Дело № 2а-248/2020
22RS0032-01-2020-000211-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Горняк 10 июня 2020 года
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,
при секретаре Бачурка А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому Колесниченко Анастасии Вадимовны с учетом уточнения к административной комиссии Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края об оспаривании действий,
У С Т А Н О В И Л:
Колесниченко А.В. обратилась в суд с административным исковым с учетом уточнения к административной комиссии Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края об оспаривании действий, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в административной комиссией Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края, состоялось рассмотрение административного дела № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого она, Колесниченко Анастасия Вадимовна, признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 61 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушения на территории Алтайского края» на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ
С данным постановлением она не согласна, и намерена его обжаловать. В течении срока обжалования, предусмотренного ст. 30.3 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменным заявлением в секретариат административной комиссии Администрации города Горняка, в котором изложила просьбу ознакомить ее с материалами административного дела путем фотографирования или копирования. На ее заявление ей был выдан ответ, где административный ответчик, ссылаясь на норму ст. 25.1 КоАП РФ подтверждает ее право на ознакомление, но отказывает ей в снятии копий. Перед обжалованием она обратилась к профессиональному юристу, поэтому фотографирование или копирование материалов административного дела ей необходимо для детального изучения материалов. Фотографировать материалы данного дела ей также запретили.
Данными действиями административный ответчик существенно нарушил ее право на защиту, а также лишил ее возможности на данном этапе обратиться в суд для обжалования спорного постановления, так как полнота жалобы зависит от всестороннего изучения материала, также при составлении жалобы ей может понадобиться помощь юриста, но ввиду отсутствия копий административного дела, она не может в полной меревоспроизвести всю информацию, содержащуюся в материалах административного дела.
Таким образом, ответчиком существенно нарушено ее право на защиту, гарантированное статьей 46 Конституции РФ и статьей 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и конституционное право на информацию (доступ к информации), гарантированное частью 2 статьи 24 и частью 4 статьи 29 Конституции РФ.
В результате невозможности ею в полной мере реализовать указанные конституционные права, она не могу обжаловать постановление, которым она признана виновной в совершении административного правонарушения. Срок обжалования по данному постановлению истекает ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенных обстоятельств, считает, что положение части 1 статьи 25.1. КоАП РФ административным ответчиком неверно истолковано.
Просит признать отказ административного ответчика в снятии копий, в том числе путем фотографирования с материалов административного дела № от ДД.ММ.ГГГГ не законными и не обоснованным. Обязать административного ответчика ознакомить административного истца с материалами дела путем фотографирования.
В судебном заседании административный истец Колесниченко А.В. поддержала заявленные требования по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного истца Колесниченко А.В. - Пасюра О.Н. поддержала заявленные требования административного истца по основаниям изложенным в административном исковом заявлении. Уточнила, просила считать опиской при указании в качестве административного истца административную комиссию Администрации Локтевского района Алтайского края считать надлежащим ответчиком административную комиссию Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края, поскольку из искового материала и характера заявленных требований, очевидно, что обжалуются действия административной комиссии Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика административной комиссии Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края Глумова И.возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Указывая, что Колесниченко А.В. 19.03.2020г подано заявление с просьбой ознакомления ее с материалами административного производства путем фотографирования или ксерокопирования. На что ей было дано пояснение в устной форме о том, что, если Колесниченко А.В. желает обжаловать решение, вынесенное административной комиссией Администрации <адрес>, суд рассматриваемый ее заявление запросит все необходимые документы, а также для написания заявления ей было выдано Постановление по делу об административном правонарушении № от 25.02.2020г. Главным специалистом. Администрации города Горняка по работе с обращениями граждан и организационным вопросам были предоставлены все материалы административного производства на ознакомление путем прочтения либо переписывания материалов вручную. 20.03.2020г Администрацией города Горняка был дан ответ на заявление Колесниченко А.В. в письменной форме. В связи с чем считают, что Колесниченко А.В. была ознакомлена с материалами дела, ее права никто не нарушал.
Суд, выслушав объяснение стороны административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Положение статьи 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Согласно части 4 статьи 29 Конституции РФ «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом ».
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции РФ «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления либо должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией Администрации <адрес>, рассмотрено административное дела № от ДД.ММ.ГГГГ, и вынесено постановление которым Колесниченко Анастасия Вадимовна, признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 61 Закона Алтайского края от 10.07.2002 г. № 46 ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушения на территории <адрес>» и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Колесниченко А.В. обратилась с письменным заявлением к главе Администрации <адрес>, с просьбой ознакомить ее с материалами административного дела путем фотографирования или копирования за свой счет.
ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации <адрес> ей дан ответ со ссылкой на норму ст. 25.1, ч.6 ст.28.2 КоАП РФ и отказано в ознакомлении с административным материалом путем фотографирования, указывая, что снятие копий из материалов дела об административном правонарушении, законом не предусмотрено.
Решением Локтевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении Колесниченко Анастасия Вадимовна отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Колесниченко А.В. прекращено.
В целях обеспечения участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства и в местном самоуправлении, а также следуя необходимости создания гарантий защиты прав личности в ее взаимоотношениях с государством в лице носителей публичной власти, Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), которое в совокупности с другими элементами правового статуса личности позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - способом оптимизации деятельности органов публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 19-П).
Пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ, гражданину гарантируется право осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Под доступом к информации в силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ понимается возможность получения информации и ее использования.
В силу статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Доказательств, что в материалах дела административного истца имеются сведения, составляющие государственную тайну, либо иную информацию, доступ к которой ограничен ответчиком не представлено.
Учитывая, что Колесниченко А.В. обратилась к главе администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края с просьбой предоставить возможность ознакомиться с информацией, непосредственно затрагивающей ее права и охраняемые законом интересы, такая информация не может быть признана конфиденциальной, а сам заявитель - ограничен в доступе к ознакомлению с ней, в том числе посредством фотосъемки интересующих ее документов.
Отказ ответчика в проведении фотосъемки фактически означает невозможность использования административным истцом собранных в деле документов, как в целях оценки (анализа) содержащейся в них информации, так и для ее предоставления иным лицам для защиты своих интересов и прав. В данном случае право на обжалования постановления о привлечении ее к административной ответственности.
Суд приходит к выводу, что отказ Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края Колесниченко А.В. в ознакомлении с административным материалом путем фотографирования нельзя признать законным и обоснованным.
В части второго требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика ознакомить Колесниченко А.В. с материалами дела путем фотографирования, суд приходит к следующему.
Поскольку оспариваемое постановление являлось предметом судебного разбирательства и решением Локтевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Колесниченко А.В. прекращено. Суд не находит необходимости в возложении обязанности на административного ответчика об ознакомления Колесниченко А.В. с материалами дела путем фотографирования поскольку правовых последствий не влечет, в связи с чем оно удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Колесниченко Анастасии Вадимовны к административной комиссии Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края об оспаривании действий - удовлетворить частично.
Признать действия административной комиссии Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края по отказу Колесниченко Анастасии Вадимовне в ознакомлении с материалами административного дела № от ДД.ММ.ГГГГ путем фотографирования незаконным.
В удовлетворении остальных части требований - отказать.
Апелляционные жалоба могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд Алтайского края.
Судья В.Г. Марфутенко
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2020 года