РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 19 июня 2018 г.
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Жаворонковой О.Н.,
при секретаре Суховой Т.А.,
с участием представителя истца адвоката Марченко А.М., представившей удостоверение №, выданное 02.03.2006, ордер № от 19.01.2018,
представителя ответчика Ситниковой Н.А., действующей на основании доверенности № от 12.01.2018, срок действия доверенности по 31.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Савиной Надежды Александровны к Министерству образования и молодежной политике Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Савина Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она в установленном порядке была признана ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать скончалась дд.мм.гггг., а отец вплоть до своей смерти дд.мм.гггг. находился в местах лишения свободы. дд.мм.гггг. на основании постановления главы администрации Касимовского района Рязанской области № ее опекуном была назначена ФИО5, а также закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако данное жилое помещение было передано в собственность ФИО6 и ФИО7 В ее собственности никакого жилого помещения не имеется, в связи с чем с момента окончания <данные изъяты> она вынуждена проживать на съемной квартире. Как указывает истец, в 2017 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилья и приказом от 16.11.2017 № ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право гражданина на предоставление ему помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Не согласившись с указанным отказом ответчика, истец обратилась в суд и просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области № 219 от 06.09.2017 (в ред. от 02.10.2017) «Об организации центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области» с 01.01.2018 Министерство образования Рязанской области переименовано в Министерство образования и молодежной политики Рязанской области.
Истец, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представлено письменное заявление.
В судебном заседании представитель истца, выражая согласованную со своим доверителем позицию, исковые требования поддержала полностью, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система государственных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).
Забота о детях, по смыслу ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам и (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К категории - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что истец Савина Н.А., добрачная фамилия ФИО11 (справка о заключении брака №, выданная территориальным отделом ЗАГС по <данные изъяты> дд.мм.гггг.) родилась дд.мм.гггг., что подтверждается повторным свидетельством о рождении <данные изъяты>, выданным <данные изъяты> дд.мм.гггг..
В свидетельстве о рождении содержатся сведения о родителях истца: матери ФИО8 и отце ФИО9, сведения о котором внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (справка о рождении № от дд.мм.гггг.).
дд.мм.гггг. мать истца умерла, что подтверждается повторным свидетельством о смерти <данные изъяты>, выданным <данные изъяты> дд.мм.гггг., свидетельством о заключении брака <данные изъяты>, выданным <данные изъяты>
На основании постановления Главы администрации Касимовского района Рязанской области от дд.мм.гггг. № над истцом была установлена опека, опекуном назначена ФИО5
С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истец обучалась в <данные изъяты>, где находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой №, имеющейся в материалах дела,
Таким образом, истец до достижения ею 18-летнего возраста относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в возрасте с 18 до 23 лет являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 25.12.2012) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), ст. 1, Закон Рязанской области от 28.12.2012 № 108-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 20.12.2012 № 536-V РОД)
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее - ФЗ № 159) в редакции, действовавшей в период несовершеннолетия истца, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При этом, в силу ч. 2 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В Правилах учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в населённых пунктах Рязанской области, утверждённых постановлением главы администрации Рязанской области от дд.мм.гггг. №, в ч. 3 п. 11 предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих городов и районов области, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
В судебном заседании бесспорно установлено, что на основании постановления Главы администрации Касимовского района Рязанской области от дд.мм.гггг. № за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Истец постоянно зарегистрирована по адресу закрепленного за ней жилого помещения с дд.мм.гггг. по настоящее время, что подтверждается выпиской из домовой книги от дд.мм.гггг., справкой администрации муниципального образования - Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области № от дд.мм.гггг., а также соответствующими сведениями, содержащимися в паспорте истца.
В ходе производства по делу судом на обсуждение сторон выносился вопрос о законности (незаконности) закрепления за истцом жилого помещения. Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, в частности: ответ на запрос суда администрации муниципального образования - Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от дд.мм.гггг. №, справка Касимовского производственного участка Рязанского отделения Центрально-Черноземного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от дд.мм.гггг., не дают оснований для вывода о незаконности закрепления за истцом при установлении за ней опеки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имея закрепленное жилое помещение, истец не имела права на обеспечение жилым помещением в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылка представителя истца на передачу закрепленного жилого помещения в собственность ФИО6 и ФИО7, подтвержденная выписками из ЕГРН, правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку право собственности указанных лиц на жилые помещения по адресу: <адрес> возникло в дд.мм.гггг.., когда истцом статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был утрачен.
Согласно сведениям, содержащимся в уведомлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дд.мм.гггг. № за истцом на территории РФ недвижимость не зарегистрирована.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании бесспорно установлено, что истец в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма не является.
Изложенные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан.
В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг., т.е. в возрасте <данные изъяты> лет истец обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Приказом от дд.мм.гггг. № истцу во включении в указанный список было отказано в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ на истца была возложена обязанность представить суду доказательства, подтверждающие принятие ею мер к получению жилья в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ, либо наличие уважительных причин, препятствующих их принятию.
Из объяснений представителя истца следует, что истец до достижения ею возраста 23 лет в уполномоченный орган по вопросу обеспечения ее жильем с письменным заявлением не обращалась.
Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обращению истца для принятия ее на жилищный учет, в том числе и по состоянию здоровья, также суду представлено не было. Как пояснила в судебном заседании представитель истца, таких обстоятельств в юридически значимый период не имелось.
С достижением возраста 23 лет граждане, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах по достижению 23-летнего возраста истец утратила право на дополнительную социальную гарантию по обеспечению жилым помещением, предусмотренную ФЗ № 159-ФЗ, в связи с чем оснований оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных истцом, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Савиной Надежды Александровны к Министерству образования и молодежной политики Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья