Дело № 2-5565\2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2017 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стекачева Ю. В. к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ о признании отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилья незаконным, признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с названными требованиями, ссылаясь на то, что является подполковником запаса, проходил службу в Вооруженных Силах ОФ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Службу по ДД.ММ.ГГ проходил в Приморском крае г. Уссурийске городке Воздвиженка. После расформирования восковой части городке Воздвиженка, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ находился в распоряжении командира в/ч XXXX гарнизон XXXX, уволен ДД.ММ.ГГ с зачислением в запас, ДД.ММ.ГГ исключен из списков части с направлением на воинский учет в г. Уссурийск. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 28 лет 09 месяцев.
При увольнении ему не был разъяснен порядок подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Командование войсковой части руководствовалось определением Верховного суда РФ от 20.06.2007 г. №ВКПИ 07-30 о том, что в случае, если военнослужащий, обеспеченный служебным жилым помещением по месту прохождения службы, он может быть уволен без его согласия до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства. Истец уволен с указанием о том, что он обеспечен жилым помещением. В настоящее время проживает в служебной квартире в XXXX, предоставленной ему ДД.ММ.ГГ Жилищный фонд гарнизона Воздвиженка не передан в муниципальную собственность, квартира, в которой проживает истец, не может передана в его собственность по договору приватизации. На учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на территории Уссурийского городского округа истец не состоял и не состоит.
ДД.ММ.ГГ истец обратился с заявлением к ответчику о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как гражданина, уволенного с военной службы, имеющего необходимую выслугу лет. Решением от ДД.ММ.ГГ в принятии на учет нуждающихся истцу отказано, т.к. истец не является военнослужащим, до исключения из списков части не заявил о своем праве на обеспечение жильем.
Полагает, что решение является незаконным, т.к. приведенные ответчиком основания отказа в ФЗ «О статусе военнослужащих» не названы. Право на получение жилья истцом до настоящего времени не реализовано, тогда как оно гарантировано положениями Конституции РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих».
В судебном заседании представитель истца по доверенности Стекачева Э.Е. на исковых требованиях настаивала по указанным основаниям. Требования уточнила, просила признать за истцом право состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений для получения жилищной субсидии по избранному месту жительства - г. Уссурийск. Обязать ответчика включить истца в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, для получения жилищной субсидии по избранному месту жительства - г. Уссурийск с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГ Пояснила, что в ДД.ММ.ГГ году производилось массовое увольнение военнослужащих, списки нуждающихся в предоставлении жилья составлялись, но никуда направлены войсковой частью не были. Увольнялись, только бы уехать из гарнизона Белая. Истцу пояснили, что у него есть служебное жилье, вопрос о предоставлении жилья он должен решать в г. Уссурийске. Полагали, что после того, как с городка Воздвиженка был снят статус закрытого военного городка, можно будет получить квартиру в собственность по договору приватизации, но это оказалось невозможным. В ФЗ «О статусе военнослужащих» отсутствует указание о том, что военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Представитель ответчика по доверенности Драгалина А.С. с иском не согласилась, поддержала доводы, приведенные в письменных возражениях, в которых указано, что право на жилище военнослужащих закреплено статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающей, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом определен как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1280 утверждена «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» и «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений».
Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Так в соответствии с ч.12 п.1 ст. 15 указанного закона военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Истец на основании приказа командира войсковой части XXXX от ДД.ММ.ГГ XXXX уволен с военной службы в запас и исключен из списков части по достижению предельного возраста пребывания на военной службе ДД.ММ.ГГ. На момент увольнения жилым помещением обеспечен не был. О своем праве на получение жилого помещения не заявлял.
Приказ об увольнении Стекачев Ю.В. не оспаривал.
С момента увольнения Стекачев Ю.В. утратил статус военнослужащего.
В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии с п.3 ст.2 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п.6 ч.1 Устава внутренней военной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый законодательством РФ.
Согласно с п.п. ст.38 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п.4 ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава части. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним дне) военной службы.
Стекачев Ю.В. обратился в 5 Отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, как лицо, утратившее связь с Министерством обороны Российской Федерации и не заявившее свое право на обеспечение жильем до исключения его из списков личного состава.
В связи с чем правовых оснований признания за истцом права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, не имеется.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2010 № 1280 условиями получения военнослужащими жилья по избранному месту жительства за счет средств выделяемых Министерством обороны Российской Федерации производится только для военнослужащих, которые при увольнении с военной службы:
- были признаны в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях;
- увольняемые с военной службы, при условии наличия на момент
увольнения календарной продолжительности военной службы 20 лет и более;
- увольняемых с военной службы, если на момент увольнения
военнослужащего с военной службы он имеет общую (календарную)
продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии что основаниями для увольнения явились (являются): а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе, б) состояние здоровья, в) организационно - штатные мероприятия.
Таким образом, оснований для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого от Министерства обороны Российской Федерации у Стекачева Ю.В. не имеется.
Полагает, что истец по вопросу предоставления жилья обратился в ненадлежащий жилищный орган.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункт 1); обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 2.1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона (абз.12 п.1).
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15).
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, регламентирует порядок принятия на учет нуждающихся граждан, являющихся военнослужащими.
Указанная инструкция подлежит применению и в данном случае, т.к. предоставление жилищной субсидии является и одной из форм обеспечения военнослужащих жильем.
В судебном заседании на основании пояснений сторон и материалов дела установлено, что истец на основании приказа командира войсковой части XXXX от ДД.ММ.ГГ XXXX уволен с военной службы в запас и исключен из списков части по достижению предельного возраста пребывания на военной службе ДД.ММ.ГГ.
На момент увольнения нуждающимся в получении жилья признан не был.
По смыслу п.2 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих», п.3 ст.2 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», с момента исключения из списков части утратил статус военнослужащего.
В соответствии с п. п. 1 и 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", ФГКУ "Востокрегионжилье" является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, через которую Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих.
Из изложенного следует, что ФГКУ «Востокрегионжилье» не является органом, уполномоченным оценивать право истца на обеспечение жилым помещением и совершать действия, регламентированные названной Инструкцией по включению истца в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Стекачева Ю.В. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Степанова
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2017 г.