Дело №2а-331/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года п. Матвеев Курган
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Коркишко А.И.
при секретаре Сидоровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Ростовской области к Афанасьевой Т.А. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция ФНС России №1 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Афанасьевой Т.А., в котором просит взыскать с Афанасьевой Т.А. задолженность по налогам, пеням, штрафам за 2016-2018 годы на общую сумму 9134,30 рублей, в том числе: транспортный налог в размере 1388 рублей, пеня в размере 43,32 рублей; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пеня в размере 0,56 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 1509,60 рублей, пеня в размере 293,74 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 296,16 рублей, пеня в размере 57,64 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017: налог в размере 3796,85 рублей, пеня в размере 1748,43 рублей.
В обоснование административного иска указано, что статьей 14 НК РФ установлен транспортный налог. Налогоплательщики должны уплачивать налоги своевременно, то есть в срок, который установлен налоговым законодательством для каждого налога (ст.ст.45, 57 НК РФ). Обязанность по исчислению налогов физическим лицам возложена на налоговый орган. Налоги уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. За физическим лицом Афанасьевой Т.А. зарегистрировано имущество, являющееся объектом налогообложения. МИФНС России №1 по Ростовской области в соответствии с действующим законодательством были направлены налогоплательщику налоговые уведомления о необходимости уплаты за 2017-2018 годы налогов: от 17.07.2018 №4187723 по сроку уплаты до 03.12.2018; от 27.06.2019 №4866573 по сроку уплаты до 02.12.2019. Данные налоговые уведомления исполнены не были. Афанасьева Т.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 31.08.2011 по 24.01.2017, после чего прекратила свою деятельность. Афанасьева Т.А. являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налогоплательщиком представлены налоговые декларации за 2,3 кварталы 2013 года с исчисленной суммой налога к уплате в общем размере 2796 рублей, которая своевременно не была уплачены, в связи с чем налоговым органом исчислены пени. Поскольку Афанасьева Т.А. прекратила свою деятельность 24.01.2017, то ей надлежало уплатить страховые взносы за 2017 года на ОПС в размере 1509,60 рублей, на ОМС – 296,16 рублей, по сроку – 08.02.2017. До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется органами ПФ РФ и ФСС РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона. В отношении Афанасьевой Т.А. в МИФНС России №1 по Ростовской области передана информация о задолженности по страховым взносам по сроку 09.01.2017, а именно сумма исчисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере по сроку 09.01.2017 составила 3796,85 рублей. В связи с наличием недоимки по налогу, страховым взносам и пене налогоплательщику были направлены почтой требования: от 13.12.2017 №45040 по сроку исполнения до 10.01.2018; от 13.02.2018 №11928 по сроку исполнения до 03.04.2018; от 06.08.2018 №9964 по сроку уплаты до 24.08.2018; от 10.08.2018 №11014 по сроку уплаты до 30.08.2018; от 01.02.2019 №14090 по сроку уплаты до 11.03.2019; от 25.06.2019 №95600 по сроку уплаты до 27.08.2019; от 25.12.2019 №164673 по сроку уплаты до 28.01.2020. Указанные требования в добровольном порядке не исполнены. Инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об исполнении обязанности по уплате налогов.
В дальнейшем административным истцом уточнены требования, в последней редакции просит взыскать с Афанасьевой Т.А. задолженность в размере 1431,88 рублей, в том числе пеня по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 0,56 рублей, транспортный налог в размере 1388 рублей, пеня в размере 43,32 рублей.
Представитель административного истца МИФНС России №1 по Ростовской области, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.289 КАС РФ.
Административный ответчик Афанасьева Т.А., будучи надлежащим образом уведомленной о дате и времени рассмотрения дела, в том числе с учетом положений ст.165.1 ГК РФ, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не заявлено, дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст.289 КАС РФ.
Изучив представленные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьи 57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком (пп.1 п.3); с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога (пп.5 п.3).
Из статьи 14 Налогового кодекса РФ следует, что к числу региональных налогов относится транспортный налог.
К объектам налогообложения относятся автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.358 НК РФ).
Согласно статье 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица производят уплату транспортного налога в соответствии с порядком и сроком, установленными статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В спорный период за Афанасьевой Т.А. было зарегистрировано следующее имущество: автомобиль ВАЗ 2101, государственный номер Р836НУ/161.
МИФНС России №1 по Ростовской области в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты за 2017-2018 годы налогов: от 17.07.2018 №4187723 по сроку уплаты до 03.12.2018; от 27.06.2019 №4866573 по сроку уплаты до 02.12.2019, которые административным ответчиком в добровольном порядке в полном объеме не исполнены.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Афанасьева Т.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 31.08.2011 по 24.01.2017, снята с учета в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку Афанасьева Т.А. прекратила свою деятельность 24.01.2017, то ей надлежало уплатить до 08.02.2017 страховые взносы за 2017 года на обязательное пенсионное страхование в размере 1509,60 рублей, на обязательное медицинское страхование – 296,16 рублей.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Из статьи 5 данного Федерального закона следует, что индивидуальные предприниматели относятся к плательщикам страховых взносов (пункт 2 часть 1).
Согласно статье 14 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Пунктом 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно статье 19 вышеуказанного Федерального закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (часть 3).
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 5.5).
Согласно статье 25 данного Федерального закона пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч.ч.5-7).
Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В отношении Афанасьевой Т.А. в МИФНС России №1 по Ростовской области переданы сведения о задолженности по страховым взносам по сроку 09.01.2017, а именно сумма исчисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере по сроку 09.01.2017 составила 3796,85 рублей.
В связи с наличием недоимки по налогу, страховым взносам и пене налогоплательщику были направлены требования: от 13.12.2017 №45040 по сроку исполнения до 10.01.2018; от 13.02.2018 №11928 по сроку исполнения до 03.04.2018; от 06.08.2018 №9964 по сроку уплаты до 24.08.2018; от 10.08.2018 №11014 по сроку уплаты до 30.08.2018; от 01.02.2019 №14090 по сроку уплаты до 11.03.2019; от 25.06.2019 №95600 по сроку уплаты до 27.08.2019; от 25.12.2019 №164673 по сроку уплаты до 28.01.2020. Указанные требования в добровольном порядке не исполнены
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органы об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2 ст.286 КАС РФ).
В пункте 20 Постановления от 11.06.1999 №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснили, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В силу статьи 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 данной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Налоговый орган обратился с данным административным исковым заявлением в суд только 19.01.2021, то есть с нарушением установленного законом срока. Также суд обращает внимание, что на момент обращения МИФНС России №1 по Ростовской области к мировому судье судебного участка №1 Матвеево-Курганского судебного района Ростовской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Афанасьевой Т.А. недоимки по налогам, страховым взносам и пени также были пропущены сроки подачи указанного заявления, в связи с чем 29.10.2020 мировым судьей было отказано в вынесении судебного приказа по причине пропуска установленного п.2 ст.48 НК РФ срока.
МИФНС России №1 по Ростовской области представлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления, однако доказательств наличия объективных препятствий для обращения в суд с настоящим административным иском в материалы дела не представлено, заявленное ходатайство о восстановлении срока также не содержит никаких доводов и оснований, подтверждающих уважительные причины пропуска установленного законом срока.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для признания причин пропуска срока уважительными, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.
Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Суд считает, что доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением не приведено. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких изложенных обстоятельствах, учитывая, что административным истцом пропущен срок обращения в суд без уважительных причин, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований административного иска отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 219, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Ростовской области к Афанасьевой Т.А. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 23 апреля 2021 года.
Судья А.И. Коркишко