Решение по делу № 33-101/2023 (33-3222/2022;) от 07.12.2022

Судья Ельцова Т.В. Дело № 33-101/2023 (33-3222/2022)

Номер дела в суде 1 инстанции 2-59/2022

УИД 37RS0007-01-2021-003900-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2023 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Смирнова Д.Ю., судей Дорофеевой М.М., Егоровой Е.Г., при секретаре судебного заседания Фокеевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. дело по апелляционной жалобе Комитета по лесному хозяйству Ивановской области на решение Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года по делу по иску Г.С.В. к Комитету по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество» о признании действий незаконными,

установила:

Г.С.В. обратился в суд с иском к Комитету по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество», в котором уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил:

признать незаконными действия Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, связанные с производством санитарно-оздоровительного мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки в части проведения такого мероприятия на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащем Г.С.В., без его разрешения или согласования с ним;

признать незаконными действия ОГКУ «Кинешемское лесничество», связанные с реализацией оздоровительного мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащем Г.С.В., без его разрешения или согласования с ним;

признать незаконными действия ОГКУ «Кинешемское лесничество, направленные на запрещение Г.С.В., как собственнику земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером самостоятельно осуществлять мероприятия по очистке указанного земельного участка от поваленной древесно-кустарниковой растительности;

обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству и ОГКУ «Кинешемское лесничество» не чинить Г.С.В. препятствия в пользовании земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и воздержаться от реализации санитарно- оздоровительного мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки в части проведения такого мероприятия на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащем Г.С.В., без его разрешения или согласования с ним.

Исковые требования мотивированы тем, что Г.С.В. является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 255530 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок истец приобрел в собственность в августе 2018 года на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод». Переход права собственности к истцу зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Ивановской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права . Как следует из документов, ранее, ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с указанием категории - земли сельскохозяйственного назначения (предыдущий кадастровый ). ДД.ММ.ГГГГ в Юрьевецком муниципальном районе, в том числе на участке истца, в результате ураганного ветра пострадало большое количество деревьев и кустарников. Должностные лица ОГКУ «Кинешемское лесничество» запретили истцу заниматься очисткой данного участка от поваленной древесно-кустарниковой растительности по мотиву того, что с его стороны это будет являться хищением деревьев, относящихся к государственному лесному фонду, поскольку земельный участок истца частично (в большей его части) налагается на земельный участок из состава земель лесного фонда Кинешемского лесничества с кадастровым номером . Между тем, из письма прокуратуры Г.С.В. известно, что его земельный участок не относится к категории земель лесного фонда, также, согласно данным ЕГРН, он не пересекает какой-либо иной земельный участок. В то же время из письма Комитета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик считает земельный участок истца частью лесного фонда и им принято решение о производстве силами ОГКУ «Кинешемское лесничество» на земельном участке истца санитарно-оздоровительного мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки пострадавших деревьев. Указанное мероприятие назначено по акту лесопаталогического обследования. Таким образом, Комитет и ОГКУ «Кинешемское лесничество» без участия истца и без согласования с ним, произвели на принадлежащем ему земельном участке соответствующее обследование. Более того, Комитет без согласования с Г.С.В. и без его разрешения собирается проводить мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки на принадлежащем Г.С.В. земельном участке. Так, ОГКУ «Кинешемское лесничество» устанавливает договорные отношения с третьими лицами по поводу выборочной санитарной вырубке на принадлежащем истцу земельном участке. Указанные обстоятельства нарушают права истца как собственника спорного земельного участка.

Решением Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года исковые требования Г.С.В. удовлетворены в полном объеме.

С принятым решением не согласился Комитет по лесному хозяйству Ивановской области, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального и процессуального права, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 мая 2022 года решение Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года оставлено без изменения.

Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 мая 2022 года отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Ивановский областной суд в ином составе судей.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явились истец – Г.С.В., ответчик - ОГКУ «Кинешемское лесничество», третьи лица – Администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление Росреестра по Ивановской области извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ч. 3 ст.167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав ответчика – представителя Комитета Ивановской области по лесному хозяйству на основании доверенности ФИО7, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции на основании представленных истцом документов установлено, что истец является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером площадью 255.530 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности на вышеуказанное недвижимое имущество возникло у Г.С.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним (как покупателем) и ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод» (продавцом). Данное право истца зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за номером

ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод» приобрел право собственности на указанный земельный участок на основании договора купли–продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области «О продаже в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» от ДД.ММ.ГГГГ . При этом Общество приобретало данный участок без проведения аукциона, имея право преимущественной его покупки, как арендатор указанного недвижимого имущества (л.д. 156,157 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с категорией – земли сельскохозяйственного назначения. Ранее земельный участок имел кадастровый .

Земельный участок с кадастровым номером площадью 11.780.000 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес> по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) находится в собственности Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда. Согласно выписки из ЕГРН границы данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, описание местоположения земельного участка отсутствует (т. 1 л.д. 175).

Право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ранее земельный участок имел кадастровый (или условный) .

Согласно выписке из государственного лесного реестра, местоположением участка лесного фонда является Юрьевецкое сельское МУП «Заречное» Юрьевецкого муниципального района Кинешемского лесничества, номер лесотаксационных выделов 1, номер лесного квартала 15. Данный выдел относится по виду целевого назначения к защитным лесам к категории защитности – леса, расположенные в лесопарковых зонах и входит в состав многоконтурного земельного участка из состава земель лесного фонда общей площадью 1178 га, с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ в Юрьевецком муниципальном районе Ивановской области в результате ураганного ветра пострадал большой массив лесов. Характерные повреждения были нанесены также и древесно-кустарниковой растительности, находящейся на земельном участке истца.

ДД.ММ.ГГГГ Г.С.В. обратился в Комитет Ивановской области по лесному хозяйству (далее – Комитет) с просьбой принять меры по пресечению неправомерных действий должностных лиц подведомственного Комитету ОГКУ «Кинешемское лесничество», которые препятствуют заявителю в осуществлении принадлежащих ему прав собственности на земельный участок с кадастровым номером , утверждая, что земельный участок относится с землям лесного фонда и Г.С.В. не принадлежит, в связи с чем, в ультимативной форме запретили истцу производить на земельном участке работы по его очистке от поваленных в результате ураганного ветра ДД.ММ.ГГГГ деревьев (л.д. 29 т.1)

ДД.ММ.ГГГГ на имя истца за подписью председателя Комитета был дан ответ, из которого усматривается, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером частично налагается на земельный участок из состава земель лесного фонда Кинешемского лесничества, Юрьевецкого сельского участкового лесничества, МУП «Заречное», квартал 15, выдел 1 с кадастровым номером . В натуре данная территория покрыта лесом, сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером внесены в ЕГРН, что по мнению Комитета свидетельствует о том, что на одну и туже часть земельного участка по данным ЕГРН зарегистрированы права двух лиц, что является земельным спором, которые рассматриваются в судебном порядке, в связи с чем истцу предложено обратиться в суд (л.д. 31 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Кинешемское лесничество» составлен акт лесопаталогического обследования , согласно которому проведено обследование на площади 24 га, урочище МУП «Заречное», квартал 15 выдел 1 и с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия назначена выборочная санитарная рубка деревьев различных пород в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 12, 136, 209, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 15, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 13 июля 2015 года №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом РФ от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель», Федеральным законом РФ от 02 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пришел к выводу, что все действия ответчика, направленные на ограничение прав истца по использованию принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, фактическое распоряжение ответчиком принадлежащим истцу земельным участком путем организации проведения оздоровительных мероприятий в виде выборочной санитарной рубки, запрет истцу со стороны ответчика на самостоятельное осуществление мероприятий по очистке принадлежащего ему земельного участка от поваленной древесно-кустарниковой растительности, нарушают право собственности и законное владение истцом принадлежащим ему недвижимым имуществом, в связи с чем истец вправе требовать устранения таких нарушений.

При этом суд первой инстанции учел, что границы земельного участка истца установлены надлежащим образом, в то время как земельный участок, относящийся к лесному фонду, не отмежеван, его контуры и поворотные точки на местности не определены, в связи с чем определить его фактическое месторасположение и, соответственно, возможное пересечение с земельным участком истца, не представляется возможным.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе Комитет по лесному хозяйству Ивановской области указывает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером зарегистрировано в установленном законом порядке; земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Г.С.В., пересекает границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером ; Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области были превышены полномочия при предоставлении в собственность земель лесного фонда; считает, что судом дана неверная оценка представленным в материалы дела доказательствам.

Судебная коллегия признает данные доводы заслуживающими внимания.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

По правилам ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений ею права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Исходя из разъяснений, изложенных в п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Заявленные требования мотивированы нарушением действиями Комитета по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество» права собственности Г.С.В. на владение и пользование принадлежащим ему недвижимым имуществом.

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером площадью 255530 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

Ответчик возражая относительно заявленных исковых требований, ссылаясь на заключение ФГБУ «Рослесинфорг» указывал, что границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащий Г.С.В. пересекает границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , площадь пересечения составляет 225635 кв.м., земельный участок не мог быть предоставлен в собственность органами местного самоуправления.

Судебной коллегией в качестве новых (дополнительных) доказательств, исходя из требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", приняты: решение Пучежского районного суда Ивановской области от 3 ноября 2022 года по делу № 2-334/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда по делу № 33-446/2023, которым решение Пучежского районного суда Ивановской области от 3 ноября 2022 года оставлено без изменения.

Указанным решением удовлетворены исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Г.С.В., администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод», исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Г.С.В. об оспаривании прав на земельный участок. Признано отсутствующим право собственности Г.С.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью 255530+/-25553 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> в координатах поворотных точек границы пересечения; признаны недействительными договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с землями лесного фонда (местоположение: <адрес> постановлено исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ; исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности Г.С.В. на земельный участок с кадастровым номером

В рамках рассмотрения гражданского дела № 2-334/2022 судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО НПП «Терра+». Согласно заключению экспертов в ходе проведения судебной экспертизы установлено, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> право собственности на который зарегистрировано за Г.С.В., на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером , относящийся к землям лесного фонда ОГКУ «Кинешемское лесничество», Юрьевецкого сельского участкового лесничества, находящегося в собственности Российской Федерации. Местоположение земель лесного фонда совпадает с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером , площадь наложения земель лесного фонда составляет 236674 кв.м.

Из решения Пучежского районного суда Ивановской области от 3 ноября 2023 года также следует, что земельный участок, принадлежащий в настоящее время истцу Г.С.В., был сформирован из земельного участка, который ранее относился к лесному фонду.

В указанном решении суд пришел к выводу, что формирование земельного участка с кадастровым номером постановка его на кадастровый учет и дальнейшая продажа указанного земельного участка в собственность ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод», а затем Г.С.В., произведены в нарушение действующего законодательства, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований. В границах земельного участка с кадастровым номером располагается лесной участок <адрес> собственником которого является Российская Федерация. Право собственности на данный лесной участок зарегистрировано в ЕГРН, основанием для государственной регистрации права собственности явился Лесной кодекс РФ, данное право собственности не оспорено. Факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Г.С.В., на лесной участок подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии двойного кадастрового учета земельных участков, что является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

В указанном решении суд также пришел к выводу, что у Администрации Юрьевецкого муниципального района не было ни полномочий, ни законных оснований для передачи спорного земельного участка ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод» ни в аренду, ни в собственность и, соответственно, принятия постановления о предоставлении в аренду и о заключении договора аренды на спорный земельный участок, а также дополнительного соглашения к нему; принятия постановления о продаже в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Правовые основания для определения вида его использования у органа местного самоуправления отсутствовали. Учитывая, что ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод» приобрело спорный земельный участок (в границах в части пересечения с землями лесного фонда в координатах, установленных экспертным заключением, полученных в рамках производства по данному гражданскому делу) незаконно, заключенный между ним и Г.С.В. договор купли-продажи данного земельного участка в части предоставления земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с землями лесного фонда признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 8 1 - 8 4 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1 часть 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

Согласно Положению о Комитете по лесному хозяйству Ивановской области, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 № 441-П, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области.

Комитет, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет реализации отдельных полномочий Ивановской области в области лесных отношений, а также отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Ивановской области (раздел 2 Положения).

На основании подпункта 11 пункта 2.2.2 Положения, Комитет осуществляет в соответствии с возложенными Российской Федерацией на него полномочиями, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ивановской области, а также предоставляет выписки из государственного лесного реестра (пункт 2.2.3 Положения), осуществляет мероприятия по защите лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (п.п. 6 пункта 2.2.2 Положения).

Комитет, являясь органом исполнительной власти в области лесных отношений, осуществляет в соответствии с возложенными на него полномочиями мероприятия на землях лесного фонда.

Как следует из материалов дела, для предупреждения распространения вредных организмов и снижения класса природной пожарной опасности в квартале 15, выделе 1, Юрьевецкого сельского участкового лесничества МУП «Заречное», Кинешемское лесничество назначено санитарно-оздоровительное мероприятие в виде выборочной санитарной рубки.

Мероприятие назначено по акту лесопатологического обследования , утвержденного председателем Комитета ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 910 «Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования» и приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 912 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов». Акт лесопатологического обследования на назначенную санитарную рубку во исполнение требований Федерального закона от 30.12.2015 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов», и постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1158 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными; уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений», прошел контроль и одобрен Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

На основании пункта 2 распоряжения Правительства Ивановской области от 20.04.2011 № 103-рп «О создании областного государственного бюджетного учреждения «Центр по охране лесов Ивановской области» целями деятельности ОГБУ «Центр по охране лесов Ивановской области» является осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов.

Распоряжением Правительства Ивановской области от 21.08.2014 № 192-рп «Об изменении типа существующего областного государственного бюджетного учреждения Ивановской области, подведомственного комитету Ивановской области по лесному хозяйству» (вместе с «Перечнем недвижимого имущества, подлежащего закреплению на праве оперативного управления за автономным государственным Учреждением Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области», «Перечнем особо ценного движимого имущества, закрепляемого за автономным государственным Учреждением Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области») тип –«Центр по охране лесов Ивановской области» был изменен с государственного бюджетного учреждения на автономное государственное учреждение.

В соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ Комитет Ивановской области по лесному хозяйству передал АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» на основании государственного задания на выполнение государственных работ на 2021-2023 годы, установленного приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ , лесные насаждения, месторасположение которых: <адрес> для проведения выборочной рубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Сроки проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разделу 2 Устава Областного государственного казенного учреждения Кинешемское лесничество» (далее - Устав) основными задачами Областного государственного казенного учреждения «Кинешемское лесничество» (далее - ОГКУ «Кинешемское лесничество», Лесничество) являются сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно- гигиенических и иных полезных свойств лесов (п. 2.2.3 Устава). В соответствии с разделом 2 Устава, Лесничество осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), организует охрану, защиту и воспроизводство лесов, организует мероприятия по охране лесов от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесам, а так же защите их от вредителей и болезней леса.

Таким образом, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Кинешемское лесничество» действовали в рамках возложенных на них полномочий (прав и обязанностей).

Принимая во внимание указанное, а также то, что вступившим в законную силу решением Пучежского районного суда Ивановской области от 03.11.2022 право собственности Г.С.В. на земельный участок с кадастровым номером признано отсутствующим, оснований для удовлетворения исковых требований Г.С.В. не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Г.С.В. к Комитету по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество» о признании действий незаконными, устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Г.С.В. к Комитету по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество» о признании действий незаконными, устранении препятствий в пользовании земельным участком, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Ельцова Т.В. Дело № 33-101/2023 (33-3222/2022)

Номер дела в суде 1 инстанции 2-59/2022

УИД 37RS0007-01-2021-003900-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2023 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Смирнова Д.Ю., судей Дорофеевой М.М., Егоровой Е.Г., при секретаре судебного заседания Фокеевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. дело по апелляционной жалобе Комитета по лесному хозяйству Ивановской области на решение Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года по делу по иску Г.С.В. к Комитету по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество» о признании действий незаконными,

установила:

Г.С.В. обратился в суд с иском к Комитету по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество», в котором уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил:

признать незаконными действия Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, связанные с производством санитарно-оздоровительного мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки в части проведения такого мероприятия на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащем Г.С.В., без его разрешения или согласования с ним;

признать незаконными действия ОГКУ «Кинешемское лесничество», связанные с реализацией оздоровительного мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащем Г.С.В., без его разрешения или согласования с ним;

признать незаконными действия ОГКУ «Кинешемское лесничество, направленные на запрещение Г.С.В., как собственнику земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером самостоятельно осуществлять мероприятия по очистке указанного земельного участка от поваленной древесно-кустарниковой растительности;

обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству и ОГКУ «Кинешемское лесничество» не чинить Г.С.В. препятствия в пользовании земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и воздержаться от реализации санитарно- оздоровительного мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки в части проведения такого мероприятия на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащем Г.С.В., без его разрешения или согласования с ним.

Исковые требования мотивированы тем, что Г.С.В. является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 255530 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок истец приобрел в собственность в августе 2018 года на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод». Переход права собственности к истцу зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Ивановской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права . Как следует из документов, ранее, ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с указанием категории - земли сельскохозяйственного назначения (предыдущий кадастровый ). ДД.ММ.ГГГГ в Юрьевецком муниципальном районе, в том числе на участке истца, в результате ураганного ветра пострадало большое количество деревьев и кустарников. Должностные лица ОГКУ «Кинешемское лесничество» запретили истцу заниматься очисткой данного участка от поваленной древесно-кустарниковой растительности по мотиву того, что с его стороны это будет являться хищением деревьев, относящихся к государственному лесному фонду, поскольку земельный участок истца частично (в большей его части) налагается на земельный участок из состава земель лесного фонда Кинешемского лесничества с кадастровым номером . Между тем, из письма прокуратуры Г.С.В. известно, что его земельный участок не относится к категории земель лесного фонда, также, согласно данным ЕГРН, он не пересекает какой-либо иной земельный участок. В то же время из письма Комитета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик считает земельный участок истца частью лесного фонда и им принято решение о производстве силами ОГКУ «Кинешемское лесничество» на земельном участке истца санитарно-оздоровительного мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки пострадавших деревьев. Указанное мероприятие назначено по акту лесопаталогического обследования. Таким образом, Комитет и ОГКУ «Кинешемское лесничество» без участия истца и без согласования с ним, произвели на принадлежащем ему земельном участке соответствующее обследование. Более того, Комитет без согласования с Г.С.В. и без его разрешения собирается проводить мероприятия в виде выборочной санитарной вырубки на принадлежащем Г.С.В. земельном участке. Так, ОГКУ «Кинешемское лесничество» устанавливает договорные отношения с третьими лицами по поводу выборочной санитарной вырубке на принадлежащем истцу земельном участке. Указанные обстоятельства нарушают права истца как собственника спорного земельного участка.

Решением Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года исковые требования Г.С.В. удовлетворены в полном объеме.

С принятым решением не согласился Комитет по лесному хозяйству Ивановской области, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального и процессуального права, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 мая 2022 года решение Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года оставлено без изменения.

Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 мая 2022 года отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Ивановский областной суд в ином составе судей.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явились истец – Г.С.В., ответчик - ОГКУ «Кинешемское лесничество», третьи лица – Администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление Росреестра по Ивановской области извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ч. 3 ст.167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав ответчика – представителя Комитета Ивановской области по лесному хозяйству на основании доверенности ФИО7, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции на основании представленных истцом документов установлено, что истец является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером площадью 255.530 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности на вышеуказанное недвижимое имущество возникло у Г.С.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним (как покупателем) и ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод» (продавцом). Данное право истца зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за номером

ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод» приобрел право собственности на указанный земельный участок на основании договора купли–продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области «О продаже в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» от ДД.ММ.ГГГГ . При этом Общество приобретало данный участок без проведения аукциона, имея право преимущественной его покупки, как арендатор указанного недвижимого имущества (л.д. 156,157 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с категорией – земли сельскохозяйственного назначения. Ранее земельный участок имел кадастровый .

Земельный участок с кадастровым номером площадью 11.780.000 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес> по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) находится в собственности Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда. Согласно выписки из ЕГРН границы данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, описание местоположения земельного участка отсутствует (т. 1 л.д. 175).

Право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ранее земельный участок имел кадастровый (или условный) .

Согласно выписке из государственного лесного реестра, местоположением участка лесного фонда является Юрьевецкое сельское МУП «Заречное» Юрьевецкого муниципального района Кинешемского лесничества, номер лесотаксационных выделов 1, номер лесного квартала 15. Данный выдел относится по виду целевого назначения к защитным лесам к категории защитности – леса, расположенные в лесопарковых зонах и входит в состав многоконтурного земельного участка из состава земель лесного фонда общей площадью 1178 га, с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ в Юрьевецком муниципальном районе Ивановской области в результате ураганного ветра пострадал большой массив лесов. Характерные повреждения были нанесены также и древесно-кустарниковой растительности, находящейся на земельном участке истца.

ДД.ММ.ГГГГ Г.С.В. обратился в Комитет Ивановской области по лесному хозяйству (далее – Комитет) с просьбой принять меры по пресечению неправомерных действий должностных лиц подведомственного Комитету ОГКУ «Кинешемское лесничество», которые препятствуют заявителю в осуществлении принадлежащих ему прав собственности на земельный участок с кадастровым номером , утверждая, что земельный участок относится с землям лесного фонда и Г.С.В. не принадлежит, в связи с чем, в ультимативной форме запретили истцу производить на земельном участке работы по его очистке от поваленных в результате ураганного ветра ДД.ММ.ГГГГ деревьев (л.д. 29 т.1)

ДД.ММ.ГГГГ на имя истца за подписью председателя Комитета был дан ответ, из которого усматривается, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером частично налагается на земельный участок из состава земель лесного фонда Кинешемского лесничества, Юрьевецкого сельского участкового лесничества, МУП «Заречное», квартал 15, выдел 1 с кадастровым номером . В натуре данная территория покрыта лесом, сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером внесены в ЕГРН, что по мнению Комитета свидетельствует о том, что на одну и туже часть земельного участка по данным ЕГРН зарегистрированы права двух лиц, что является земельным спором, которые рассматриваются в судебном порядке, в связи с чем истцу предложено обратиться в суд (л.д. 31 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Кинешемское лесничество» составлен акт лесопаталогического обследования , согласно которому проведено обследование на площади 24 га, урочище МУП «Заречное», квартал 15 выдел 1 и с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия назначена выборочная санитарная рубка деревьев различных пород в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 12, 136, 209, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 15, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 13 июля 2015 года №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом РФ от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель», Федеральным законом РФ от 02 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пришел к выводу, что все действия ответчика, направленные на ограничение прав истца по использованию принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, фактическое распоряжение ответчиком принадлежащим истцу земельным участком путем организации проведения оздоровительных мероприятий в виде выборочной санитарной рубки, запрет истцу со стороны ответчика на самостоятельное осуществление мероприятий по очистке принадлежащего ему земельного участка от поваленной древесно-кустарниковой растительности, нарушают право собственности и законное владение истцом принадлежащим ему недвижимым имуществом, в связи с чем истец вправе требовать устранения таких нарушений.

При этом суд первой инстанции учел, что границы земельного участка истца установлены надлежащим образом, в то время как земельный участок, относящийся к лесному фонду, не отмежеван, его контуры и поворотные точки на местности не определены, в связи с чем определить его фактическое месторасположение и, соответственно, возможное пересечение с земельным участком истца, не представляется возможным.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе Комитет по лесному хозяйству Ивановской области указывает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером зарегистрировано в установленном законом порядке; земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Г.С.В., пересекает границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером ; Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области были превышены полномочия при предоставлении в собственность земель лесного фонда; считает, что судом дана неверная оценка представленным в материалы дела доказательствам.

Судебная коллегия признает данные доводы заслуживающими внимания.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

По правилам ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений ею права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Исходя из разъяснений, изложенных в п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Заявленные требования мотивированы нарушением действиями Комитета по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество» права собственности Г.С.В. на владение и пользование принадлежащим ему недвижимым имуществом.

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером площадью 255530 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

Ответчик возражая относительно заявленных исковых требований, ссылаясь на заключение ФГБУ «Рослесинфорг» указывал, что границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащий Г.С.В. пересекает границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , площадь пересечения составляет 225635 кв.м., земельный участок не мог быть предоставлен в собственность органами местного самоуправления.

Судебной коллегией в качестве новых (дополнительных) доказательств, исходя из требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", приняты: решение Пучежского районного суда Ивановской области от 3 ноября 2022 года по делу № 2-334/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда по делу № 33-446/2023, которым решение Пучежского районного суда Ивановской области от 3 ноября 2022 года оставлено без изменения.

Указанным решением удовлетворены исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Г.С.В., администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод», исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Г.С.В. об оспаривании прав на земельный участок. Признано отсутствующим право собственности Г.С.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью 255530+/-25553 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> в координатах поворотных точек границы пересечения; признаны недействительными договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с землями лесного фонда (местоположение: <адрес> постановлено исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ; исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности Г.С.В. на земельный участок с кадастровым номером

В рамках рассмотрения гражданского дела № 2-334/2022 судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО НПП «Терра+». Согласно заключению экспертов в ходе проведения судебной экспертизы установлено, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> право собственности на который зарегистрировано за Г.С.В., на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером , относящийся к землям лесного фонда ОГКУ «Кинешемское лесничество», Юрьевецкого сельского участкового лесничества, находящегося в собственности Российской Федерации. Местоположение земель лесного фонда совпадает с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером , площадь наложения земель лесного фонда составляет 236674 кв.м.

Из решения Пучежского районного суда Ивановской области от 3 ноября 2023 года также следует, что земельный участок, принадлежащий в настоящее время истцу Г.С.В., был сформирован из земельного участка, который ранее относился к лесному фонду.

В указанном решении суд пришел к выводу, что формирование земельного участка с кадастровым номером постановка его на кадастровый учет и дальнейшая продажа указанного земельного участка в собственность ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод», а затем Г.С.В., произведены в нарушение действующего законодательства, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований. В границах земельного участка с кадастровым номером располагается лесной участок <адрес> собственником которого является Российская Федерация. Право собственности на данный лесной участок зарегистрировано в ЕГРН, основанием для государственной регистрации права собственности явился Лесной кодекс РФ, данное право собственности не оспорено. Факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Г.С.В., на лесной участок подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии двойного кадастрового учета земельных участков, что является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

В указанном решении суд также пришел к выводу, что у Администрации Юрьевецкого муниципального района не было ни полномочий, ни законных оснований для передачи спорного земельного участка ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод» ни в аренду, ни в собственность и, соответственно, принятия постановления о предоставлении в аренду и о заключении договора аренды на спорный земельный участок, а также дополнительного соглашения к нему; принятия постановления о продаже в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Правовые основания для определения вида его использования у органа местного самоуправления отсутствовали. Учитывая, что ООО «Юрьевецкий мясоперерабатывающий завод» приобрело спорный земельный участок (в границах в части пересечения с землями лесного фонда в координатах, установленных экспертным заключением, полученных в рамках производства по данному гражданскому делу) незаконно, заключенный между ним и Г.С.В. договор купли-продажи данного земельного участка в части предоставления земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с землями лесного фонда признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 8 1 - 8 4 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1 часть 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

Согласно Положению о Комитете по лесному хозяйству Ивановской области, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 № 441-П, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области.

Комитет, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет реализации отдельных полномочий Ивановской области в области лесных отношений, а также отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Ивановской области (раздел 2 Положения).

На основании подпункта 11 пункта 2.2.2 Положения, Комитет осуществляет в соответствии с возложенными Российской Федерацией на него полномочиями, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ивановской области, а также предоставляет выписки из государственного лесного реестра (пункт 2.2.3 Положения), осуществляет мероприятия по защите лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (п.п. 6 пункта 2.2.2 Положения).

Комитет, являясь органом исполнительной власти в области лесных отношений, осуществляет в соответствии с возложенными на него полномочиями мероприятия на землях лесного фонда.

Как следует из материалов дела, для предупреждения распространения вредных организмов и снижения класса природной пожарной опасности в квартале 15, выделе 1, Юрьевецкого сельского участкового лесничества МУП «Заречное», Кинешемское лесничество назначено санитарно-оздоровительное мероприятие в виде выборочной санитарной рубки.

Мероприятие назначено по акту лесопатологического обследования , утвержденного председателем Комитета ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 910 «Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования» и приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 912 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов». Акт лесопатологического обследования на назначенную санитарную рубку во исполнение требований Федерального закона от 30.12.2015 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов», и постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1158 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными; уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений», прошел контроль и одобрен Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

На основании пункта 2 распоряжения Правительства Ивановской области от 20.04.2011 № 103-рп «О создании областного государственного бюджетного учреждения «Центр по охране лесов Ивановской области» целями деятельности ОГБУ «Центр по охране лесов Ивановской области» является осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов.

Распоряжением Правительства Ивановской области от 21.08.2014 № 192-рп «Об изменении типа существующего областного государственного бюджетного учреждения Ивановской области, подведомственного комитету Ивановской области по лесному хозяйству» (вместе с «Перечнем недвижимого имущества, подлежащего закреплению на праве оперативного управления за автономным государственным Учреждением Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области», «Перечнем особо ценного движимого имущества, закрепляемого за автономным государственным Учреждением Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области») тип –«Центр по охране лесов Ивановской области» был изменен с государственного бюджетного учреждения на автономное государственное учреждение.

В соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ Комитет Ивановской области по лесному хозяйству передал АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» на основании государственного задания на выполнение государственных работ на 2021-2023 годы, установленного приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ , лесные насаждения, месторасположение которых: <адрес> для проведения выборочной рубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Сроки проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разделу 2 Устава Областного государственного казенного учреждения Кинешемское лесничество» (далее - Устав) основными задачами Областного государственного казенного учреждения «Кинешемское лесничество» (далее - ОГКУ «Кинешемское лесничество», Лесничество) являются сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно- гигиенических и иных полезных свойств лесов (п. 2.2.3 Устава). В соответствии с разделом 2 Устава, Лесничество осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), организует охрану, защиту и воспроизводство лесов, организует мероприятия по охране лесов от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесам, а так же защите их от вредителей и болезней леса.

Таким образом, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Кинешемское лесничество» действовали в рамках возложенных на них полномочий (прав и обязанностей).

Принимая во внимание указанное, а также то, что вступившим в законную силу решением Пучежского районного суда Ивановской области от 03.11.2022 право собственности Г.С.В. на земельный участок с кадастровым номером признано отсутствующим, оснований для удовлетворения исковых требований Г.С.В. не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Г.С.В. к Комитету по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество» о признании действий незаконными, устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пучежского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Г.С.В. к Комитету по лесному хозяйству Ивановской области, ОГКУ «Кинешемское лесничество» о признании действий незаконными, устранении препятствий в пользовании земельным участком, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-101/2023 (33-3222/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Горбунов Сергей Владимирович
Ответчики
Комитет по лесному хозяйству Ивановской области
ОГКУ Кинешемское лесничество
Другие
Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу
Администрация Юрьевецкого муниципального района
Управление Росреестра по ивановской области
Алешунас Е.В.
Лебедев Евгений Владимирович
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославкой областях
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Дорофеева Мария Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
07.12.2022Передача дела судье
26.12.2022Судебное заседание
04.04.2023Производство по делу возобновлено
10.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2023Передано в экспедицию
10.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее