дело №2а-302/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
В составе: председательствующего судьи Кирилловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Енилиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, в лице начальника Управления Никоновой О.Н., о ликвидации Ассоциации товариществ собственников жилья «Доверие» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ассоциации товариществ собственников жилья «Доверие» (далее - ТСЖ «Доверие») и исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 19 декабря 2011 года в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о государственной регистрации Ассоциации ТСЖ «Доверие», ОГРН 1112100000935, который осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания учредителей от 26 ноября 2011 года и принят в новой редакции 15 марта 2015 года. Учредителями Ассоциации являются 5 действующих ТСЖ: ТСЖ «Градостроитель-6», ТСЖ «Родник», ТСЖ «Первомайская», ТСЖ «Мой Дом», ТСЖ «Престиж». Управление осуществляет функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, что предусмотрено статей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон №7-ФЗ). На заседании общего собрания Ассоциации 25 июля 2017 года было принято решение о ликвидации Ассоциации, и ликвидатором назначен Семенов В.Г., запись о принятии решения о ликвидации и назначении ликвидатора внесена в ЕГРЮЛ 9 августа 2017 года. Таким образом, начата предусмотренная законодательством, процедура ликвидации юридического лица, однако на сегодняшний день не завершена, организация не исключена из ЕГРЮЛ. В соответствии с п. 3 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Согласно ст. 21 Закона №7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. В результате бездействия ликвидатора Ассоциации сведения о юридическом лице продолжают содержаться в ЕГРЮЛ и в ведомственном реестре некоммерческих организаций, ведение которого осуществляет Управление. Таким образом, Ассоциацией, фактически находящейся в стадии ликвидации с 2017 года, до сих пор сохраняется правоспособность юридического лица. В частности, сохраняется обязанность по предоставлению ежегодной отчетности, что предусмотрено пунктом 3 ст. 32 Закона №7-ФЗ, согласно которому некоммерческие организации обязаны ежегодно предоставить в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Сроки и формы предоставления указанных документов утверждены соответственно приказами Минюста России от 25 июня 2020 года №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» и от 16 августа 2018 года №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Некоммерческие организации должны были представить отчетность за 2019 год не позднее 1 июля 2020 года. Учитывая, что в текущем году в соответствии с Указом Президента России от 1 июня 2020 года №354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», 1 июля 2020 года был определен выходным днем, отчетность должна была быть представлена не позднее 2 июля 2020 года. Указанные отчеты согласно требованиям ст. 32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации обязаны размещать на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. В нарушение указанной нормы законодательства Ассоциация не разместила отчетность к установленному сроку на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.minjust.ru). Аналогичные нарушения были допущены Ассоциацией в 2018 и в 2019 г.г., не были представлены отчеты за 2017 и 2018 годы. Какие-либо сведения об осуществлении Ассоциацией уставной деятельности отсутствуют. Сообщения о продолжении деятельности Ассоциации в рамках отчетной компании, начиная с 2018 года в Управление не предоставлялись. При этом отчетность до 2017 года предоставлялась ежегодно и без нарушения установленных сроков. Следовательно, Ассоциация имеет признаки фактически недействующего юридического лица. 10 декабря 2018 года Управлением в адрес Ассоциации было направлено уведомление о необходимости прохождения процедуры ликвидации Ассоциации и подачи соответствующего пакета документов на государственную регистрацию. Аналогичное письмо было направлено 21 июня 2019 года, получено адресатом 27 июня 2019 года, до настоящего времени ликвидационные мероприятия не завершены, документы на государственную регистрацию ликвидации в Управление не представлены. В адрес Управления 24 ноября 2020 года поступило заявление ликвидатора Ассоциации с просьбой оказать содействие в ликвидации Ассоциации исключения из ЕГРЮЛ, поскольку фактически прекратила ведение уставной деятельности в 2017 году. Таким образом, Ассоциация неоднократно нарушала требования законодательства, что в силу пункта 6 статьи 62 Гражданского кодекса РФ, подпункта 1 пункта 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для его ликвидации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении просит рассмотреть дело без их участия и удовлетворить исковые требования.
Представитель административного ответчика - Ассоциации ТСЖ «Доверие», заинтересованное лицо Семенов В.Г., будучи надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица ИФНС по г. Новочебоксарск в судебное заседание не явился, в направленных суду письме просит рассмотреть дело без их участия.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, содержится в государственном реестре.
Судом были приняты необходимые меры к заблаговременному извещению административного ответчика как участника процесса о дате рассмотрения дела путем направления судебной повестки по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ и в административном исковом заявлении.
Исходя из положений Кодекса об административном судопроизводстве РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Извещение административному ответчику направлено через Почту России по его фактическому месту нахождения, однако, почтовое уведомление возвратилось с отметкой почтовой организации об истечении срока хранения. Следовательно, административный ответчик отказался от получения заказного письма, направленного в его адрес судом, данное обстоятельство рассматривается судом как надлежащее уведомление.
Суд полагает возможным разрешить иск по существу в отсутствие сторон, их представителей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу пп. 1 и 2 ст. 2 Закона №7-ФЗ, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как указывает административный истец и подтверждается материалами дела, Ассоциация ТСЖ «Доверие» создана 19 ноября 2011 года, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республик 19 ноября 2011 года, ОГРН 1112100000935. Организация действует на основании Устава, утвержденного Протоколом №1 Ассоциации от 26 ноября 2011 года, принятого в новой редакции 15 марта 2015 года.
Согласно гл. 2 Устава Ассоциация создается в целях благоприятных условий для безопасного проживания и отдыха собственников многоквартирных домов, развития самоуправления в жилищной сфере, обеспечения жителей качественными жилищно-коммунальными услугами, защиты их интересов в органах государственной власти, повышения эффективности управления, а также для объединения товариществ собственников жилья и установления порядка во взаимоотношениях между ними.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 Закона №7-ФЗ, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
В силу пп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (п. 3.2 Закона №7-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 32 Закона №7-ФЗ, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", к которым относятся сведения о месте нахождения юридического лица, т.е. по смыслу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, месте нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона №7-ФЗ, требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Функции контроля за деятельностью некоммерческих организаций в данном случае осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, что предусмотрено ст. 32 Закона №7-ФЗ.
10 декабря 2018 года Управлением в адрес Ассоциации было направлено уведомление №21/03-17-12772 о необходимости прохождения процедуры ликвидации Ассоциации и подачи соответствующего пакета документов на государственную регистрацию. Аналогичное письмо было направлено 21 июня 2019 года (исх. №21/03-17-7248), получена адресатом 27 июня 2019 года.
Однако, до настоящего времени ликвидационные мероприятия не завершены, документы на государственную регистрацию ликвидации в Управление не представлены.
В адрес Управления 24 ноября 2020 года поступило заявление ликвидатора Ассоциации Семенова В.Г. (л.д. 21) с просьбой оказать содействие в ликвидации Ассоциации, исключения из ЕГРЮЛ, поскольку фактически прекратила ведение уставной деятельности в 2017 году.
Из представленных суду доказательств следует, что требования названного Федерального закона и Устава Фонда, регулирующие деятельность органов управления и контроля Фонда, Фондом не исполнялись. Административный ответчик в течение длительного времени не предпринимал мер к устранению имеющихся нарушений, более того, сам обратился в Управление с заявлением о принятии мер для прекращения деятельности организации и исключении из Единого Государственного реестра юридических лиц в судебном порядке, так как самостоятельно пройти процедуру ликвидации не может из-за отсутствия финансовой возможности. Против прекращения деятельности Ассоциации в судебном порядке возражений не поступило.
Таким образом, деятельность Ассоциации не направлена на достижение уставных целей и не соответствует п. п. 1, 2 ст. 2 Закона №7-ФЗ, п. п. 2.1 и 2.2 Устава Фонда.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Закона №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Статьей 18 Закона №7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Ассоциацией товариществ собственников жилья «Доверие» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства РФ в сфере деятельности некоммерческих организаций, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме, и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Ликвидировать Ассоциацию товариществ собственников жилья «Доверие» (ОГРН 1112100000935), исключив из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Верховный суд Чувашской Республики.
Судья С.А. Кириллова
Мотивированное решение составлено 22 января 2021 года