Дело №2а-518/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Няндома 8 июля 2019 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Тимошенко А.Г.,
при секретаре Флемер А.С.,
с участием представителя административного истца Малыгина М.А.,
представителя административного ответчика Холматовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Крехалевой Е.А. к Управлению строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным и отмене уведомления и о возложении обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов,
установил:
Крехалева Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства МО «Няндомский муниципальный район» (далее – Управление) о признании незаконным и отмене уведомления и о возложении обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов, указав в обоснование, что 5 марта 2019 г. административный истец в адрес Управления направил уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. 12 марта 2019 г. административный ответчик направил в адрес административного истца уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку вид разрешенного использования земельного участка: для дачного строительства, не предусматривает строительство индивидуального жилого дома. Ссылаясь на положения ст.ст.23, 26 Федерального закона от 29 июля 2017 г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №217-ФЗ), приказа Министерства экономического развития Российской федерации от 1 сентября 2014 г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее – Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. №540, Классификатор видов разрешенного использования), полагает названное уведомление незаконным, так как неправомерное бездействие Управления в указанной части ограничивает права Крехалевой Е.А. на строительство дома на земельном участке, находящимся в ее собственности и имеющем соответствующее разрешенное использование. Просила признать незаконным и отменить уведомление Управления от 12 марта 2019 г. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязать устранить нарушения прав и законных интересов административного истца.
Административный истец Крехалева Е.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Малыгин М.А. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме. Указал, что в соответствии со ст.54 Федерального закона №217-ФЗ виды разрешенного использования, как «для дачного строительства», «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» считаются равнозначными, а земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Согласно п.13.2 Классификатора видов разрешенного использования «ведение садоводства» включает осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений. Таким образом, спорный земельный участок с установлением вида разрешенного использования «для дачного строительства» допускает размещение на нем объектов индивидуального жилищного строительства. Дополнительно пояснил, что требования настоящего административного искового заявления предъявлены к Управлению, как самостоятельному юридическому лицу. К администрации МО «Няндомский муниципальный район» административные исковые требования не предъявлены. Также указал, что требование о возложении обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов входит в состав признания незаконным спорного уведомления Управления. Кроме того, дополнительно пояснил, что административный истец планирует осуществление строительства садового дома.
Представитель административного ответчика Холматова С.С. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав доводы письменных возражений на иск. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона №217-ФЗ, приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. №540, Правила землепользования и застройки МО «Няндомское», утвержденные решением Муниципального Совета МО «Няндомское» от 22 декабря 2017 г. №69 (далее - Правила застройки МО «Няндомское»), указала, что, согласно приложенной в материалы дела карты зонирования, земельный участок административного истца находится на землях сельскохозяйственных угодий, а следовательно, возведение индивидуального жилого дома на данном земельном участке невозможно. Кроме того, обратила внимание, что земельный участок Крехалевой Е.А. находится во втором поясе зон санитарной охраны водозаборных скважин №№ и № <адрес>, а следовательно, новое строительство объекта капитального строительства, связанное с нарушением почвенного покрова возможно только после получения соответствующего заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 150 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которое содержит необходимые сведения, и приложить к нему определенные документы (ч.ч. 1, 3)
По результатам рассмотрения такого уведомления уполномоченный орган направляет застройщику один из следующих документов (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ):) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке; уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.
Получение застройщиком уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке считается согласованием строительства или реконструкции объекта ИЖС (садового дома) и дает право застройщику осуществлять их строительство (реконструкцию) согласно параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве (ч. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).
Случаи, когда уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, а требования к содержанию такого уведомления установлены в ч. 11 ст. 51.1 ГрК РФ.
В судебном заседании установлено, что Крехалева Е.В. на основании свидетельства на право собственности на землю №, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Няндомского района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 5020 кв.м, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, что подтверждается записью регистрации №, внесенной в ЕГРН 27 июня 2013 г.
Постановлением администрации МО «Няндомское» от 17 сентября 2013 г. №229 произведено изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 5020 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для дачного строительство»
5 марта 2019 г. Крехалева А.Е. направила в адрес Управления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В п.2 названного уведомления в качестве сведений о земельном участке указан земельный участок с кадастровым номером №, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, вид разрешенного использования: для дачного строительства.
12 марта 2019 г. административный ответчик направил в адрес Крехалевой Е.А. уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №, указав при этом на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, так как в соответствии с Федеральным законом №217-ФЗи Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2019 г. №540 вид разрешенного использования земельного участка: для дачного строительства, не предусматривает строительство индивидуального жилого дома.
Решением Муниципального Совета МО «Няндомское» от 22 декабря 2017 г. №69 утверждены Правила землепользования и застройки МО «Няндомское» Няндомского муниципального района Архангельской области.
Решением Муниципального Совета МО «Няндомское» от 23 ноября 2018 г. №116 внесены изменения в названные Правила землепользования и застройки.
Согласно таблице 2 ст.32 Правил землепользования и застройки МО «Няндомское» градостроительный регламент для земель сельскохозяйственных угодий не установлен (ч.6 ст.36 ГрК РФ).
Согласно карты зонирования населенных пунктов д.Андреевская, д.О.Озерки, д.Сидорова Гора, д.Сафонова Гора, д.Бережная, д.Кузьминская, с обозначением зон с особыми условиями использования территории земельный участок административного истца находится в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий.
Указанные обстоятельства в ходе судебного заседания сторонами не оспаривались.
Анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в силу следующего.
В соответствии с п.1 ст.7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подп. 1 п.1).
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 11 ст. 23 Федерального закона №217-ФЗ установлено, что садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст.77 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с ч.7 ст.54 Федерального закона №217-ФЗ для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона №217-ФЗ под садовым земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;
Часть 2 ст.23 Федерального закона №217-ФЗ предусматривает, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
В соответствии со ст.1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу ч.1 ст.35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно п.1 ч.9 ст.35 ГрК РФ зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (ч.1 ст. 79 ЗК РФ, ч.ч.1 и 4 ст.36 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 6 ст.79 ЗК РФ определено, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Пунктом 2 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ определено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно п.39 ст.1 ГрК РФ под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 2 ст.3 Федерального закона №217-ФЗ устанавливает, что садовым домом является здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
В п.3 уведомления от 5 марта 2019 г. административный истец в качестве сведений о виде разрешенного использования объекта капитального строительства указал – объект индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, входит в состав территориальной зоны сельскохозяйственных угодий, то суд приходит к выводу, что строительство объекта индивидуального жилищного строительства на спорном садовом земельном участке в соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона №217-ФЗ не допускается, поскольку территориальная зона сельскохозяйственных угодий, утвержденная Правилами землепользования и застройки, не предусматривает возможность такого строительства.
Довод представителя административного истца об обратном подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании названных норм материального права.
На основании изложенного суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований Крехалевой Е.А. к Управлению о признании незаконным и отмене уведомления и о возложении обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Крехалевой Е.А. к Управлению строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным и отмене уведомления и о возложении обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Г. Тимошенко
Мотивированное решение составлено 9 июля 2019 г.