РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2017г.
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Сидорова П.А.,
при секретаре судебного заседания Трефиловой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-904/17 по иску Икрамовой Елены Викторовны к Министерству здравоохранения Московской области, ГБУЗ МО «Раменская ЦРБ» о взыскании денежных средств.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, которым просит взыскать в ее пользу денежные средства в размере <...> рублей 90 коп., государственную пошлину – <...> рублей, расходы по составлению нотариальной доверенности – 1200 рублей, расходы по оказанию юридической помощи в размере <...> рублей.
В обосновании иска указала, что <дата> матери истицы - ФИО4 была проведена операция по полному удалению пораженного раком желудка (гастрэктомия) в ФГБУ «РОНЦ им. ФИО5» Минздрава России, в результате которой ей была установлена вторая группа инвалидности. После операции ей были назначены шесть курсов химиотерапии препаратами «Оксалиплатин» и «Кселода». Данные препараты во время ей предоставлены не были и истица за сет собственных средств приобрела их на общую сумму 72 261,90 рублей, которую просит взыскать солидарно с ответчиков, вместе с оплаченной государственной пошлиной и расходами по оплате услуг представителя.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО6 исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГБУЗ МО «Раменская ЦРБ» по доверенности ФИО7 возражала относительно заявленных требований по основаниям, указанным в возражениях.
В судебное заседание представитель Министерства здравоохранения Московской области не явился, извещались неоднократно надлежащим образом. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Учитывая, что судом были созданы всем участникам процесса условия для реализации их прав, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <дата> матери истицы - ФИО4 была проведена операция по полному удалению пораженного раком желудка (гастрэктомия) в ФГБУ «РОНЦ им. ФИО5» Минздрава России, в результате которой ей была установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой № <номер> от <дата>.
После операции ей были назначены шесть курсов химиотерапии препаратами «Оксалиплатин» и «Кселода», что подтверждается выписным эпикризом <номер>.
<дата> она обратилась в поликлинику <...> ЦРБ за выдачей бесплатных рецептов.
Документы были рассмотрены комиссией 17.12.2013г. и принято решение: разрешена выписка рецептов на препараты оксалиплатин 200 мг и капецитабин 500 мг <номер> (5 уп.) на 6 курсов.
Согласно представленной амбулаторной карты 09.01.2014г. были выписаны рецепты: 46-14 <номер> Оксалиплатин лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 100 мг фл. <номер> уп.; 46-14 <номер> Капецитабин таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг<номер> уп. <дата> выписаны рецепты: 46-14 <номер> Оксалиплатин лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 50 мг фл. <номер> уп.; 46-14 <номер> Капецитабин таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг<номер> уп. <дата> выписаны рецепты: 46-14 <номер> Оксалиплатин лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 100 мг фл. <номер> уп.; 46-14 <номер> Капецитабин таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг<номер>.уп. <дата> выписаны рецепты: 46-14 <номер> Оксалиплатин лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 100 мг фл. <номер> уп,; 46-14 <номер> Капецитабин таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг<номер>-уп. <дата> выписаны рецепты: 46-14 <номер> Оксалиплатин лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 100 мг фл. <номер> уп.; 46-14 <номер> Капецитабин таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг<номер> уп.
Представлены выписки из онкологического отделения стационара Раменской ЦРБ о проведении курсов химиотерапии: с 25.2013г. по 26.12.2013г., с 17.01.2014г. по 18.01.2014г., с 11.02.2014г. по 12.02.2014г., с 04.03.2014г. по 05.03.2014г., с 28.03.2014г. по 29.03.2014г., с 18.04.2014г. по 19.04.2014г.
Так же судом установлено, что препарат «Оксалиплатин» не выдавался до 11.02.2014г., а препарат «Кселода» - на протяжении всего периода химиотерапии.
В январе 2014 г. истица направила заявление в Министерство здравоохранения Московской области, а также обращения в Росздравнадзор и прокуратуру Московской области о принятии мер по обеспечению ФИО4 препаратом «Кселода».
Согласно ответу Росздравнадзора <номер> от <дата>, Министерству здравоохранения Московской области предлагалось «принять все меры к обеспечению матери заявителя необходимыми препаратами согласно медицинским показаниям».
В полученном письме № <дата>/ОГ-1798/2014 от <дата> от Министерства здравоохранения Московской области, было указано, что «лекарственный препарат «Платикад» (международное непатентованное наименование «Оксалиплатин») имеется в аптечных организациях <...> района.
По данным Единой региональной информационной системы (ЕРИС) Вы были обеспечены лекарственным препаратом «Оксалиплатин» в количестве 10 упаковок, в том числе последний раз 19.03.2014г.
За декабрь и январь для проведения первого и второго курсов химиотерапии препарат был приобретен истицей за свой счет, что подтверждается чеками на сумму 2 319 рублей от <дата> и на сумму 17 150,9 рублей от <дата>, из которой 2 499 рублей - стоимость препарата «Оксалиплатин».
Согласно письму Министерства здравоохранения Московской области, препарат «Кселода» (непатентованное наименование «Капецитабин») не будет поставляться в аптечные организации г. <...> до <дата>, то есть до конца курса необходимой химиотерапии.
Препарат «Кселода» был приобретен истицей в полном объеме на шесть курсов химиотерапии, что подтверждается: чеком на сумму 17 150,9 рублей от <дата>, из которых 14 651,90 рублей стоимость препарата «Кселода», чеком на сумму 6188 рублей от <дата>, чеком на сумму 11 744 рублей от <дата> из которых 11 560 рублей стоимость препарата «Кселода», чеком на сумму 11 560 рублей от <дата>, чеком на сумму 11 560 рублей от <дата>, чеком на сумму 11 924 рублей от <дата>.
Поскольку необходимость и срочность применения вышеуказанных препаратов были обусловлены стадией онкологического заболевания, в связи с угрозой жизни ФИО4, препараты «Кселода» (6 курсов) и «Оксалиплатин» (2 курса) на общую сумму 72 261,90 рублей были приобретены за счет собственных средств истицы, что подтверждается кассовыми чеками (л.д.27).
В соответствии со ст. ст. 39, 41 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно абз. 2 ст. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи» <номер> от <дата> (далее - ФЗ «О государственной социальной помощи»), государственная социальная помощь -предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В п.8 ст. 6.1 и п.1 ч.1 ст.6.2 названного закона закреплено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, представляющих собой обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии со ст.4.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия:
1) по организации размещения заказов на поставки лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) по заключению по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов для медицинского применения государственных контрактов;
3) по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что отмечено в ч.3 ст.4.1 ФЗ «О государственной социальной помощи».
Поскольку государственная социальная помощь в рамках предоставления медицинских услуг и товаров представляет собой одну из мер охраны здоровья граждан, то дополнительно полномочия в сфере здравоохранения органов государственной власти субъектов Российской Федерации указаны в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» <номер>-Ф3 от <дата> (далее - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»).
Согласно п.3 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В п. 5 ч.2 ст. 81 данного закона рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, который является Приложением <номер> к Постановлению Правительства РФ <номер> от <дата> «О государственно поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства РФ).
Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление) определен перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В Приложении <номер> к указанному Постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний. В разделе «категории заболеваний» указаны «онкологические заболевания», а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - вселекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным.
В соответствии с п.п. 3, 4 Постановления органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по Перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением.
В соответствии с п. 12.10 Постановления Правительства Московской области <номер> от <дата> «О структуре и штатной численности Министерства здравоохранения Московской области», Министерство осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Постановлением Правительства Московской области <номер> от <дата> «Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области» закреплен Порядок, определяющий взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан (далее - Порядок), имеющих место жительства в Московской области и определенных Законом МО «О социальной поддержке».
Согласно п.2 Порядка Министерство здравоохранения Московской области в целях предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан:
2.1) утверждает Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, и доводит его до сведения органов управления здравоохранением муниципальных образований Московской области;
2.4) осуществляет сбор и обобщение заявок муниципальных образований Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень и формирует Сводную заявку Московской области на соответствующий период;
Согласно п.4 Порядка фармацевтическая организация в рамках государственного контракта осуществляет доставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные организации в соответствии со Сводной заявкой Московской области, а также на основании распорядительных актов Министерства здравоохранения Московской области.
Следовательно, на Министерство здравоохранения Московской области возложена функция по осуществлению мер социальной поддержки в медицинской сфере, в том числе заключение государственных контрактов на поставку лекарственных средств, финансируемых бюджетом Московской области, формируемым на основе субвенций и иных межбюджетных трансфертов Российской Федерации.
Порядком определено взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области и определенных Законом Московской области от <дата> г. №<номер> «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области».
Порядок обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами осуществляется в соответствии с «Регламентом взаимодействия участников системы льготного лекарственного обеспечения», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Московской области от <дата> <номер>.
Таким образом, функцией лечебно-профилактического учреждения является:
п. 7.3. -автоматизированное оформление рецептурных бланков машиночитаемой учетной формы <номер>/у-06(л) в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации <номер> от <дата> «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Лечебно-профилактические учреждения обеспечивают:
- определение потребности в ЛП на основании данных, предоставляемых лечащими врачами, для формирования плановой заявки;
- назначение и выписку ЛП в рамках утвержденных объемов и квот.
Плановая заявка муниципального образования формируется на портале Единой региональной информационной системы Московской области по прайс-листу лекарственных средств, ежемесячно представляемому Министерством здравоохранения Московской области, по международным непатентованным наименованиям.
На основании абз.4 ч. 1 ст.4 Постановления Правительства РФ <номер> от <дата>, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено - своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно ст. 12 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от <дата> (далее - ФЗ «О государственных закупках»), государственные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 13 ФЗ «О государственных закупках», заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Однако, в нарушение норм ФЗ «О государственных закупках» Министерством здравоохранения Московской области не были надлежащим образом выполнены возложенные функции по обеспечению лекарственными препаратами нуждающихся в них лиц, и, соответственно, по реализации региональной целевой программы, поскольку необходимые препараты отсутствовали в аптеке.
Суд считает, что ГБУЗ МО «Раменская ЦРБ» были приняты все зависящие меры для надлежащего исполнения своих обязательств в части организации обеспечения ФИО2 лекарственными препаратами.
Поскольку, обеспечение матери истицы лекарственным средством не было произведено своевременно и в полном объеме, в связи с чем, было приобретено за счет собственных средств, возмещение затраченных денежных средств должно быть возложено на Министерство здравоохранения Московской области, т.к. вина ГБУЗ МО «Раменская ЦРБ» отсутствует в связи с тем, что возложенные на них функции ими были выполнены в полном объеме.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Оплата государственной пошлины в размере 2368 рублей подтверждается квитанцией об оплате (л.д.7), и данная сумма подлежит взысканию с ответчика, так же как и расходы по составлению нотариальной доверенности в размере <...> рублей
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Оплата услуг представителя в размере <...> рублей подтверждается договором об оказании юридических услуг <номер> от <дата>, распиской о получении вознаграждения, однако суд находит ее слишком завышенной и считает, что необходимо взыскать сумму за оплату услуг представителя в размере <...> рублей, т.к. она является разумной и справедливой.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу ФИО2 денежные средства в размере <...> рублей 90 коп., государственную пошлину – <...> рублей, расходы по составлению нотариальной доверенности – <...> рублей, расходы по оказанию юридической помощи в размере <...> рублей.
В иске к ГБУЗ МО «Раменская ЦРБ» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.
Федеральный судья П.А. Сидоров
В окончательном виде решение изготовлено <дата> года