Дело № 2-269/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2021 года г. Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
при секретаре Шерет Э.В.,
с участием прокурора Бойко Д.М.,
представителя ответчика Администрации города Симферополя Лемтюжниковой А.В.,
представителя третьего лица МУП «Центральный жилсервис» Абхаировой Э.Ш.,
представителей третьего лица ГУ МЧС России по Республике Крым Дичковского А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Симферополя, МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» Администрации города Симферополя, МУП «Центральный жилсервис», ООО «УК «Авентин», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, МКУ Департамент финансов Администрации города Симферополя, ГУ МЧС России по Республике Крым о понуждении совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Симферополя обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Симферополя, МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» Администрации города Симферополя, МУП «Центральный жилсервис» в котором с учетом уточненных исковых требований просит обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым и муниципальное казенное учреждение «Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для регистрации уполномоченным органом права муниципальной собственности на защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№). Обязать администрацию города Симферополя Республики Крым закрепить и зарегистрировать в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретными муниципальными предприятиями (учреждениями) право владения и пользования защитными сооружениями гражданской обороны, расположенными в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№). Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течение 10 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе, для осуществления ремонта (замены) защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, оснащения защитно-герметических, герметических ворот и дверей подставками, съёмными лёгкими экранами или щитами, оснащения защитных сооружений аптечками, запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий на расчетное количество укрываемых, для обеспечения групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно установленных норм в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в г.Симферополе по адресам: <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№). Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Центральный Жилсервис» в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу разработать на защитные сооружения гражданской обороны - убежища, расположенные в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№) необходимую документацию, а именно план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; указать на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ порядковые номера белой краской с наружной и внутренней стороны; обеспечить проведение технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; провести испытания сооружений и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха в убежищах; закрыть и опечатать санузлы; разработать годовой план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций убежищ.
Исковые требования мотивирует следующим.
Прокуратурой города Симферополя с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОНД по г.Симферополю УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Крым проведена проверка соблюдения администрацией города Симферополя и подведомственными ей учреждениями и предприятиями законодательства о гражданской обороне при эксплуатации и учете защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО). По результатам проверки выявлены нарушения требований законов.
Проверкой установлено, что в реестре муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь зарегистрировано недвижимое имущество – убежище площадью 194 кв.м. вместимостью 150 чел. кадастровый № по <адрес> в <адрес>.
Данное имущество поставлено в Реестр на основании п.2 ч.1 ст.2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (как бывшее имущество коммунальной собственности АР Крым государства Украина).
Помещение убежища по <адрес> по акту о приеме нефинансовых активов от 22.05.2017 передано в МКУ «Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя».
Указанный объект Управлением административных органов администрации г. Симферополя поставлен на учет как защитное сооружение гражданской обороны под № 190050-91.
Вместе с тем, в отношении защитного сооружения гражданской обороны (убежища) по <адрес> допущены следующие нарушения законодательства о гражданской обороне:
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны (ЗC ГО) к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, чем нарушены требования п.п.1.7., 1.8. Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 №583;
- в нарушение п. 3.6 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, на защитное сооружение не разработана документация в полном объёме. В частности отсутствуют: план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
- не разработан годовой план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций защитного сооружения ГО организации (п. 4.1.8 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);
- не предусмотрено оснащение защитного сооружения ГО организации аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых (п.1.6. Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);
- для оснащения ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении № 3 (п.1.6 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);
- не на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежища указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения (п.6.2.2 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);
- группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении N 2 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (п. 1.5 Правил);
- не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны организации и его технических систем (п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.16.4. Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС России от 14.11.2008 г. № 687, глава 5, п.3.2.1 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п.п.1.7., 1.8. Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);
- во входах защитного сооружения ГО, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери не находятся на подставках, и не прикрываются съёмными лёгкими экранами или щитами (п.3.2.5 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);
- не проведено испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха в убежище (п. 4, 3.11 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);
- санузлы не закрыты и не опечатаны (п.3.2.24 Правил, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583).
Аналогичные нарушения при содержании убежища по <адрес> в <адрес> были выявлены прокуратурой г.Симферополя в августе 2019 года и изложены в представлении от 07.08.2019, внесенном главе администрации г.Симферополя, однако необходимые меры в полном объеме не были приняты.
Таким образом мероприятия по содержанию убежища по <адрес> развития муниципальной собственности и администрацией г.Симферополя в целом не организованы, данное защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых, нуждается в ремонте инженерных систем, в т.ч. канализации; средства на его содержание и ремонт в 2015-2020 гг. ни администрацией г.Симферополя, ни МКУ «Департамент развития муниципальной собственности администрации г.Симферополя» не выделялись.
Указанной ситуации способствует то обстоятельство, что согласно «Положения о муниципальном казенном учреждении «Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым» (далее - Департамент), утвержденного решением Симферопольского городского совета от 18.06.2020 № 176, Департамент является функциональным (отраслевым) органом администрации г.Симферополя, который выполняет задачи и функции по обеспечению полномочий администрации города Симферополя по передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление объектов муниципальной собственности городского округа Симферополь; готовит документы о закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями городского округа Симферополь на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, то есть фактически не выполняет хозяйственных функций, не имеет в штате специалистов по содержанию и ремонту имущества, а также специалиста в области гражданской обороны.
Кроме того, право оперативного управления на недвижимое имущество – убежище по <адрес> в <адрес> согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.131, ст.296 ГК РФ за МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес> не закреплено и не зарегистрировано.
Также проверкой установлено, что во исполнения постановления администрации г.Симферополя от 05.08.2015 №645 «О некоторых вопросах по управлению и распоряжению имуществом МО ГО Симферополь» нежилые помещения –защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: <адрес> в <адрес> были включены в реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно Реестру, правообладателем данного имущества числится муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Центральный Жилсервис».
Согласно Устава МУП «Центральный Жилсервис» предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленного за ней на праве хозяйственного ведения, учредителем предприятия является муниципальное образование городской округ Симферополь, полномочия собственника имущества осуществляются администрацией г.Симферополя.
Согласно Порядка закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за муниципальными казенными учреждениями и муниципальными бюджетными учреждениями, утвержденного постановлением администрации г.Симферополя от 07.03.2019 № 1350, документом, оформляющим закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями, учреждениями, является издаваемой главой администрации постановление.
Право хозяйственного ведения подлежит регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не позднее двух месяцев со дня подписания акта приема-передачи.
Однако решения о передаче, закреплении и регистрации указанного муниципального недвижимого имущества (убежищ) на праве хозяйственного ведения за МУП «Центральный Жилсервис» отсутствует.
Кроме того, указанное имущество не поставлено на кадастровый учет согласно ст.1, ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.131 ГК РФ.
На все убежища, расположенные по адресам: <адрес> в <адрес> до настоящего времени не зарегистрировано право муниципальной собственности в порядке Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно информации МУП «Центральный Жилсервис» от 03.08.2020 помещения указанных выше ЗС ГО находятся на забалансовом учете предприятия. Проводятся мероприятия по списанию данных защитных сооружений так как они не готовы к приему укрываемых. Финансирование ремонта и иных мероприятий по содержанию ЗС ГО не осуществлялось.
Однако согласно п.9 Инструкции о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС России от 18.10.1996 №1-38-4 и приказом Госкомимущества России от 05.11.1996 №АР-13/7746, неготовность к приему укрываемых не является основанием для списания убежища и переводе данного имущества в иной статус; списание с учета убежища возможно лишь по согласованию органов МЧС России. Однако такие согласования в отношении убежищ по <адрес> в <адрес> отсутствуют.
Обследование указанных ЗС ГО показало, что в отношении них не выполняются обязательные мероприятия и допущены нарушения федерального законодательства, аналогичные нарушениям, допущенным при содержании ЗС ГО- убежища по <адрес> в <адрес>.
Прокуратурой Центрального района г.Симферополя 17.11.2019 внесено представление директору МУП «Центральный Жилсервис», однако меры к устранению нарушений в отношении вышеуказанных убежищ не были приняты.
Администрация города Симферополя Республики Крым обеспечивает составление проекта бюджета городского округа Симферополь и его исполнение, программы социально-экономического развития городского округа Симферополь, перспективного финансового плана, внесение их с необходимыми документами и материалами на утверждение Симферопольского городского совета Республики Крым, обеспечивает составление бюджетной отчетности.
Согласно ст.161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (ч.5).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Также постановлением администрации г.Симферополя от 15.09.2016 №2096 утвержден «Порядок инициирования решений и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств».
Однако каких-либо действий, направленных на обеспечение финансирования работ по приведению защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в муниципальной собственности, со стороны администрации г.Симферополя и ее самостоятельных структурных подразделений не предпринято.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Данное исковое заявление предъявляется прокурором на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку не выполнение обязательных мероприятий по гражданской обороне создает незащищенность населения от опасностей, возникающих в случае военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций, нарушает права граждан, гарантированные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя от 14.10.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «УК «Авентин».
Определением Центрального районного суда г. Симферополя от 16.11.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя от 01.02.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МКУ Департамент финансов Администрации города Симферополя.
В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель Администрации города Симферополя возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что считает срок установленный прокурором 10 месяцев недостаточным для исполнения требований.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Центральный жилсервис» возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что прокурором преждевременно заявлены требования к МУП «Центральный жилсервис» поскольку Администрацией города Симферополя еще не закреплено в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретными муниципальными предприятиями (учреждениями) право владения и пользования защитными сооружениями гражданской обороны.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Республике Крым полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «УК «Авентин», третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, МКУ Департамент финансов Администрации города Симферополя не явились, о месте и времени судебного извещены надлежащим образом.
Судом дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ при данной явке лиц.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В материалы дела прокурором представлены паспорт убежища, Акт оценки содержания и использования защитного сооружения с указанием инвентарного номера, Акт инвентаризации, оценки и использования защитного сооружения ГО, технический паспорт на защитные сооружения гражданской обороны расположенные по адресам в <адрес>: <адрес>.
Из материалов дела следует, что на бомбоубежище расположенное по адресу <адрес> зарегистрировано право муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Защитные сооружения гражданской обороны расположенные по адресам в <адрес>: <адрес> внесены в Реестр муниципального имущества Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно ответа МКУ Департамент развития муниципальной собственности от 09.07.2019 года, учреждение является балансодержателем бомбоубежища расположенного по адресу <адрес>. Средства бюджета муниципального образования на содержание, ремонт и реконструкцию объекта в 2017-2019 г.г. не выделялись.
Согласно сообщения МУП «Центральный жилсервис», защитные сооружения гражданской обороны расположенные по адресам в <адрес>: <адрес> находятся на забалансовом учете МУП «Центральный жилсервис».
Согласно информации представленной на имя прокурора города Симферополя ГУ МЧС России по Республике Крым от 06.08.2020 года, проведена проверка исполнения законодательства в области гражданской обороны при эксплуатации защитных сооружений в ходе которой установлено, что на сегодняшний день защитные сооружения расположенные по адресам в <адрес>., эксплуатируются с нарушением нормативно-правовых актов. При этом Акт содержит перечень нарушений допущенных при эксплуатации указанных сооружений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны в том числе являются обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, эвакуация населения, материальных и культурных ценностей.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Согласно пп.28 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне являются в том числе поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие.
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО. (п.1.2 Правил).
Согласно п. 1.3 Правил, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (п.2.1 Правил).
Пунктом 1.7 Правил предусмотрено, что готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3021-1 урегулирован ряд вопросов разграничения объектов федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Постановление № 3020-1 закрепляет правила, применяемые к объектам собственности на момент и непосредственно после образования в 1991 году Российской Федерации с целью разграничения федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Вопросы разграничения права собственности на объекты недвижимого имущества Республики Крым, равно как иных новых субъектов Российской Федерации, которые будут приняты в дальнейшем в состав Российской Федерации, Постановлением № 3020-1 не урегулированы.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования земельных и имущественных отношений в Республике Крым», принятого с учетом ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым», право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются собственностью соответствующих муниципальных образований.
Согласно пп. «в» п.3 Методических рекомендаций по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 17.05.2013 №2-7-875-14 и приказом Миниэкономразвития России от 29.05.2013, к муниципальной собственности относятся ЗС ГО, используемые для укрытия населения соответствующего муниципального образования, а также используемые для защиты работников организаций, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество составляют казну соответствующего муниципального образования.
Согласно ст.17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
Согласно ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется прежде всего за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (ст.20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.
Согласно п.4.3 Постановления от 27.09.2019 № 5457 «О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь», обеспечение мероприятий по содержанию и использованию и сохранению ЗС ГО, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь, является расходным обязательством бюджета муниципального образования городской округ Симферополь.
Учитывая, установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию <адрес> и МКУ Департамент развития муниципальной собственности принять меры для регистрации уполномоченным органом права муниципальной собственности на защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), возложения обязанности на Администрацию <адрес> закрепить и зарегистрировать в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретными муниципальными предприятиями (учреждениями) право владения и пользования защитными сооружениями гражданской обороны, расположенными в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№) и выделить денежные средства в порядке, для осуществления ремонта (замены) защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования указанных защитных сооружений.
Вместе тем требования прокурора о возложении обязанности на Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Центральный Жилсервис» в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу разработать на указанные защитные сооружения гражданской обороны необходимую документацию, суд находит не подлежащими удовлетворению ввиду их преждевременности, поскольку Администрацией города Симферополя не закреплены в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретными муниципальными предприятиями (учреждениями) право владения и пользования указанными защитными сооружениями гражданской обороны.
Исковые требования к ООО «УК « Авентин» не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора города Симферополя в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить, частично.
Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для регистрации уполномоченным органом права муниципальной собственности на защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№).
Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым закрепить и зарегистрировать в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретными муниципальными предприятиями (учреждениями) право владения и пользования защитными сооружениями гражданской обороны, расположенными в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№).
Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе, для осуществления ремонта (замены) защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, оснащения защитно-герметических, герметических ворот и дверей подставками, съёмными лёгкими экранами или щитами, оснащения защитных сооружений аптечками, запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий на расчетное количество укрываемых, для обеспечения групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно установленных норм в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№).
В удовлетворении требований к МУП «Центральный жилсервис», ООО «УК «Авентин», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме принято 31 мая 2021 года.