Решение по делу № 2-175/2024 (2-5235/2023;) от 04.10.2023

Дело № 2-175/2024

(34RS0002-01-2023-006245-17)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2024 года                                                      город Волгоград

Дзержинский районный суд города Волгограда в составе

председательствующего судьи Землянухиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Щербининой К.К.,

с участием прокурора Васильева В.В.,

истца Богатырёва А.Н.,

представителя истца Богатырёва А.Н. – Островской Л.А.,

представителя ответчика администрации Волгограда – Авраменко Г.С.,

представителя третьего лица департамента городского хозяйства администрации Волгограда – Авраменко Г.С.,

представителя третьего лица МБУ «Северное» - Черненко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Богатырёва Александра Николаевича к администрации Дзержинского Волгограда, администрации Волгограда о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

первоначально истец Богатырёв А.Н. обратился в суд с иском к администрации Дзержинского Волгограда о компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано на то, что 20 мая 2023 года Богатырёв А.Н. в вечернее время совершал прогулку в районе пруда около жилого комплекса «БейкерСтрит». В какой-то момент его окружила стая бездомных собак. Одна из собак укусила Богатырёва А.Н., в результате чего он вынужден был обратиться за медицинской помощью в травматологический пункт ГУЗ «Поликлиника № 30». Истцу выставлен диагноз «укушенная рана правой голени», назначен курс антирабической вакцинации, введены антибиотики.

В условиях амбулаторно-поликлинического отделения № 1 ГУЗ «Клиническая поликлиника № 28» проведена антирабическая вакцинация в полном объеме. Даты вакцинации: 23 мая 2023 года, 27 мая 2023 года, 03 июня 2023 года, 19 июня 2023 года, 18 августа 2023 года, что подтверждается выпиской из медицинской карты пациента.

В результате того, что муниципальным образованием - администрацией Дзержинского района Волгограда - не исполняются обязанности по организации мероприятий по отлову бродячих собак, находящихся на улице и в иных общественных местах, отсутствует контроль со стороны администрации за выполнением данной работы, а также расходованием выделенных на эти цели денежных средств, Богатырёву А.Н. причинены морально-нравственные страдания.

В силу сложившихся в последние годы обстоятельств, у Богатырёва А.Н. имеются большие проблемы со здоровьем, систематически истец проходит стационарное лечение в ГБУЗ «Волгоградская клиническая больница № 1». Нападение на истца стаи бродячих собак и укус одной из них принес Богатырёву А.Н. морально-нравственные страдания, в связи с тем, что истец переживал за своё и без того слабое здоровье, вынужден был пройти лечение в связи с нападением на него собак.

Не обладая специальными юридическими познаниями, а также желая, чтобы его интересы были представлены в суде лицом, имеющим юридическое образование, Богатырёвым А.Н. заключен договор об оказании представительских услуг.

По указанным основаниям истец просит суд взыскать с администрации Дзержинского района Волгограда в пользу Богатырева Александра Николаевича компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы в размере 30 300 рублей.

Определением судьи Дзержинского районного суда города Волгограда от 30 октября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, МБУ «Северное», департамент городского хозяйства администрации Волгограда.

25 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУЗ «КБ № 28».

В судебном заседании истец Богатырёв А.Н. на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель истца Богатырёва А.Н. – Островская Л.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований Богатырёва А.Н. настаивает.

Представитель ответчика администрации Волгограда – Авраменко Г.С. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований Богатырёва А.Н. В случае удовлетворения либо частично удовлетворения исковых требований просит суд снизить размер компенсации морального вреда с учетом разумности и соразмерности.

Представитель ответчика администрации Дзержинского района Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица департамента городского хозяйства администрации Волгограда - Авраменко Г.С. в судебном заседании не поддерживает исковые требования Богатырёва А.Н.

Представитель третьего лица МБУ «Северное» - Черненко В.В. в судебном заседании не поддерживает исковые требования Богатырёва А.Н. Пояснил, что деятельность МБУ «Северное» основана на выполнении муниципального задания. Департамент городского хозяйства администрации Волгограда выделяет денежные средства МБУ «Северное», а МБУ «Северное», в свою очередь, указанные денежные средства осваивает. МБУ «Северное» выполняет все порученные ему мероприятия в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУЗ «КБ № 28» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, заключение прокурора, полагавшего, что требования Богатырёва А.Н. подлежат удовлетворению частично, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Пунктом 1789 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 4, установлено, что регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

На основании ст. 3 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в том числе в целях: предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

В силу п. 3 ст. 7, ст. 8 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1.2 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом комитета ветеринарии Волгоградской области от 27 декабря 2019 года № 600а, установлено, что деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: а) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; б) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; в) гуманного отношения к животным без владельцев; г) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; д) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; е) возврата потерявшихся животных их владельцам.

Согласно п. 2.1 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом комитета ветеринарии Волгоградской области от 27 декабря 2019 года № 600а, отлов животных без владельцев организуется уполномоченным органом или юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 1.7 Порядка.

Распоряжением руководителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 10 апреля 2020 года № 1553 внесены изменения в раздел 2 Устава МБУ «Северное», в соответствии с которым на Учреждение возложена обязанность по отлову безнадзорных животных, а также осуществление деятельности, связанной с содержанием, лечением, контролем и иной работы в отношении безнадзорных животных.

Судом установлено, что 20 мая 2023 года в травматологический пункт ГУЗ «Поликлиника № 30» обратился Богатырёв А.Н. с травмой в быту - укус неизвестной собаки, установлен диагноз: укушенная рана правой голени, назначен курс антирабической вакцинации, введены АС 0,5 п/к, КОКАВ 1,0 в/м 0 день, направлен по месту жительства для продолжения антирабической вакцинации с последующей явкой 23 мая 2023 года.

Согласно выписке из медицинской карты пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях, от 13 сентября 2023 года, Богатырёву А.Н. в условиях амбулаторно-поликлинического отделения № 1 ГУЗ «Клиническая поликлиника № 28» проведена антирабическая вакцинация в полном объеме: 23 мая 2023 года, 27 мая 2023 года, 03 июня 2023 года, 19 июня 2023 года, 18 августа 2023 года.

Из материалов настоящего гражданского дела следует, что распоряжением руководителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда № 1553 от 10 апреля 2020 года внесены изменения в п. 2.2. раздела 2 Устава МБУ «Северное», в соответствии с которыми на МБУ «Северное» возложена обязанность по отлову безнадзорных животных, а также осуществление деятельности, связанной с содержанием, лечением, контролем и иной работы в отношении безнадзорных животных.

30 декабря 2022 года между департаментом городского хозяйства администрацией Волгограда и МБУ «Северное» заключено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ): организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев 12.034.0.001.000.000.00.00.4.1.00 для населения Волгоградской области, представителей государственных и общественных организаций и объединений. Источником финансирования является субвенции из областного бюджета Волгоградской области, сумма субвенций, предусмотренная на текущий год – 5 926 900 рублей.

Указанные денежные средства получены администрацией Волгограда в полном объеме, что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика администрации Волгограда – Авраменко Г.С.

Согласно сведениям, предоставленным МБУ «Северное», за период с января по ноябрь 2023 года на территории города Волгограда отловлено 4431 особь безнадзорных животных, по Дзержинского району города Волгограда - 724 особи.

За выполненную работу администрацией Волгограда перечислено денежных средств в размере 5 926 900 рублей.

С учетом совокупности представленных суду доказательств, ответственным за вред, причиненный истцу, является именно администрация Волгограда, поскольку на данный орган местного самоуправления возложено исполнение обязанностей по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, которые, вопреки доводами представителя ответчика администрации Волгограда – Авраменко Г.С., надлежащим образом не осуществляются.

Факт укуса Богатырёва А.Н. именно безнадзорной собакой нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания. В силу деликтного обязательства обязанность предоставления суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины, а равно освобождения от ответственности, лежит на стороне ответчика, чего суду при рассмотрении настоящего гражданского дела по существу не представлено.

На основании вышеизложенного, суд установил наличие причинно-следственной связи между травмой, полученной Богатырёвым А.Н. 20 мая 2023 года в результате нападения и укуса бездомной бродящей собаки, и необходимостью проведения лечения, а поскольку администрация Волгограда в силу действующего законодательства является заказчиком по заключенному муниципальному заданию на организацию и проведение мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на её счет денежных средств из областного бюджета, постольку именно на неё должна быть возложена ответственность за ненадлежащее выполнение работы по отлову безнадзорных животных, повлекших причинение вреда здоровью Богатырёву А.Н., в связи с чем суд приходит к выводу о возложении обязанности по компенсации истцу морального вреда на администрацию Волгограда.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии ч. 1 ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, предусмотренных законом.

В силу ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда здоровью испытывает физические и нравственные страдания, то факт причинения ему морального вреда предполагается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

Материалами настоящего гражданского дела достоверно подтверждено, что Богатырёва А.Н. 20 мая 2023 года в вечернее время суток в районе пруда около жилого комплекса «Бейкер Стрит» укусила собака, хозяина которой установить не удалось. Со слов истца собака является безнадзорной. Доказательств обратному суду не представлено, в связи с чем суд считает, что укусившая Богатырёва А.Н. собака является бесхозяйной.

Обосновывая нравственные страдания, Богатырёв А.Н. ссылается на то, что он испытывал физическую боль от укуса собаки, сильный испуг, связанный с необходимостью обращения в поликлинику для проведения профилактических прививок, которые были болезненными и плохим самочувствием после прививок, поскольку у Богатырёва А.Н. имеются проблемы со здоровьем, в связи с чем он систематически проходит стационарное лечение в ГБУЗ «Волгоградская клиническая больница № 1».

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы, изложенные в исковом заявлении и в ходе судебного заседания, о ненадлежащем исполнении администрацией Волгограда полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятии администрацией Волгограда мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах, Богатырёву А.Н. причинен моральный вред, нарушены его личные неимущественные права, выразившиеся в том, что во время укуса безнадзорного животного истец испытывал болевые ощущения, ему проведена антирабическая вакцинация, что свидетельствует о причинении физических и нравственных страданий Богатырёву А.Н., суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска и компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации подлежащего возмещению морального вреда суд учитывает характер и степень причиненных нравственных и физических страданий потерпевшего лица, связанных с индивидуальными особенностями Богатырёва А.Н., его состояние здоровья, степень вины ответчика, необходимость лечения в результате укуса животного, его нахождение в состоянии повышенной тревожности и стресса, необходимость проведения дальнейшего лечения, связанного с ликвидацией последствий укусов, с проведением вакцинации, а также требования разумности и справедливости, и полагает необходимым взыскать с администрации Волгограда в пользу Богатырёва А.Н. 30 000 рублей в счет компенсации морального вреда, отказав в удовлетворении остальной части иска о компенсации морального вреда.

Согласно п. 3326 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 4, предупреждение заражения человека и сельскохозяйственных животных включает: обеспечение органами местного самоуправления и юридическими лицами учета и регистрации собак, регулирования численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ, комплексных планов санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Волгоградской области № 94-ОД от 15 июля 2013 года органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных (далее - государственные полномочия).

В силу ст. 10 Закона Волгоградской области № 94-ОД от 15 июля 2013 года органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области и в той мере, в которой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Волгоградской области финансовыми средствами.

Согласно п. 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом Комитета ветеринарии Волгоградской области от 27 декабря 2019 года № 600а, проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев организуется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области, или в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными без владельцев органами местного самоуправления, наделенными указанными государственными полномочиями (далее именуется - уполномоченный орган).

10 мая 2018 года утвержден Порядок предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Волгоградской области от 15 июля 2013 года № 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» и определяет механизм предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее именуются - субвенции).

Согласно п. 2 и п. 3 Порядка субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (далее именуются - муниципальные образования) в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных комитету ветеринарии Волгоградской области (далее именуется - комитет ветеринарии) на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований, является комитет ветеринарии.

Органом местного самоуправления является администрация Волгограда. Департамент городского хозяйства является ее структурным подразделением. МБУ «Северное» в структуру органов местного самоуправления не входит.

На основании ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В ст. 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливается, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ в установленном порядке. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходы обязательств.

Таким образом, государственные полномочия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию безнадзорных животных, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации может быть возложена обязанность по финансированию расходов по выполнению делегированных полномочий.

Таким образом, в результате ненадлежащего осуществления администрацией Волгограда полномочий по организации и проведению мероприятий по отлову, содержанию безнадзорных животных, стало возможным нападение и укус бездомной собаки на истца и как следствие причинение Богатырёву А.Н. морального вреда.

Следовательно, полномочия по организации и проведению мероприятий по отлову, содержанию безнадзорных животных, исходя из вышеприведенных норм, возлагаются на администрацию Волгограда, которая и должна надлежащим образом осуществлять полномочия, которыми наделена.

В этой связи, суд считает, что ответственным за причинение морального вреда истцу является лицо, в чьи полномочия входит надлежащее выполнение обязательств по организации и проведению мероприятий по отлову, содержанию безнадзорных животных, то есть администрации Волгограда.

Кроме того суд полагает, что заключение контрактов на выполнение работ по отлову бездомных животных не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности на улицах муниципалитета.

Само по себе заключение муниципального задания с МБУ «Северное» не свидетельствует о принятии администрацией Волгограда мер, направленных на надлежащее исполнение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, с учетом нападения и укуса истца бездомным животным должный контроль за исполнением муниципального задания со стороны администрации Волгограда не осуществлялся.

С учетом вышеизложенного суд полагает необходимым отказать в удовлетворении искового требования, предъявленного к администрации Дзержинского района Волгограда, о компенсации морального вреда, как к ненадлежащему ответчику по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в статье 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 ГПК РФ; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

По смыслу закона к ходатайству стороны о возмещении расходов на оплату услуг представителя должны быть приложены доказательства, подтверждающие эти расходы.

При этом обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При толковании разумности пределов оплаты помощи представителя, суд должен исходить из объема и характера защищаемого права, продолжительности рассмотрения спора, его сложности, конкретных обстоятельств рассмотренного иска, в том числе количества и продолжительности судебных заседаний, в которых участвовал представитель, документы, которые были составлены представителем.

Как достоверно установлено судом, интересы истца Богатырёва А.Н. представляла Островская Л.А.

На основании договора об оказании представительских услуг от 28 сентября 2023 года истец Богатырёв А.Н. понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 рублей.

Представитель истца Богатырёва А.Н. – Островская Л.А. составила и подала в суд исковое заявление по настоящему гражданскому делу, принимала участие в двух судебных заседаниях Дзержинского районного суда города Волгограда – 30 ноября 2023 года, 01 февраля 2024 года.

В этой связи, исходя из результата разрешения судом спора, в соответствии с объемом выполненной представителем истца работы, характером спора, объемом и категорией дела, его правовой сложностью, длительностью его нахождения в суде, а также с учетом требования разумности, того, что решение состоялось в пользу Богатырёва А.Н., его исковые требования удовлетворены судом частично, суд полагает необходимым взыскать с администрации Волгограда в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 11 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части требования Богатырева А.Н. о взыскании расходов на оплату услуг представителя.

Кроме того, истцом Богатырёвым А.Н. понесены расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 300 рублей, что подтверждается материалами настоящего гражданского дела, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать с администрации Волгограда в пользу истца указанные расходы в заявленном размере.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Богатырёва Александра Николаевича к администрации Дзержинского Волгограда, администрации Волгограда о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Волгограда (ИНН 3444059139) в пользу Богатырёва Александра Николаевича (паспорт серия ) 30 000 рублей в счет компенсации морального вреда, расходы по оплате услуг представителя в сумме 11 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований Богатырёва Александра Николаевича к администрации Волгограда о взыскании расходов по оплате услуг представителя, расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд, компенсации морального вреда - отказать.

В удовлетворении иска Богатырёва Александра Николаевича к администрации Дзержинского Волгограда о компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Волгограда.

Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств 08 февраля 2024 года.

Судья                                                                                  Н.С. Землянухина

2-175/2024 (2-5235/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Богатырев Александр Николаевич
Прокуратура Дзержинского района города Волгограда
Ответчики
Администрация Дзержинского района Волгограда
Администрация Волгограда
Другие
ГУЗ "КБ № 28"
Островская Лариса Александровна
МБУ "Северное"
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгоград
Судья
Землянухина Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
dser.vol.sudrf.ru
04.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2024Дело оформлено
01.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее