Дело № 2а-1903/2021
91RS0024-01-2020-005126-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 11 июня 2021 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С. с участием административного истца Иванющенко С.А., представителя административного ответчика Керенской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванющенко Сергея Александровича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ведущему специалисту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Паламарчуку С.П. о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо Российский национальный коммерческий банк (публичное акционерное общество),
у с т а н о в и л :
Иванющенко С.А. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) о признании незаконным решения ведущего специалиста Паламарчука С.П. от 10 сентября 2020 г. №<номер> об отказе в учете изменений объекта недвижимости; возложении обязанности осуществить изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №<номер> на согласно заявлению от 9 июня 2020 г.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2020 г. нежилое помещение по адресу: <адрес> кадастровый №<номер> переведено в жилое помещение. 9 июня 2020 г. Иванющенко С.А. обратился в Госкомрегистр с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №<номер> с «объекты гаражного назначения» на «для индивидуального жилищного строительства». Оспариваемым решением государственного регистратора было отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что площадь земельного участка не соответствует предельным минимальным размерам. Указанное решение является незаконным, принятым без учета положений Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которые допускают отклонение от предельных размеров земельных участков при наличии имущественных прав на объект капитального строительства, соответствующего устанавливаемому виду разрешенного использования земельного участка.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечены ведущий специалист Госкомрегистра Паламарчук С.П. в качестве соответчика, Российский национальный коммерческий банк (публичное акционерное общество) в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец Иванющенко С.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным с иске.
Представитель Госкомрегистра Керенская А.А. в судебном заседании возражала против иска, указала на законность и обоснованность оспариваемого решения.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика ведущего специалиста Госкомрегистра Паламарчука С.П., представителя заинтересованного лица Российского национального коммерческого банка (публичное акционерное общество), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших суду о причинах неявки.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании договоров купли-продажи Иванющенко С.А. принадлежат на праве собственности земельный участок площадью 34 кв. м. по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, вид разрешенного использования «объекты гаражного назначения» и здание площадью 78,3 кв. м. по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 7 марта 2018 г., что подтверждается выписками из ЕГРН, согласно которым 26 марта 2020 г. на данные объекты зарегистрировано обременение с пользу Российского национального коммерческого банка (публичное акционерное общество) на основании договора об ипотеке (залоге недвижимости) от 13 марта 2020 г.
В выписке из ЕГРН на здание с кадастровым номером №<номер> указано, что оно расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером №<номер>, а выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №<номер> указано, что в его пределах находится объект недвижимого имущества с кадастровым номером №<номер>
Кроме того, факт нахождения здания с кадастровым номером №<номер> на земельном участке с кадастровым номером №<номер> подтверждается актом обследования данных объектов, составленным 19 августа 2020 г. кадастровым инженером фио 1
17 февраля 2020 г. Межведомственной комиссией по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений, о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, созданной постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 15 февраля 2018 г. №<номер>, произвела обследование помещения, расположенного по адресу: <адрес> и 21 февраля 2020 г. дала заключение №<номер> о переводе указанного помещения (нежилого здания) в жилое помещение (жилое здание).
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 апреля 2020 г. №<номер> утверждено решение Межведомственной комиссии, оформленное заключением от 21 февраля 2020 г. №<номер>, нежилое помещение (нежилое здание) по адресу: <адрес> кадастровый №<номер> переведено в жилое помещение (жилое здание).
Данное постановление в установленном законом порядке не оспорено, на его основании в ЕГРН внесены сведения о праве собственности Иванющенко С.А. на жилой дом площадью 78,3 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 г. N 16, земельный участок с кадастровым номером №<номер> находится в границах территориальной зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами №<номер>». Одним из основных видов разрешенного использования для территориальной зоны №<номер> является «для индивидуального жилищного строительства». Минимальный размер земельного участка для данного вида разрешенного использования составляет 300 кв. м.
В то же время п. 4 ст. 9 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым допускается изменение вида разрешенного использования земельного участка, не соответствующего требованиям градостроительного регламента в части предельных размеров земельных участков, при условии наличия имущественных прав на объект капитального строительства расположенного на таком земельном участке, соответствующего устанавливаемому виду разрешенного использования земельного участка.
9 июня 2020 г. фио 1 обратился в Госкомрегистр с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №<номер> с «объекты гаражного назначения» на «для индивидуального жилищного строительства».
10 июня 2020 г. ведущим специалистом Паламарчуком С.П. заявителю направлено уведомление №<номер> о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). В качестве основания приостановления указано, что орган регистрации направил межведомственный запрос в Администрацию г. Ялта Республики Крым, после получения ответа орган регистрации вернется к рассмотрению заявления.
2 июля 2020 г. ведущим специалистом Паламарчуком С.П. повторно принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета с указанием, что произвести учет изменений земельного участка не представляется возможным, поскольку его площадь (34 кв. м.) не соответствует предельным размерам земельного участка, установленным правилами землепользования и застройки (300 – 800 кв. м.).
Решением ведущего специалиста Паламарчука С.П. от 10 сентября 2020 г. №<номер> Иванющенко С.А. отказано в учете изменений объекта недвижимости, в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН, урегулированы Федеральным законом № 218-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Учет изменений характеристик объектов недвижимости обусловлен соблюдением основных принципов ведения ЕГРН – достоверности, полноты и актуальности сведений реестра. Несвоевременный учет изменений или отсутствие учета будут нарушать указанные принципы, в результате чего в ЕГРН будет содержаться недостоверная информация о недвижимо.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 1 ч. 2 этой же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в ст. 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В данном случае специалист органа регистрации, принимая решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, исходил из того, что заявленный к учету земельный участок имеет площадь 34 кв. м., что противоречит градостроительному регламенту, установленному для вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства».
Вместе с тем данный вывод сделан без учета положений п. 4 ст. 9 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которым допускается отклонение от предельных параметров площади земельного участка, при условии наличия имущественных прав на объект капитального строительства расположенного на таком земельном участке, соответствующего устанавливаемому виду разрешенного использования земельного участка.
Названные положения корреспондируют принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленному пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4).
Как было указано выше, Иванющенко С.А. принадлежит на праве собственности жилой дом с кадастровым номером №<номер>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Требования к жилому помещению установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее – Положение № 47).
П. 7 Положения N 47 предусмотрено, что оценка соответствия помещения установленным в данном положении требованиям производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из систематического анализа приведенных норм следует, что для изменения вида разрешенного использования принадлежащего Иванющенко С.А. объекта капитального строительства на индивидуальный жилой дом он должен был получить в установленном законом порядке заключение о соответствии этого объекта требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
Иванюченко С.А. было получено заключение уполномоченного органа о соответствии объекта капитального строительства требованиям, указанным в разделе II Положения N 47, которое не обусловливается предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, устанавливаемыми для конкретных территориальных зон, в которых допускается жилищное строительство.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №<номер> заявленный Иванющенко С.А. к учету - «для индивидуального жилищного строительства», соответствует назначению объекта капитального строительства «жилой дом». Данный вид разрешенного использования земельного участка является основным для территориальной зоны, в которой он расположен. Градостроительный регламент территориальной зоны в части предельных размеров земельных участков не нарушен в силу исключения, установленного п. 4 ст. 9 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
При таких обстоятельствах отказ в кадастровом учете сведений о земельном участке в связи с отклонением от предельных его размеров нельзя признать законным.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении требований, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Поскольку в данном случае оспариваемое решение ведущего специалиста Паламарчука С.П. не соответствует требованиям закона, при этом нарушает имущественные права истца, суд проходит к выводу о обоснованности и удовлетворении требования истца о признании данного решения незаконным.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, суд возлагает на Госкомрегистр обязанность в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление административного истца о государственном кадастровом учете изменений земельного участка.
Требование административного истца о понуждении осуществить государственный кадастровый учет не подлежит удовлетворению, поскольку в силу ст. ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой государственные и муниципальные органы, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений. В этой связи административный иск подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ Госкомрегистром подлежат возмещению понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 10 ░░░░░░░░ 2020 ░. №<░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №<░░░░░>
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░