РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2019 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ванеева С.У.,
при секретаре судебного заседания Тарасовой С.М.,
с участием административного истца Королева Р.П. и его представителя Климачева А.С., представителя административного ответчика – Администрации городского округа Павловский Посад Московской области по доверенности Гнедьковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1587/2019 по административному иску Королева Руслана Петровича к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,-
УСТАНОВИЛ:
Королев Р.П. обратился в суд с административным иском (с учетом уточненных требований) к Администрации городского округа Павловский Посад Московской областио признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, а именно предварительное согласование предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Королевым Р.П. было подано заявление в Администрацию городского округа Павловский Посад Московской областио предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена». В заявлении о предоставлении в аренду земельного участка, без проведения торгов указан земельный участок площадью <данные изъяты> местоположение: г.о. <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения огородничества.ДД.ММ.ГГГГ г. Администрация городского округа Павловский Посад Московской области сообщила, что площадь образуемого земельного участка превышает (менее) установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, определенных градостроительными регламентами, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.Градостроительные регламенты и максимальные и минимальные размеры образуемых земельных участков установлены Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Павловский Посад Московской области» и утверждены решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №. В соответствии с этими правилами минимальный размер образуемого земельного участка составляет <данные изъяты>, а максимальный размер составляет <данные изъяты>.Заявление в Администрацию городского округа Павловский Посад Московской области было подано на земельный участок площадью <данные изъяты> и полностью входит в площадные рамки. В связи с чем Королев Р.П. просит признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ г. Администрации городского округа Павловский Посад Московской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которых не разграничена в аренду без проведения торгов, земельного участка общей площадью <данные изъяты>, местоположение: <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения огородничества, в координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории - незаконным. Обязании Администрации городского округа Павловский Посад Московской области предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов, земельный участок общей площадью <данные изъяты>, местоположение: <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения огородничества, согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В судебном заседании административный истецКоролев Р.П. и его представитель Климачев А.С.просили уточненные требования удовлетворить.
Административный ответчик – Администрация Павловский ПосадМосковской области в лице представителя по доверенности Гнедьковой Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Заинтересованное лицо – представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, административный иск не оспорил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Королева Р.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.2 ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Из материалов дела судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Королевым Р.П. было подано заявление в Администрацию городского округа Павловский Посад Московской областио предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена».
В заявлении о предоставлении в аренду земельного участка, без проведения торгов указан земельный участок площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения огородничества.ДД.ММ.ГГГГ г. Администрация городского округа Павловский Посад Московской области сообщила Королеву Р.П., что площадь образуемого земельного участка превышает (менее) установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, определенных градостроительными регламентами, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.Градостроительные регламенты и максимальные и минимальные размеры образуемых земельных участков установлены Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Павловский Посад Московской области» и утверждены решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №.
В соответствии с этими правилами минимальный размер образуемого земельного участка составляет <данные изъяты>, а максимальный размер составляет <данные изъяты>.Заявление в Администрацию городского округа Павловский Посад Московской области было подано на земельный участок площадью <данные изъяты>. и полностью входит в площадные рамки.
Администрация городского округа Павловский Посад Московской области ДД.ММ.ГГГГ приняло решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в связи с тем, что площадь образуемого земельного участка превышает установленные пределы размеров земельных участков, определенных градостроительными регламентами.
Вместе с тем, согласиться с правомерностью таких выводов административного ответчика не представляется возможным.
Так, в силу части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения огородничества.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка представляет из себя один из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; имеет место быть в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ регламентированы вопросы содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, которые к нему прилагаются. Среди прочего заявитель представляет схему расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам их рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами) (подпункт 3);
Согласно ст.11.9 Земельного кодекса РФ1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что оспариваемое решение не соответствует пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, сложившемуся порядку землепользования по границам испрашиваемого к предварительному согласованию предоставления вновь образуемого земельного участка. В связи с чем отказ в предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, который подал заявление и предоставил необходимые документы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.4 ст.5. Закона РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 2 ст.1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,-
р е ш и л :
Административное исковое заявление Королева Руслана Петровича удовлетворить.
Признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ г. Администрации городского округа Павловский Посад Московской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которых не разграничена в аренду без проведения торгов, земельного участка общей площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения огородничества, в координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории - незаконным.
ОбязатьАдминистрацию городского округа Павловский Посад Московской области предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов, земельный участок общей площадью <данные изъяты>, местоположение:<адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения огородничества, согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца.
Председательствующий С.У. Ванеев