РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2016 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края РФ в составе председательствующего
судьи Захаровой Л.В.
при секретаре Бусыгиной А.Н.,
с участием истицы Тарасенко А.А.,
представителя ответчика ГУ отдел Пенсионного фонда РФ в Саянском районе Красноярского края Алтуховой Н.А., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 438/2016 по иску Тарасенко А.А. к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Саянском районе Красноярского края о признании незаконным решения от 19.04.2016 года № 41 об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ
Тарасенко А.А. обратилась в суд с иском к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Саянском районе Красноярского края о признании незаконным решения от 19.04.2016 года № 41 об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя тем, что с 28 марта 1988 года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения, имеет более 29 лет медицинского стажа работы. В марте 2016 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в с. Агинское Саянского района с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения. Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано, так как отсутствует необходимый стаж медицинской работы. Периоды работы: с 28 марта 1988 г. по 27 сентября 1988 г. в должности фельдшера скорой помощи, с 27 сентября 1988 г. по 24 апреля 2006 года в должности фельдшера школьного кабинета, с 24 апреля 2006 года в должности фельдшера Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Саянского района; с 01 августа 2011 года в должности фельдшера медицинской части Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский»; с 03 февраля 2015 года в должности заведующей медицинской части Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация с. Агинское) МО МВД России «Ирбейский» не были включены в трудовой стаж. В соответствии с ФЗ №103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно- профилактическая и санитарно- эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан, администрация указанных мест обязана выполнять санитарно- гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Согласно Положению об Изоляторе временного содержания (далее ИВС) при Ирбейском РОВД при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники здравпункта ИВС осуществляют выявление инфекционных, венерических, кожных, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров, оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной), в том числе, неотложной медико- санитарной помощи, организацию оказания скорой медицинской помощи и т.д. Письмом Минздрава России от 26.12.2002 г. №2510/12993-02-23 разъяснено, что функционирование медпунктом, здравпунктов, стационаров и т.д., как структурных подразделений хозяйствующих субъектов (организаций) возможно при условии отражения в их уставе медицинской помощи. В Положении об ИВС при Ирбейском РОВД отражено осуществление медицинской деятельности и наличие в его структуре фельдшерского здравпункта. Считает, что право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности у нее возникло с даты фактического обращения в Пенсионный фонд- с марта 2016 года
В судебном заседании истица Тарасенко А.А. требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ОПРФ в Саянском районе Алтухова Н.А. исковые требования не признала полностью, поддержала возражения, согласно которым, истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого 25 летнего специального стажа работы. На момент обращения, т.е. на 16 февраля 2016 года специальный стаж истицы составил 20 лет 02 месяца 04 дня,
в подсчет стажа не включены периоды работы с 25 апреля 2006 года по 16.02.2016 год (09.09.21) в должности фельдшера в межмуниципальном отделе МВД России «Ирбейском» Отделении полиции, заведующей медицинской частью изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции. Решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан принято Отделом ПФР по Саянскому району на основании действующего пенсионного законодательства, а вносить какие либо коррективы и изменения в пенсионное законодательство ПФР не имеет полномочий. Согласно ч.2 ст.30 Закона о страховых пенсиях Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ. Список и Правила разработаны при участии заинтересованных министерств и ведомств, на основе ранее действовавших документов. При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо наличие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет, если имеет место работа в городе или «смешанный стаж», то есть указанная работа складывается из периодов, протекавших как в городе, так и в сельской местности. При этом необходимым условием является факт работы медицинских работников в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Так как работа истицы протекала в должности фельдшера в учреждении не поименованном в Списке, а именно в Отделении полиции, то за период с 25 апреля 2006 года истица не могла рассчитывать на приобретение права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью, с учетом данного стажа. В связи с изложенным, просит отказать в удовлетворении исковых требований истца.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии, законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч.2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсии и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсии и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (пп.20 п.1 ст.27 (ранее пп.11 п.1 ст.28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда РФ от 18 апреля 1006 г. № 84-О, от 29.01.2009 г. № 67-Щ-О).
В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в РФ», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.20 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что истица Тарасенко А.А. имеет среднее специальное медицинское образование, согласно диплома серии ЛТ № от 25.02.1988 г., она окончила Красноярское медицинское училище № 3 при городской больнице скорой медицинской помощи по специальности фельдшерская.
Судом установлено, что с 28 марта 1988 года по настоящее время истица Тарасенко А.А. осуществляет лечебную деятельность в различных лечебных учреждениях.
В период с 28 марта 1988 года на основании приказа № 23 п.1 от 28 марта 1988 года по 27 сентября 1988 г. истица работала фельдшером скорой помощи; с 27 сентября 1988 года на основании приказа №76 п.14 от 21.09.1988 г. по 24 апреля 2006 года работала фельдшером школьного кабинета; в период с 24 апреля 2006 года, на основании приказа ОВД Саянского района № 42 л/с от 24 апреля 2006 года истица работала в органах внутренних дел в должности фельдшера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Саянского района; с 01 августа 2011 года в должности фельдшера медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация в с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский» (приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю № 855 л/с от 28 июля 2011 года), с 03 февраля 2015 года работает в должности заведующей медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский» (приказ МО МВД России «Ирбейский» № 19 л/с от 03 февраля 2015 года).
Факт выполнения трудовой деятельности по указанным должностям подтверждается записями трудовой книжки истицы серии АТ-1У №, справкой и приказами начальника Отделения полиции (дислокация с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский» от 04 февраля 2016 г., справкой КГБУЗ «Саянская РБ».
16 февраля 2016 года истица обратилась в Отдел Пенсионного фонда в Саянском районе Красноярского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением № 41 от 19.04.2016 года Тарасенко А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.1 пп.20 ст. 30, ст. 30, 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в РФ».
Согласно Протоколу №41 заседания комиссии ОПФ РФ (ГУ) в Саянском районе Красноярского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц, в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости Тарасенко А.А. зачтены периоды работы фельдшером скорой помощи с 28 марта 1988 года по 27 сентября 1988 г. (пр. № 23 п.1 от 28 марта 1988 года); с 27 сентября 1988 года по 24 апреля 2006 года фельдшером школьного кабинета (пр. №76 п.14 от 21.09.1988 г.).
Поскольку указанные периоды ОПФ РФ в Саянском районе истице были зачтены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, требования истицы о включении в стаж этих же периодов работы в должностях фельдшера скорой помощи и фельдшера школьного кабинете, не подлежат удовлетворению.
Согласно Протоколу №41 заседания комиссии ОПФ РФ (ГУ) в Саянском районе Красноярского края ОПФ РФ не были приняты к зачету в специальный стаж для досрочной пенсии периоды работы истицы в должностях: с 24 апреля 2006 года фельдшера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Саянского района; с 01 августа 2011 года в должности фельдшера медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация в с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский», с 03 февраля 2015 года по 16 февраля 2016 года в должности заведующей медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский».
Судом установлено, что на день обращения в ОПФ РФ за назначением пенсии (16.02.2016 г.) стаж истицы на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, составил 20 лет 02 месяца 04 дня при требуемом стаже 25 лет. Истице не включено в стаж на соответствующих видах работ 09 лет 09 месяцев 21 день- это выполнения работы по должности фельдшера и заведующей медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Анализируя положения п.п.1 п.1 и п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации», Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также разъяснения, данные в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд исходит из того, что законодатель связывает возможность реализации права на досрочную трудовую пенсию у медицинских работников с осуществлением трудовой деятельности именно в такой организационно-правовой форме юридического лица как учреждение здравоохранения. Исходя из этого, суд считает, что не может быть принят к зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы истицы в должности фельдшера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Саянского района с 24 апреля 2006 года; в должности фельдшера медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация в с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский» с 01 августа 2011 года, в должности заведующей медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский» с 03 февраля 2015 года по 16 февраля 2016 года, несмотря на то, что должность фельдшера, заведующая медицинским пунктом, согласно действующих в спорный период времени Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. предусмотрена, само вышеуказанное учреждение не поименовано в Списке, и доказательств того, что данное учреждение являлось лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим учреждением, в материалы дела не представлено.
Допрошенная в судебном заседании сотрудник ОП МО МВД России «Ирбейский» Л.Е.Г. подтвердила исполнение истицей обязанностей по должности фельдшера ИВС, фельдшера медицинской части ИВС, заведующей медицинской части ИВС, а также статус самого учреждения, не являющегося лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим учреждением, либо его структурным подразделением, а находящимся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации. Должности «фельдшер ИВС, фельдшер медицинской части ИВС, заведующей медицинской части ИВС» значились в штатных расписаниях Саянского ОВД, ОП МО МВД России «Ирбейский» в указанные в иске периоды с 24 апреля 2006 года по настоящее время, назначение и увольнение истицы происходило на основании приказов начальника ОВД, МО МВД России «Ирбейский».
На основании изложенного, суд считает, что требования истицы о признании незаконным решения Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Саянском районе Красноярского края от 19.04.2016 года № 41 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении на ответчика обязанности включить в специальный трудовой стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы: с 28 марта 1988 г. по 27 сентября 1988 г. в должности фельдшера скорой помощи, с 27 сентября 1988 г. по 24 апреля 2006 года в должности фельдшера школьного кабинета, с 24 апреля 2006 года в должности
фельдшера Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Саянского района, с 01 августа 2011 года в должности фельдшера медицинской части Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация с. Агинское) Межмуниципального отдела МВД России «Ирбейский»; с 03 февраля 2015 года в должности заведующей медицинской части Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отделения полиции (дислокация с. Агинское) МО МВД России «Ирбейский»; признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и возложении на Отдел Пенсионного фонда обязанности назначить выплату трудовой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган о назначении пенсии – не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Тарасенко А.А. к Отделу Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Саянском районе Красноярского края о признании незаконным решения от 19.04.2016 года № 41 об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении трудовой пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Саянский суд.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Захарова Л.В.