ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
дело № 33-3759/2019 судья первой инстанции – Иванов М.Г.
докладчик – судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2019 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи | Сокола В.С., |
судей | Онищенко Т.С., Пономаренко А.В., |
при секретаре | Петровой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску прокурора г. Судака в интересах Добровольского Д.О. к Администрации г. Судака Республики Крым о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, третьи лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственная корпорация Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», по апелляционной жалобе Администрации г. Судака Республики Крым решение Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Судака 18 декабря 2018 года обратился в суд в интересах Добровольского Д.О. с данным иском и с учетом предоставленных уточнений просил:
признать незаконным бездействие Администрации г. Судака в части не проведения мероприятий по расселению Добровольского Д.О., проживающего по адресу: <адрес>
обязать Администрацию г. Судака предоставить Добровольскому Д.О. во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение /л.д. 1-4/.
Заявленные требования прокурор г. Судака обосновывал тем, что прокуратурой в ходе проведения проверочных мероприятий соблюдения органами местного самоуправления жилищного законодательства установлено, что ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Судака от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно письму Администрации г. Судака от ДД.ММ.ГГГГ, с целью расселения жителей вышеуказанных многоквартирных домов Администрацией г. Судака направлен пакет документов по признанию дома аварийным в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым. Несмотря на то, что проживание в указанном доме представляет угрозу, Администрацией г. Судака меры по расселению Добровольского Д.О. не принимаются. В настоящее время состояние жилого дома является крайне опасным, в связи с чем, нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживают люди, перешло в состояние, при котором произойдут обрушения, которые причинят вред жизни и здоровью людей.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2019 года указанный иск удовлетворен.
Признано незаконным бездействие Администрации г. Судака в части не проведения мероприятий по расселению Добровольского Д.О., проживающего по адресу: <адрес>
На Администрацию г. Судака возложена обязанность предоставить Добровольскому Д.О. во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение /л.д. 36-38/.
Не согласившись с данным решением суда, Администрация г. Судака Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 40-42/.
В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что истец и члены его семьи не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являлись: относится ли истец к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца и членов ее семьи в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий. Однако, такие обстоятельства не были предметом проверки и оценки суда первой инстанции. Таким образом, вывод суда о наличии оснований для возложения обязанности на Администрацию г. Судака по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма не основан на законе
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Определением от 09 апреля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле, в качестве третьих лиц привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственная корпорация Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» /л.д. 57-58/.
Прокурор Дорогавцева М.Ю. и представитель третьего лица ГКУ Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» - Грабаровский В.С. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Истец – Добровольский Д.О., представитель ответчика – Администрации г. Судака Республики Крым и представители третьих лиц – Министерства ЖКХ Республики Крым и Государственной корпорации Фонд содействия реформирования ЖКХ в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения были извещены надлежащим образом /л.д. 73-75, 84-86, 92/, истец предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, остальные участники процесса не сообщили о причинах своей неявки.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Констатировав своим определением от 09 апреля 2019 года, наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а данное обстоятельство в силу пункта 4 части 4 статьи 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое решение суда.
В свою очередь, отменяя указанное решение суда и рассмотрев гражданское дело по правилам части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Добровольский Д.О. является нанимателем однокомнатной <адрес> (кадастровый №) общей площадью 48,2 кв.м и жилой площадью 18,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрирован и проживает один Добровольский Д.О.
Актом межведомственной комиссии муниципального образования городской округ Судак от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет <данные изъяты> квартиры. Здание ветхое, ответственные несущие о ограждающие конструкции разрушаются, веранда имеет выраженный перекос с наклоном перекрытия и пола первого этажа к главному фасаду.
Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации г. Судака Республики Крым № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Из сообщения Администрации г. Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр аварийного жилищного фонда Республики Крым, при разработке Региональной программы переселения граждан из аварийного ветхого жилья данный дом будет включен в соответствующую программу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое Добровольским Д.О. по договору социального найма, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, в связи с чем у администрации г. Судака на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого им помещения, которое компетентным органом признано непригодным для проживания.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 2-3 статьи 2 и частями 1 и 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
29 марта 2018 года Советом Министров Республики Крым принято постановление №148 «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 -2019 годах на территории Республики Крым», согласно которому, с учетом постановления Совета министров Республики Крым от 15 августа 2018 года №387 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года №148», - срок реализации программы 2018-2019 годы.
При этом, участниками настоящей Программы являются:
1) городской округ Керчь;
2) городской округ Ялта;
3) городской округ Алушта;
4) Ленинский муниципальный район;
5) Симферопольский муниципальный район.
Исполнителями программы являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», органы местного самоуправления.
С целью расселения жителей вышеуказанных многоквартирных домов Администрацией г. Судака направлен пакет документов по признанию дома аварийным в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При обращении в суд прокурор, действуя в интересах Добровольского Д.О. обосновывал заявленные требования неправомерным бездействием ответчика относительно предоставления Добровольскому Д.О. на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого им помещения, которое признано непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом, для предоставления гражданину вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с указанными требованиями закона необходимо наличие двух правовых условий: во-первых, такой наниматель должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а во-вторых, многоквартирный дом, в котором расположено занимаемое им жилой помещение, должен быть в установленном порядке признан непригодными для проживания и не подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Других требований для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, законом не установлено.
Соответственно, учитывая требования закона, суду первой инстанции для правильного разрешения спора необходимо было установить юридически значимые для данного дела обстоятельства, которыми являются нахождение Добровольского Д.О. на учете в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и отнесение его к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, предусмотренной положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, как следует из информации, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым /л.д. 80-82/, в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах на территории Республики Крым за Добровольским Д.О. на следующие объекты недвижимого имущества:
жилое помещение (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>, общая долевая собственность в размере 1/3 доли (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), в размере 11/30 доли (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ)
земельный участок (кадастровый №) и расположенный на нем жилой дом лит. «А, п/А» (кадастровый №) с хозяйственными строениями (гараж лит. «Г» кадастровый №, сарай лит. «Б» кадастровый №, летняя кухня лит. «Д» кадастровый №), по адресу: <адрес>, собственность (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ).
Порядок и условия принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, частью 3 данной статьи предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с информацией, предоставленной Администрацией г. Судака Республики Крым /л.д. 90/, согласно списку граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Добровольский Д.О. не значится. С заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с проживанием в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, Добровольский Д.О. не обращался.
Доказательств обратного суду не предоставлено и материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку у администрации г. Судака отсутствует обязанность предоставить Добровольскому Д.О. на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого им помещения, которое признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, т.к. Добровольский Д.О. на учете в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не состоит и с таким заявлением в орган, осуществляющий принятие на учет, в установленном законом порядке не обращался.
Судебная коллегия отклоняет доводы прокурора, поскольку право Добровольского Д.О. получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого им помещения, которое признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, никем не оспаривается, однако по данному делу требования заявлены на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данное решение суда не препятствует прокурору обратиться в суд с иском в интересах Добровольского Д.О. по другим основаниям или с иным предметом заявленных требований.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятое по делу судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято при неправильном определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлекшее неправильное разрешение спора, что согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения с принятием нового – об отказе в иске.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора г. Судака в интересах Добровольского Д.О. к Администрации г. Судака Республики Крым о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Председательствующий
Судьи