг», куда вошли многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе жилой дом по <адрес> линия, <адрес>.
Из представленных суду материалов следует, что согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной Генеральным директором ПА НК «Роснефть-Дагнефть» ФИО15, указанный объект в мае 1994 г. был передан Администрации <адрес> и находился на обслуживании Жилищно-эксплуатационного участка №.
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма.
Поскольку, многоквартирный дом по адресу <адрес>, просп. А.Акушинского, 16-я линия, 40, ранее являлся ведомственным общежитием, принадлежавшим ПАО «НК "Роснефть-Дагнефть"», граждане были законно вселены в эти помещения, впоследствии дом был передан администрации <адрес>, на таких граждан также могут распространяться положения статьи 7 Федерального закона №- ФЗ.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчиков факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О сроках отселения физических лиц и сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» вышеуказанный дом, признан аварийным и подлежащим сносу (Заключение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при участии приглашенного эксперта специалиста-строителя ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» было произведено обследование жилых помещений многоквартирного дома по <адрес> линия, <адрес>, что подтверждается Актом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в результате замыкания электрической проводки жилой дом по адресу: <адрес> линия, <адрес> полностью сгорел и дальнейшее проживание жильцов в указанном доме невозможно, жильцы фактически остались на улице. Помощником начальника караула пожарной части № МЧС РД Абдурахмановым P.P. 18.07.2016г. составлен АКТ о пожаре.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Отсутствие у истцов прав на иные жилые помещения подтверждается материалами дела, следовательно, они не имеют возможности самостоятельного приобретения жилья, доказательств обратного суду не представлено. При этом обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1. ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований и установления факта принятия дома, расположенного по адресу: РД, <адрес> линия, <адрес> муниципальную собственность <адрес> и установлении факта наличия отношений в рамках договора социального найма между Администрацией <адрес> и жильцами дома по адресу: РД, <адрес> линия, <адрес>, а именно: ФИО3 (<адрес>), ФИО4 (<адрес>), ФИО5 (<адрес>), ФИО6 (<адрес>), ФИО7 (<адрес>), ФИО8 (<адрес>), ФИО9 (<адрес>), ФИО10 (<адрес>), ФИО2 (<адрес>), ФИО12 (<адрес>), ФИО13 (<адрес>).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО12, ФИО13 об установлении факта принятия дома в муниципальную собственность <адрес>, установлении факта наличия отношений в рамках договора социального найма между Администрацией <адрес> и жильцами дома по адресу: РД, <адрес> линия, <адрес> – удовлетворить.
Установить факт принятия дома, расположенного по адресу: РД, <адрес> линия, <адрес> муниципальнцую собственность <адрес>.
Установить факт наличия отношений в рамках договора социального найма между Администрацией <адрес> и жильцами дома по адресу: РД, <адрес> линия, <адрес>, а именно: ФИО3 (<адрес>), ФИО4 (<адрес>), ФИО5 (<адрес>), ФИО6 (<адрес>), ФИО7 (<адрес>), ФИО8 (<адрес>), ФИО9 (<адрес>), ФИО10 (<адрес>), ФИО2 (<адрес>), ФИО12 (<адрес>), ФИО13 (<адрес>).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья М.А. Омарова