УИД 37MS0016-01-2023-003684-70
Дело № 2-606/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2024 года город Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Липенцева В.В.,
с участием истца Белова С.А.,
представителя ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» Балдаковой Е.М.,
представителя ответчиков АО «Ивгорэлектросеть» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» Антоновой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белова Станислава Аркадьевича к АО «ЭнергосбыТ Плюс», ПАО «Россети Центр и Приволжье», АО «Ивгорэлектросеть» о признании действий незаконными, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Белов Станислав Аркадьевич обратился в суд с иском к АО «ЭнергосбыТ Плюс», ПАО «Россети Центр и Приволжье», АО «Ивгорэлектросеть» о признании действий незаконными, возложении обязанностей.
Исковые требования (с учетом изменения их истцом в ходе рассмотрения дела в редакции искового заявления от 14.06.2024) мотивированы тем, что истец является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; другой частью жилого дома, владеет Никоноров В.А., в результате неправомерных действий которого часть жилого дома истца была обесточена, поврежден прибору учета электроэнергии, вследствие чего оплата потребленной электроэнергии производилась по нормативу. 05.10.2021 истцом в АО «Ивгорэлектросеть» была подана заявка на установку прибора учета, выделение лимита электропотребления и утверждение тарифа, в чем истцу было отказано. Впоследствии истец обращался к Президенту РФ, Губернатору Ивановской области, однако результатов данные обращения не принесли. Истец полагает, что ПАО «Россети Центр и Поволжье» - Ивэнерго РЭС ИвГЭС самовольно, не имея на то законных прав и оснований, без согласия истца, в неустановленное время и в неустановленном месте, без ввода в эксплуатацию установило истцу прибор учета электроэнергии и утвердило тариф. На основании данных, полученных от ПАО «Россети Центр и Поволжье» - Ивэнерго РЭС ИвГЭС, гарантирующий поставщик АО «ЭнергосбыТ Плюс» сделал истцу перерасчет платы, с которым истец не согласился и оспаривает его в суде. 11.04.2024 во время судебного следствия, противозаконно, в целях оказания давления на суд и истца, по решению гарантирующего поставщика, часть жилого дома истца была обесточена. Гражданско-правовых отношений с ПАО «Россети Центр и Поволжье» - Ивэнерго РЭС ИвГЭС по поставкам электроэнергии истец не имеет. Договор электроснабжения жилого дома заключен с АО «ЭнергосбыТ Плюс». Гражданско-правовые отношения истца по поставке электроэнергии с другими организациями материалами дела не подтверждены. Текущей задолженности по оплате электроэнергии истец не имеет. Тариф энергопотребления необоснованно (вопреки закону) ему навязан. Кроме того, в соответствии с п. 2.1.4 Договора электроснабжения, заключенного истцом с АО «ЭнергосбыТ Плюс», в случаи установки прибора учета во вне помещений домовладения в месте, доступ к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя (как в случае истца), гарантирующий поставщик имеет право не чаще одного раза в месяц сам проверять состояние прибора учета без присутствия потребителя. В соответствии с п. 2.2.3 Договора электроснабжения гарантирующий поставщик в указанном случае обязан не реже одного раза в шесть месяцев снимать показания индивидуальных приборов учета и проверять их состояние. Никаких нарушений договора электроснабжения истцом не установлено. Все выставленные счета за потребленную электроэнергию истцом оплачены полностью и в установленный договором срок.
На основании вышеизложенного истец просит суд установку прибора учета и утверждение тарифа энергопотребления признать незаконными, обязать АО «ЭнергосбыТ Плюс» утвердить тариф электропотребления в соответствии с нормами действующего законодательства, прибор учета установить.
В судебном заседании истец Белов С.А. исковые требования подержал по основаниям, изложенным в иске, однако указал, что осознает, что признать действия ответчиков по установке прибора учета невозможно; считает, что ответчиками не доказан факт установки прибора учета электроэнергии в силу отсутствия акта ввода его в эксплуатацию, а представленные ими документы по его установке просит исключить из числа доказательств по делу. Кроме того, накануне рассмотрения дела истцу установили другой прибор учета с одноставочным тарифом, с чем он согласен, но еще не подписал акт ввода его в эксплуатацию.
Представитель ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» Балдакова Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах и объяснениях по делу, ссылаясь на то, что ответчиком осуществляется продажа электроэнергии истцу и оказание услуг по передаче электроэнергии путем привлечения ПАО «Россети Центр и Приволжье» в рамках заключенного договора энергоснабжения; обязанность по осуществлению коммерческого учета электроэнергии в отношении жилых домов (домовладений), в частности установка приборов учета, введение их в эксплуатацию, а также контрольное снятие показаний прибора учета осуществляется сетевой организацией (в отношении истца такой ceтевой организацией является ПАО «Россети Центр и Приволжье» филиал «Ивэнерго»). При этом потребитель самостоятельно определяет экономическую целесообразность применения одноставочного тарифа, дифференцированного по зонам суток, и в случае принятия такого решения уведомляет об этом гарантирующего поставщика. У гарантирующего поставщика нет оснований не принимать к расчетам акт снятия показаний прибора учета, составленный сетевой организацией в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий и в отсутствие информации об оспаривании указанного акта, в связи с чем производимые с истцом расчеты ответчик полагает законными и обоснованными. Отключение электроснабжения истца правомерно осуществлено в связи с образованием задолженности по оплате соответствующей услуги.
Представитель ответчиков АО «Ивгорэлектросеть» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» Антонова С.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных отзывах, указав, что установка прибора учета истцу по адресу: <адрес> <адрес>, осуществлена правомерно, прибор учета введен в эксплуатацию; по вопросу изменения тарифа потребителю необходимо обратиться в сетевую организацию с заявлением о выборе тарифа и установлении его в приборе учета. Накануне 18.06.2024 истцу был установлен автоматический считыватель показаний прибора учета, а не новый прибор учета, поскольку истец систематически не передает показания прибора учета для начисления платы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Никоноров В.А. в судебное заседание не явился, извещен о нем надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие; ранее участвуя в судебном заседании, пояснил, что он не препятствовал в согласовании смены тарифа с целью установки истцу электроплиты, как тот, хотел; истец не хочет платить за электроэнергию, в связи с чем и обращается в суды с различными исками.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцу на праве собственности (ранее возникшее право, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН)) принадлежат 5/12 долей в жилом доме по адресу: <адрес>, не являющегося многоквартирным, что подтверждается договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из ЕГРН.
Истец, изначально обратившийся в суд с требованиями о перерасчете платы за электроэнергию, изменил предмет иска в ходе рассмотрения дела, изначально заявленные исковые требования не поддержал и фактически оспаривает действия ответчиков по установке ему прибора учета электроэнергии и применению тарифа на электроэнергию, ссылаясь на то, что установленный на опоре линии электропередач около его дома прибор учета электроэнергии, по показаниям которого ему в настоящее время начисляется плата за электроэнергию, установлен незаконно, без его согласия, и в эксплуатацию в установленном порядке не введен, в связи с чем просит установить ему другой прибор учета с тарифом, который выберет сам истец.
Оценивая обоснованность исковых требований и доводов сторон, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется производить
оплату фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ведении абонента энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442) предусмотрено, что по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов (пункт 136 Основных положений № 442).
В соответствии с п. п. 36-38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно Постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 05.06.2020 № 20-гп/1 АО «Энергосбыт Плюс» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ивановской области с 01.10.2020; ранее таким гарантирующим поставщиком являлось ООО «ЭСК Гарант».
Между истцом и ООО «ЭСК Гарант» 01.12.2017 был заключен Договор энергоснабжения № (далее – Договор) в отношении принадлежащего ему домовладения по адресу: <адрес>, предметом которого является предоставление потребителю коммунальной услуги по электроснабжению для целей потребления на коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением коммерческой деятельности, а также через привлеченных третьих лиц обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии; потребитель, в свою очередь, обязался оплачивать коммунальную услугу на условиях, определяемых данным Договором.
Из анализа данного договора и отзыва ответчика АО «Энергосбыт Плюс» следует, что условия Договора в части прав, обязанностей и ответственности сторон идентичны условиям, правам и обязанностям, установленным действующим законодательством об электроэнергетике и правилами оказания коммунальных услуг гражданам.
По условиям Договора гарантирующий поставщик в целях оказания услуг потребителю вправе заключать с сетевой организацией договор оказания услуг по передаче электроэнергии в отношении энергопотребляющего оборудования потребителя, в связи с чем передача электроэнергии в жилой дом истца осуществляется сетевой организацией на основании заключенного между ООО «ЭСК Гарант» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» 01.07.2014 Договора № 0200-П оказания услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается копией данного договора.
ПАО «Россети Центр и Приволжье» является сетевой организацией и правопреемником ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и, соответственно, осуществляет передачу электроэнергии в целях электроснабжения жилого дома истца.
В соответствии с пунктом 80(1) Правил № 354 определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями № 442.
Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном Правилами № 354.
В отношении жилых домов (домовладений), установка, эксплуатация, замена приборов учета электрической энергии осуществляются сетевой организацией в порядке, предусмотренном Основными положениями № 442.
Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующие требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а также требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке.
До 31.12.2021 допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, указанным в настоящем пункте, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
В силу пункта 136 Основных положений № 442 гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергий (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.
Согласно пункту 141 Основных положений № 442, с 1 января 2022 г. для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), если иное не установлено пунктом 145 настоящего документа, с учетом установленных пунктом 150 настоящего документа особенностей оснащения приборами учета многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г. До 1 января 2022 г. сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами.
Пунктом 147 Основных положений № 442 предусмотрено, что при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта по соглашению сторон либо в иных случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения.
При установке приборов учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением, приборы учета подлежат установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, при этом необходимо руководствоваться документом (актом), который был оформлен и подписан позднее.
При отсутствии информации о местах установки приборов учета в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии или отсутствии технической возможности установки прибора учета в указанных местах, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта при его согласии. В случае установки прибора учета в границах балансовой принадлежности смежного субъекта, то такой смежный субъект не вправе требовать платы за установку и последующую эксплуатацию такого прибора учета.
Местом, максимально приближенным к границе балансовой принадлежности, является место, максимально приближенное к точке поставки, в котором имеется техническая возможность установки прибора учета. При этом объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору будет подлежать корректировке только на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Из объяснений ответчиков и представленных ими в материалы дела документов следует, что до августа 2022 года у истца отсутствовал прибор учета электроэнергии.
Сетевой организацией ПАО «Россети Центр и Приволжье» в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства был установлен прибор учета электроэнергии Квант SТ-1000, о чем сетевая организация сообщила гарантирующему поставщику путем направления Акта от 26.08.2022, согласно которому данный прибор учета установлен в щите на опоре, предназначен для учета электроэнергии по лицевому счету № по адресу: <адрес>; собственником жилья является Белов С.А.; по присоединению счетчик № пригоден и допущен к эксплуатации; потребитель при этом не присутствовал.
Таким образом, вопреки доводам истца, данный Акт от 26.08.2022, исходя из его содержания и объяснений ответчиков, является документом, подтверждающим ввод прибора учета в эксплуатацию.
Суду ответчиками также представлены фотография данного прибора учета, содержащая сведения о его модели и номере, а также Акт снятия показаний расчетных приборов учета электроэнергии от 17.06.2023, в котором содержатся сведения о сроке поверки прибора учета – до 31.12.2037.
Из изложенного следует, что для учета электроэнергии, поставляемой в часть жилого дома истца, истцу в порядке, предусмотренном Основными положениями № 442 и Правилами № 354, установлен надлежащим образом поверенный и введенный в эксплуатацию прибор учета (а в настоящее время – еще и устройство, предназначенное для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, установка которого допускается в соответствии с пунктом 137 Основных положений № 442).
Указанные действия ответчиков являются не только правомерными, но и направленными на облегчение учета передаваемой потребителю электроэнергии, соответственно, прав истца они не нарушают; оснований для признания их незаконными не имеется.
Поскольку прибор учета электроэнергии является работоспособным, соответствующим требованиям действующего законодательства; доказательств обратного суду не представлено, оснований для его замены (демонтажа и установки истцу другого прибора учета) не имеется.
Доводы истца о том, что при установке прибора учета не получено его согласие на такую установку, что нарушило его права, не могут быть приняты во внимание, поскольку являются несостоятельными, не основанными на нормах действующего законодательства, которыми не предусмотрена обязательная установка прибора учета электроэнергии в присутствии потребителя.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, выбор варианта цены (тарифа) производится гражданами путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по 2 и 3 зонам суток цены (тарифа)).
Гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе по обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома за отдельную плату осуществлять установку (замену) приборов учета электрической энергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, либо ранее наступления предусмотренных п. 80(2) сроков для установки (замены) приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщиком, сетевой организацией (абз. 17 п. 80(1) Правил № 354).
Как следует из объяснений ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс», в случае, если у потребителя имеется необходимость расчета электроэнергии с учетом дифференциации по зонам суток (исходя из экономической целесообразности и потребляемых объемов электрической энергии в каждой зоне суточного графика нагрузки), то в зависимости от установленного ранее у него прибора учета, потребитель электроэнергии может либо инициировать замену ранее установленного прибора учета на многотарифный прибор учета (в случае если в ранее установленном приборе учета отсутствует соответствующая функция) путем соответствующего обращения в сетевую организацию в порядке абз. 17 п. 80(1) Правил № 354, затем направить в адрес гарантирующего поставщика уведомление о выборе варианта тарифа в зависимости от зон суток; либо, если ранее установленный прибор учета поддерживает функцию получения данных о потреблении электрической энергии по зонам суток, но потребитель рассчитывался по одноставочному тарифу, потребитель вправе направить в адрес гарантирующего поставщика уведомление о выборе варианта тарифа в зависимости от зон суток.
Соответственно, действия по выбору тарифа истец имеет возможность осуществить в вышеуказанном порядке самостоятельно; данное право его как потребителя, поскольку ранее не реализовывалось (доказательств обратного суду истцом не представлено), судебной защиты не требует.
Кроме того, в силу пункта 80(1) Правил № 354 с 1 июля 2024 г. по обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома гарантирующие поставщики в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества) и сетевые организации в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) потребителей электрической энергии (мощности) обязаны осуществлять приобретение, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, используемого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, в течение 30 рабочих дней с даты оплаты потребителем расходов на приобретение и установку прибора учета электрической энергии и (или) иного оборудования, используемого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), на основании счета гарантирующего поставщика (сетевой организации), который должен быть выставлен не позднее 5 рабочих дней со дня получения указанного обращения, при получении которого замена приборов учета и (или) иного оборудования, используемого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), осуществляется за отдельную плату, размер которой не должен превышать стоимость таких мероприятий, рассчитанную с применением стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), применяемых для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Устанавливаемый прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», и соответствовать требованиям указанных Правил. Обязанность по эксплуатации указанного прибора учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию).
Соответственно, если истца не устраивает установленный ему прибор учета электроэнергии, он вправе обратиться в сетевую организацию за его заменой в вышеуказанном порядке.
Таким образом, исковые требования Белова С.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белова Станислава Аркадьевича к АО «ЭнергосбыТ Плюс», ПАО «Россети Центр и Приволжье», АО «Ивгорэлектросеть» о признании незаконными действий по установке прибора учета и утверждении тарифа, обязании утвердить тариф электропотребления и установить прибор учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Шолохова Е.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26.06.2024