Дело № 5-329/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ02 сентября 2016 года г. Ухта
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Логинов С.С., при секретаре Рузиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: г. Ухта, ул. Бушуева, д. 6, каб. 32, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Ш., проживающего по адресу: ....,
установил:
В Ухтинский городской суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении ИП Ш.
Из протокола об административном правонарушении № ...., составленного 15.06.2016 государственным инспектором Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора, следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки ИП Ш.. в период с 16.05.2016 по 27.05.2016, в соответствии с Распоряжением Печорского управления Ростехнадзора «О проведении внеплановой документарной проверки ИП Ш..» от <...> г. № ...., 27 мая 2016 года в 17:20 по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Пушкина, 19, установлено, что ИП Ш.., не имеющим лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, при эксплуатации незарегистрированного опасного производственного объекта III класса опасности (ОПО), в состав которого входит: надземный газопровод высокого давления диаметром 89 мм, длиной 7,2 м; надземный газопровод высокого давления диаметром 76 мм, длиной 640,03 м; надземный газопровод высокого давления диаметром 57 мм, длиной 1,43 м; надземный газопровод среднего давления диаметром 108 мм, длиной 848,57 м; газорегуляторный пункт шкафного типа; газорегуляторная установка, расположенные по адресу: .... -
выявлены грубые нарушения лицензионных требований на осуществление вида деятельности в области промышленной безопасности, а именно:
1. Установлена эксплуатация опасного производственного объекта, в составе которого эксплуатируется надземный газопровод высокого давления диаметром 89 мм, длиной 7,2 м, надземный газопровод высокого давления диаметром 76 мм, длиной 640,03 м, надземный газопровод высокого давления диаметром 57 мм, длиной 1,43 м, надземный газопровод среднего давления диаметром 108 мм, длиной 848,57 м, газорегуляторный пункт шкафного типа, газорегуляторная установка в отсутствии регистрации, в государственном реестре опасных производственных объектов, что является нарушением:
- ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п. 5 (т) «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492;
2. Отсутствует положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности опасного производственного объекта, в составе которого эксплуатируется надземный газопровод высокого давления диаметром 89 мм, длиной 7,2 м, надземный газопровод высокого давления диаметром 76 мм, длиной 640,03 м, надземный газопровод высокого давления диаметром 57 мм, длиной 1,43 м, надземный газопровод среднего давления диаметром 108 мм, длиной 848,57 м, газорегуляторный пункт шкафного типа, газорегуляторная установка, что является нарушением:
- ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п. п. 3, 7, 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263;
- п. 5 (и) «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492;
3. Отсутствует План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, в составе которого эксплуатируется надземный газопровод высокого давления диаметром 89 мм, длиной 7,2 м, надземный газопровод высокого давления диаметром 76 мм, длиной 640,03 м, надземный газопровод высокого давления диаметром 57 мм, длиной 1,43 м, надземный газопровод среднего давления диаметром 108 мм, длиной 848,57 м, газорегуляторный пункт шкафного типа, газорегуляторная установка, что является нарушением:
- ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п. п. 3, 4 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 730;
- п. 5 (п) «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492;
4. Отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, что является нарушением:
- ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п. 5 (с) «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492.
Выявленные грубые нарушения условий лицензий на осуществление вида деятельности в области промышленной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу наступления аварии.
Административным органом действия ИП Ш.., квалифицированы по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть грубое нарушение условий лицензий на осуществление вида деятельности в области промышленной безопасности.
ИП Ш.., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причину уважительности неявки суду не представил.
В судебном заседании представитель ИП Ш.. – Чупров О.В. не оспаривая установленную по делу эксплуатацию ИП Ш.. опасного производственного объекта без лицензии, просил суд признать незаконным результаты проверки в связи с направлением привлекаемому лицу запросов до даты проведения проверки, указывает на то, что в настоящее время нарушение устранено. Кроме того, просил суд применить к ИП Ш.. положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Государственный инспектор Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Козлова Г.Э., составившая протокол в отношении ИП Ш.., в судебном заседании вину индивидуального предпринимателя в совершении правонарушения считала доказанной.
С учетом положений п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ и мнения лиц, явившихся в судебное заседание, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ИП Ш..
Заслушав представителя привлекаемого лица, должностное лицо, исследовав представленные материалы и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Закона № 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении I к настоящему Федеральному закону. В силу п. 2 данной статьи опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Частью 1 ст. 11 Закона № 116-ФЗ установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 года № 492 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, на основании п. 5, которого лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются, в том числе,
- п. «и» осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п. «п» - наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и осуществление мероприятий согласно указанным планам в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п. «с» - наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- п. «т» - соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно п. 6 указанного Положения грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а» - «г», «е» - «п» и «с» - «у» настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 данной статьи).
Факт грубого нарушения ИП Ш. лицензионных требований на осуществление вида деятельности в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта подтверждается следующими письменными доказательствами: протоколом № .... об административном правонарушении от 15.06.2016; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки № .... от <...> г., актом проверки от 27.05.2016; а также другими материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Оценив представленные доказательства в их совокупности суд полагает, что вина ИП Ш.. в совершении правонарушения выразившееся в грубом нарушении лицензионных требований на осуществление вида деятельности в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, доказана и сомнений не вызывает.
Доводы представителя привлекаемого лица о том, что сотрудники Ростехнадзора направляли запросы до проведения проверки не свидетельствуют о незаконности проведения самой проверки и отсутствия в действиях ИП Ш.. признаков административного правонарушения, события и состав которого достоверно подтверждены исследованными доказательствами и не оспариваются Ш.. Грубых процессуальных нарушений при проведении проверки, которые влекут её недействительность, судом не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к ст. 9.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
С учетом характера совершенного правонарушения и личности виновного, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также сведений о совершении им ранее административных правонарушений, суд полагает возможным не назначать ИП Ш.. наказание в виде административного приостановления деятельности и ограничиться административным штрафом.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу, на постановления и решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей раздела второго настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При определении размера штрафа, суд полагает необходимым учесть имущественное положение ИП Ш.., то обстоятельство, что он является субъектом малого (среднего) предпринимательства. При таких обстоятельствах, с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа, в размере 250000 руб.
При этом суд не находит оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, в связи с устранением ИП Ш. выявленных нарушений, а также отсутствии доказательств причинения имущественного ущерба и угрозы его применения, равно как и отсутствие доказательств причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Как следует из диспозиции ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов может быть совершено как путем действия, так и бездействия, наступление последствий не требуется, но по данной части нормы имеется непосредственная угроза жизни или здоровью людей. Субъектом правонарушений являются в т.ч. юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, является формальным, ответственность наступает независимо от причинения какого-либо вреда.
Существо выявленных нарушений в ходе внеплановой проверки ИП Ш.. очевидно свидетельствует о том, что указанные грубые нарушения условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу наступления аварии.
При таких обстоятельствах доводы Ш. о том, что им устранены выявленные нарушения, отсутствие доказательств имущественного причинения ущерба и угрозы его применения, равно как и отсутствие доказательств причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде не влияют на квалификацию административного правонарушения.
Правовых оснований для переквалификации действий ИП Ш.. с ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ на ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ суд также не усматривает, поскольку факт грубого нарушения лицензионных требований на осуществление вида деятельности в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта подтверждается материалами дела.
Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать виновным индивидуального предпринимателя Ш. всовершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: р/счет № 40101810000000010004 УФК по Республике Коми (Печорское управление Ростехнадзора), ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России г.Сыктывкар, БИК 048702001, КБК 49811645000016000140, ИНН 1103001093, КПП 110101001,ОКТМО 8772500, наименование платежа: административный штраф по постановлению № 5-329/16 от 02.09.2016.
Квитанцию об уплате административного штрафа необходимо предъявить в канцелярию Ухтинского городского суда Республики Коми (г. Ухта, ул. Бушуева, д. 6, каб. 19а).
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С. С. Логинов