Дело №2а-427/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.
при секретаре: Лукашовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску АДМ.ИСТЕЦ в лице его представителя Нагорной Е. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Правительство города Севастополя, Администрация Орлиновского муниципального округа о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованные лица: Правительство города Севастополя, Администрация Орлиновского муниципального округа о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что, действуя в порядке окончания оформления права на земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, однако решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-№ в удовлетворении заявления ему было отказано, поскольку срок действия решения Орлиновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, наделяющее истца правом на завершение оформления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, истек ДД.ММ.ГГГГ. Считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратился в суд.
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены, представитель административного истца направила заявление о невозможности явки с судебное заседание.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили. От представителя Администрация Орлиновского муниципального округа поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено судом, решением Орлиновского сельского совета Балаклавского района города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ АДМ.ИСТЕЦ были утверждены материалы предварительного согласования месторасположения и назначения земельного участка и было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,25 га, предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А. В п. 3.1 данное решения также указано, что обеспечить разработку проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка, согласовать его и представить на рассмотрение депутатской комиссии следует в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из копии проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,25 га, предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, АДМ.ИСТЕЦ была обеспечена разработка данного проекта, а также направление его в компетентный государственный орган для рассмотрения в мае-июле 2009 года (о чем свидетельствуют соответствующие отметки на проекте землеустройства).
Также, согласно материалов реестрового дела, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению АДМ.ИСТЕЦ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>А, площадью 2500 кв. м; определен вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».
Как следует из мотивов административного иска, ДД.ММ.ГГГГ (через МФЦ на <адрес>) административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно.
Решением административного ответчика, оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-№, в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно (адрес земельного участка: г. Севастополь, <адрес>А) было отказано, поскольку срок действия решения Орлиновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, наделяющее истца правом на завершение оформления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: - нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; - несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации (ч.6 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС).
В соответствии с п. 4 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 года №25-ПП (далее - Порядок) с целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 г., а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21 марта 2014 г.
Согласно п. 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Каких-либо иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка ни Законом города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", ни Порядком передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 года №25-ПП, не предусмотрено.
Кроме того, судом установлено, что в отношении испрашиваемого земельного участка распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению АДМ.ИСТЕЦ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>А, площадью 2500 кв. м; определен вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».
При таких обстоятельствах отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно по основанию истечения срока действия решения Орлиновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, наделяющего истца правом на завершение оформления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, является незаконным и необоснованным.
При этом суд также учитывает, что порядок урегулирования земельных отношений на территории города Севастополя на момент принятия решения Орлиновским сельским советом Балаклавского района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № был установлен Земельным кодексом Украины 2001 года (далее - ЗК Украины). К предусмотренным статьей 12 ЗК Украины полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относилась передача земельных участков в собственность гражданам.
Согласно статье 116 ЗК Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Согласно части 6 статьи 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и построек (приусадебный участок) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующие районные, Киевскую или Севастопольскую городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы по месторасположению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое предназначение земельного участка и его примерные размеры. К ходатайству прилагаются, в том числе графические материалы, на которых указано желаемое месторасположение земельного участка.
Совет Министров Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении (пункт 7 статьи 118 ЗК Украины).
Тем не менее, в дальнейшем, 16 сентября 2008 года был принят Закон Украины №509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому были изменены положения статьи 118 ЗК Украины, согласно которым выдача разрешения на составление проекта землеустройства подлежала осуществлению согласно положений статьи 151 ЗК Украины, а также изложена в новой редакции ст. 151 ЗК Украины, в части 11 которой был установлен срок действия разрешения на составления проекта отвода земельного участка.
В пункте 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16.09.2008 года №509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" было указано, что принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона. Вышеуказанный закон вступил в силу 14.10.2008 года.
При этом материалами дела подтверждено, что в вышеуказанный срок действия решения административный истец обеспечил разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также направление его в компетентный государственный орган для рассмотрения.
В нарушение ст. 62, 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено суду никаких доказательств обоснованности принятого ним оспариваемого решения, как и не предоставлена сама копия оспариваемого решения.
На основании изложенного, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных исковых требований в части признания отказа административного ответчика незаконным и считает необходимым административный иск в данной части удовлетворить.
В то же время, поскольку принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно относится к компетенции уполномоченного органа, суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца, поскольку исходя из целей и задач административного судопроизводства, суд не вправе подменять собой иные административные органы и именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
Иск удовлетворить частично.
Признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе АДМ.ИСТЕЦ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх.-№ – незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление АДМ.ИСТЕЦ от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ <адрес>) о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А.
В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 19 марта 2021 года.
Судья В.В.Казацкий