(Дело № 2 - 2169/2023)
УИД 59RS0011-01-2023-002428-84
Судья – Жужгова А.И.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Новоселовой Д.В.
и судей Шабалиной И.А., Петуховой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Носовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 сентября 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 29 июня 2023 года по иску Прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Петухова Сергея Викторовича к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Шабалиной И.А., представителя истца прокурора г.Березники Левыкину Л.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Березники обратился с иском в защиту прав и законных интересов Петухова С.В. к администрации г.Березники о предоставлении Петухову С.В., дата года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, в черте муниципального образования город Березники.
В обоснование требований указав, что прокуратурой г. Березники в связи с поступившим обращением Петухова С.В. была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Петухов С.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать – П1. лишена родительских прав решением Усольского районного суда Пермского края от 13.12.2011, отец – П2. умер дата. По информации администрации г. Березники Петухов С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Жилое помещение будет предоставлено Петухову С.В. с учетом даты включения в список при наличии свободных помещений. По состоянию на 30.04.2023 Петухов С.В. в очереди под № 6. У П3. в собственности жилых помещений не имеется.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 29 июня 2023 года исковые требования прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Петухова Сергея Викторовича к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, удовлетворены, на администрацию города Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Петухову Сергею Викторовичу, дата года рождения, в черте муниципального образования - город Березники Пермского края, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.
С решением не согласился ответчик администрация г. Березники обратившись с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору города Березники в интересах Петухова С.В. в иске о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.
В обоснование доводов жалобы указано, что обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений. По мнению заявителя, судом не принято во внимание, что ответчиком осуществлялись действия по обеспечению Петухова С.В. жильем в порядке, установленном законодательством, сроки не были нарушены. Администрация города своевременно исполнила все действия, в результате которых Петухова С.В. уже включен в необходимые списки и будет обеспечен жильем. В связи с чем, не имеется оснований считать, что со стороны ответчика имело место нарушение прав Петухова С.В. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель истца в судебном заседании пояснила, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, но не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч.ч.1, 3, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: по достижении возраста 18 лет; до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 названной статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК внесены изменения в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419, регулирующий отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон № 87-ПК вступил в силу 01.07.2017.
В соответствии с законодательством, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Согласно ст. 6 Закон Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Петухов С.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, его мать – П1. лишена родительских прав решением Усольского районного суда Пермского края от 13.12.2011, отец – П2. умер 06.11.2015. Приказом МТУ № 6 Минсоцрахвития Пермского края от 06.11.2015 № 34 Петухов С.В., дата года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Петухов С.В. имеет регистрацию по адресу: ****2 с 13.10.1990 по настоящее время. До настоящего времени жилое помещение из спецжилфонда Петухову С.В. не предоставлено, при этом, он не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма, в собственности жилья не имеет.
Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, приняв во внимание, что истец до настоящего времени не обеспечен жильем в установленном законом порядке, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению Петухову С.В. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом указав, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, мотивированы и подробно изложены в обжалуемом судебном акте, подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Петухов С.В. относится к числу детей-сирот, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, выводы суда в полной мере соответствуют приведенным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что муниципальное образование осуществляет переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края, денежных средств, выделенных муниципальному образованию г. Березники недостаточно для приобретения жилых помещений для указанной категории лиц, в т.ч. Петухова С.В. основанием для отмены судебных актов не являются.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
В противоречии с доводами жалобы в решении суда прямо указано на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.
Довод апелляционной жалобы о том, что Петухов С.В. уже включен в необходимые списки и будет обеспечен жильем, само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени Петухову С.В. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, судебной коллегией отклоняются за неубедительностью, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке истца на учет, однако жилье до настоящего времени не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении в полной мере возложенных законом обязанностей по обеспечению жильем Петухова С.В., в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
При этом, доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку повторяют позицию, изложенную в судебном заседании суда первой инстанции и являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, указанным доводам в решении суда дана правильная, полная и мотивированная правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что судом юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, изложенные в решении выводы соответствуют собранным по делу доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения судом применены правильно, положения ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения соблюдены.
Доказательств, опровергающих выводы суда, либо свидетельствующих об их неправильности, а также могущих повлиять на суждение суда первой инстанции, ответчиком не представлено.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба администрации г.Березники подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Березниковского городского суда Пермского края 29 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березники - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.09.2023 года.