Решение по делу № 33-3944/2022 от 10.10.2022

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Григорьева В.В.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-714-2022

УИД: 04RS0020-01-2022-000995-27

пост. 10.10.2022 г.

дело № 33-3944/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 ноября 2022 года                                                         г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Нимаевой О.З.,

судей коллегии Вагановой Е.С., Болдонова А.И.

при секретаре Гетмановой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36», Администрации МО «Северо-байкальский район» о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачевой Ж.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 июля 2022 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения.Правила обследования и мониторинга технического состояния).

Возложить на администрацию МО «Северо-Байкальский район» в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36», обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском, Северобайкальский межрайонной прокурор указал, что в ходе проведенной проверки здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» установлено нарушение антитеррористического законодательства. Зжание построено в 1986 году, с момента строительства здания и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния задания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось. По информации Управления образования денежные средства проведение таких мероприятий ранее не выделялись, в текущем году не запланированы. Со ссылкой на ст. 2 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст. 3,28,41 ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ», ст. 2,3 Федерального закона № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», ст. 3,5,36 Федерального закона № 384 от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требования ГОСТ 31937-2011 указывает, что выявленное затрагивают прав и интересы неопределённого круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних детей, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность. Просит суд возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» обязанность в течении 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011; возложить на Администрацию МО «Северо-Байкальский район» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объёмах на проведение обследований технического состояний заданий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36», обеспечивающее выполнение эти учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-20114 в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Ильязова С.Д. иск поддержала по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36», надлежаще уведомлённое, своего представителя в суд не направило.

Представитель ответчика АМО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. в суд не явилась, в письменных возражениях на иск просила в иске отказать, поскольку здание построено в 1986 году, поэтому требования федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и как следствие требования ГОСТ 31937-2011, не применимы на основании прямого указания об этом в подп.1 ч. 1 ст. 42 данного закона. Также указала, что невозможно на администрацию возложить обязанность по выделению денежных средств, поскольку это приведет к обращению взыскания на средства бюджета района в целом, к нарушению целевого расходования бюджетных средств. Указанное недопустимо на основании требований Бюджетного кодекса РФ об иммунитете бюджета.

Представитель третьего лица Управления образования МО «Северо-Байкальский район» Петраков Н.С. суду пояснил и представил письменные пояснения, согласно которым образовательное учреждение является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества является в соответствии с Уставом Администрации МО «Северо-Байкальский район». Учреждение ведет свою финансово-хозяйственную деятельность в рамках муниципального задания, сформированного и утверждённого Администрацией Северо-Байкальского района. Средства на ведение деятельности учреждения формируются бюджетом, который также утверждается Учредителем. В действующем бюджете средств на проведение обследования и мониторинга технического состояния заданий и сооружений заложено не было. Требований на проведение таких процедур со стороны Учредителя также не поступало. Комитет управления муниципальным имуществом МО «Северо-Байкальский район», являющийся структурным подразделением Учредителя, не проводил подобные процедуры, хотя должен был. Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств в рамках действующего бюджета либо выделенных лимитов, соответственно, при наличии в бюджете финансовой статьи на данные обследования, незамедлительно организует проведение необходимой процедуры и устранение тем самым факта несоблюдения действующего законодательства.

        Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. просит отменить решение суда первой инстанции. Ссылаясь на п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона № 384-ФЗ, указывает, что здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» введено в эксплуатацию в 1986 году. Капитальный ремонт здания со времени введения его в эксплуатацию не проводился. Соответственно, требование прокурора к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» об обязании проведения обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 необоснованно. Возложение обязанности по выделению денежных средств на проведение обследований технического состояния зданий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» соответствует содержанию компетенции МКУ Управление образования, а не администрации МО «Северо-Байкальский район». Основания для распределения денежных средств администрации не является главным распорядителем бюджетных средств для общеобразовательного учреждения. Фактически обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса связана с обращением взыскания на средства бюджета МО «Северо-Байкальский район».

В заседание судебной коллегии не явились представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36», представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкуальский район», представитель третьего лица МКУ «Управление образования МО «Северо-Байкальский район» – о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца Бадмажапова Д.Е. считала решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В случае если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 Положения, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Согласно пунктам 1, 3, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с п.1.11 Устава учредителем и собственником имущества МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» является администрация МО «Северо-Байкальский район».

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что с момента строительства здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»в ... году и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях не допущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена ст. 28 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года « Об образовании в РФ».

Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в справке о результатах проверки образовательного учреждения от 20.04.2022 года, а также в пояснениях представителя третьего лица МКУ Управление образование МО «Северо-Байкальский район».

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц как посещающих, так и обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.

При этом, суд исходил из того, что обстоятельства, выявленные проведенной проверкой в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты. Доказательств обратного у суда не имеется. Согласно Уставу образовательного учреждения учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «Северо-Байкальский район», то требования иска к администрации района как соответчику по делу подлежат удовлетворению, т.к. суд пришел к выводу об удовлетворении иска в части возложения обязанности на образовательное учреждение провести обследование технического состояния зданий, сооружения ввиду имеющегося нарушения требований закона, а кроме того учреждение финансируется на основе муниципального задания, формируемого учредителем на текущий год с последующим ежегодным уточнением задания в виде распоряжения учредителя учреждения (п.5.2.Устава образовательного учреждения).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы, касающиеся периода введения здания школы в эксплуатацию со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", не могут являться основанием к отмене судебного решения, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права самим подателем жалобы.

Действительно, согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" Требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований

Однако установленные ограничения не могут являться основанием к освобождению ответчика от исполнения требований законодательства, действующего в сфере противодействия терроризму, направленных на устранение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по выделению денежных средств на проведение обследований технического состояния зданий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» соответствует содержанию компетенции МКУ Управление образования, а не администрации МО «Северо-Байкальский район», судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно п. 3.2 Устава МКУ «Управление образования муниципального образования» Северо-Байкальский район» МКУ Управление образования хоть и является распорядителем бюджетных средств для муниципальных образовательных учреждений, однако подведомственен главному распорядителю бюджетных средств – МКУ Финансовое управление муниципального образования «Северо-Байкальский район». Согласно подп. 9 ч. 2 ст. 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Северо-Байкальский район» МКУ Управление образования вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств (МКУ Финансовое управление МО «Северо-Байкальский район»), в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы выводы, отраженные в мотивировочной части судебного решения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части срока, установленного для МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения, поскольку такой де срок установлен для администрации МО «Северо-Байкальский район», которая обязана выделить денежные средства для проведения истребуемых прокурором мероприятий, однако очевидно, что обследование технического состояния здания возможно лишь после получения на это денежных средств.

С учетом указанного судебная коллегия считает необходимым установить срок для обследования технического состояния МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»обязанность в течение 6 месяцев с момента получения денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 июля 2022 года изменить.

Второй абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

Возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» обязанность в течение 6 месяцев с момента выделения администрацией МО «Северо-Байкальский район», денежных средств провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения.Правила обследования и мониторинга технического состояния).

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 17.11.2022 г.

Председательствующий судья:

Судьи коллегии:

33-3944/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор РБ
Ответчики
Администрация МО Северо-Байкальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №36
Другие
МКУ Управление образования МО Северо -Байкальский район
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Ваганова Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
10.10.2022Передача дела судье
02.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2022Передано в экспедицию
02.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее