Дело № 2-1012/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года гор. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.
при секретаре Абрамовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гогиной Ольги Сергеевны к Администрации города Пскова о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Гогина О.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Пскова о предоставлении на территории города Пскова благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что Гогина (Тимофеева) О.С. была отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Плюсского районного суда Псковской области от 07.03.2008 года её родители Т. С.В. и Т. Н.В. лишены родительских прав.
Приказом Территориального управления Плюсского района Главного государственного управления социального развития Псковской области от 31.03.2008 № 19-01 над истцом была установлена опека, а также было гарантировано предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия.
Поскольку Гогина (Тимофеева) О.С. не имеет в собственности жилых помещений, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, решением жилищной комиссии Псковской области от 20.03.2014, оформленным выпиской из протокола № 3 она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, тем самым признано её право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
30.06.2015 Гогина (Тимофеева) О.С. закончила обучение в ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации». Вместе с тем, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена, по информации Главного государственного управления социального развития Псковской области порядковый номер истца в указанном списке – 206. В список претендентов, подлежащих обеспечению жильем в 2018 году, истец не включена.
В настоящее время Гогина О.С. вместе с супругом и несовершеннолетним ребенком проживают в квартире в г. Пскове, которую занимают по договору найма жилого помещения.
Истец полагает, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не устанавливает какую-либо очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Так как право на обеспечение жилым помещением данной категории граждан должно осуществляться незамедлительно после его возникновения вне зависимости от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, то Гогина О.С. просит обязать Администрацию города Пскова предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Гогина О.С. и её представитель Стегний А.Б. в судебном заседании требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации города Пскова Семенов А.Ю. с иском не согласился, указав, что жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исходя из объемов средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели, в порядке очередности в соответствии с датой регистрации документов органом опеки и попечительства. В связи с чем, предоставление истцу жилого помещения вне списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведет к нарушению установленного порядка обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, влечет нарушение прав лиц, обладающих аналогичным правом.
Представитель третьего лица Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, направил письменные возражения о несогласии с иском в которых указал, что Администрацией г. Пскова каких-либо решений в отношении Гогиной О.С. в части обеспечения жильем специализированного жилого фонда не выносилось. Реализация прав истца должна осуществляться в установленном порядке, который регламентирован Законом Псковской области № 1241-О от 09 января 2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представители третьих лиц Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Территориального управления г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Выслушав истца Гогину О.С. и её представителя Стегния А.Б., представителя ответчика Администрации города Пскова Семенова А.Ю., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Приказом Территориального управления Плюсского района Главного государственного управления социального развития Псковской области от 31.03.2008 № 19-01 над Гогиной (Тимофеевой) О.С., *** года рождения, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением её родителей родительских прав Плюсским районным судом от 07.03.2008 года, установлена опека, а также было гарантировано предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия (л.д. 8).
Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленным выпиской из протокола №3 от 20.03.2014 истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 9-11).
Из указанного списка Гогина О.С. не исключена и её право на обеспечение жилым помещением как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время никем не оспаривается.
Судом также установлено, что в настоящее время жилых помещений в собственности или по договору социального найма для проживания Гогина О.С., её супруг Г. А.В. и их несовершеннолетний сын Г. Д.А. не имеют, проживают в квартире по договору найма жилого помещения от 01.12.2017 № 2, с арендной платой в размере 6000 рублей.
Согласно имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, 30.06.2015 Гогина (Тимофеева) О.С. завершила обучение в ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» (л.д. 17).
Вместе с тем право на обеспечение жилым помещением в установленном действующим законодательством порядке ею до настоящего времени не реализовано, в список претендентов, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2018 году, состоящий из 102 претендентов, она не включена.
При разрешении спора суд учитывает, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этой же нормы и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Суд также учитывает, что Законом Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет на территории города Пскова делегированы органам местного самоуправления муниципального образования "Город Псков".
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год.
На основании ст. 8 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» решение о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда области принимает орган исполнительной власти области, осуществляющий управление жилищным фондом области.
Статьей 7 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд также полагает, что формирование Списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не предполагают включение указанной категории граждан в какую-либо очередь.
Следовательно, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, вследствие чего установление очередности предоставления жилья, указанной категории граждан не соответствует требованиям закона.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 22.04.2014 г. №7-КГ14-2 и от 12.08.2014 г. №86-КГПР 14-7, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ от 24.12.2014 года.
Оценивая доводы сторон, суд также полагает, что наличие иных лиц, включенных в Список ранее и имеющих аналогичное право, не может служить основанием для ограничения прав истца, так как граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).
Кроме того, недостаточность объема финансирования, предусмотренного на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мнению суда, не исключает и не может исключать право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, гарантированное федеральным законодательством.
Таким образом, Гогина О.С. обоснованно обратилась в суд с иском к Администрации города Пскова о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, её требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гогиной Ольги Сергеевны к Администрации города Пскова о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Пскова обязанность по предоставлению Гогиной Ольге Сергеевне на территории города Пскова благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2018 года.
Судья подпись С.М. Тесёлкина