Решение по делу № 33а-9372/2019 от 30.08.2019

Судья Глухова И.С. Дело №33а-9372/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 30 сентября 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым о взыскании с Клименко Владимира Михайловича недоимки по страховым взносам и пени

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым в лице начальника Ким А.Г. обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что Клименко В.М. состоял на учёте в качестве плательщица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имеет задолженность по страховым взносам и пене в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области за 2002-204 гг., снят с учёта 2 августа 2005 г.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым отказано.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 ставится вопрос об отмене судебного акта как необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент возникновения задолженности, Клименко В.М. являлся индивидуальным предпринимателем, и указанная задолженность была сформирована органами Пенсионного фонда Российской Федерации, и задолженность начислялась в максимальном размере из восьмикратного минимального размера оплаты труда. На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, административному ответчику было направлено требование № 3392 от 10 апреля 2018 г. об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов. Срок уплаты по требованию – 28 апреля 2018 г.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.

От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие Сергеевой С.В., извещённой надлежащим образом.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право административного истца (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что 15 мая 1998 г. Клименко В.М. был зарегистрирован в качестве Индивидуального предпринимателя, снят с учёта 2 августа 2005 г.

По состоянию на 10 апреля 2018 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым выставлено требование № 3392 со сроком уплаты до 28 апреля 2018 г. недоимки на сумму 5400,00 рублей, в т.ч., страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 1 января 2010 г., страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии до 1 января 2010 г., и пени на сумму 716,47 руб.

28 сентября 2018 г. мировым судьей судебного участка №90 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым вынесен судебный приказ № 2а-90-63/2018 о взыскании с Клименко В.М. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым суммы задолженности на общую сумму 6116,47 руб.

12 октября 2018 г. мировым судьей судебного участка №90 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым вышеназванный судебный приказ отменен, в связи с поступившими от Клименко В.М. возражениями.

25 февраля 2019 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением в суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из отсутствия доказательств направления административному ответчику налоговых уведомлений об уплате задолженности по страховым платежам.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

До 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-Ф «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 1 января 2017 г.).

В силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели являлись плательщиками страховых взносов.

Частями 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-Ф «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» было установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В отсутствие у налогового органа сведений о доходах плательщика орган контроля за уплатой страховых взносов рассчитывает страховые взносы по максимальному тарифу в порядке части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, а именно в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз, пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором была прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.

Статья 25 Федерального закона N 212-ФЗ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2017 г. данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу статьи 20 Закона N 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 29 июня 2004 г.) исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 29 июня 2004 г.).

В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с внесением обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно информации, предоставленной Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области, Клименко В.М. имеет задолженность по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за период с 2002- 2004 годы в сумме 3600,00 руб.; по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за период с 2002 по 2004 год в сумме 1800,00 руб.

При таких обстоятельствах уведомление об уплате задолженности по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за период с 2002-2004 годы в сумме 3600,00 руб.; по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за период с 2002 по 2004 год в сумме 1800,00 руб. налоговый орган должен был направить Клименко В.М. с соблюдением срока, установленного законом.

Как усматривается из материалов административного дела, 12 апреля 2019 г. требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов № 3392 направлено Клименко В.М. по адресу его регистрации заказным письмом с уведомлением, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений ., и которое в силу абзаца 3 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации считается полученным на шестой день со дня отправки заказного письма.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , данное письмо уничтожено 29 января 2019 г.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно части 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Обязанность Клименко В.М. по уплате задолженности по налогу и пени возникает после получения налоговых уведомлений.

В материалах административного дела находится требование № 3392 со сроком уплаты до 28 апреля 2018 г. недоимки на сумму 5400,0 руб., в т.ч., страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 1 января 2010 г., страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии до 1 января 2010 г., и пени на сумму 716,47 руб., однако сведений об их направлении в адрес Клименко В.М. в предусмотренные законом сроки материалы административного дела не содержат и административным истцом не представлено.

Несоблюдение налоговым органом установленного налоговым законодательством порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, поскольку обязанность по уплате налога у Клименко В.М. в связи с не направлением налоговой инспекций налогового уведомления в установленный законом срок не наступила, последний был лишен возможности уплаты налога в добровольном порядке в установленный срок.

Несоблюдение налоговым органом сроков для направления уведомления и требования является основанием для отказа во взыскании недоимки по налогу и пене в связи с пропуском срока.

Поскольку пеня может быть начислена на недоимку по налогу, право на взыскание которой не утрачено, не пропущен срок для его принудительного взыскания, основания для взыскания пени за неуплату страховых взносов за период с 2002 по 2004 годы отсутствуют.

Уважительность причин пропуска срока для взыскания задолженности по налогу и пени материалы административного дела не содержат, и административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Доводы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене судебного решения.

При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 г. без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский

33а-9372/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС № 4 России по РК
Ответчики
Клименко Владимир Михайлович
Другие
ГУ-УПФ РФв г. Феодосии
ГУ-УПФ РФ № 18 по г. Москва и Московской области
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Передано в экспедицию
30.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее