Решение по делу № 33-593/2024 (33-7090/2023;) от 25.12.2023

        Судья Холонина Т.П.                                          УИД 39RS0002-01-2022-007377-69

        дело №2-460/2023

        А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

        №33-593/2024

        13 февраля 2024 года                                                                             г.Калининград

        Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

        председательствующего судьи Алферовой Г.П.

        судей                                            Уосис И.А., Алексенко Л.В.

        при секретаре                              Юдиной Т.К.

        рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2024 года апелляционную жалобу СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 13 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Раджабова Андрея Игамовича, Овсепян Лусинэ Тариеловны, Шкулепо Марины Николаевны к СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об обязании провести мониторинг технического состояния многоквартирного дома и его несущих конструкций, представить предложение о сроках капитального ремонта, произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации, организовать и провести капитальный ремонт.

        Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения представителя СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» - Ларченко Е.А., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        Раджабов А.И., Овсепян Л.Т. и Шкулепо М.Н. обратились в суд с иском, указав, что Раджабов А.И., Овсепян Л.Т. являются собственниками квартир и , а Шкулепо М.Н.– нанимателем квартиры многоквартирного дома <адрес>. Данный дом до 1945 года постройки, имеет износ 57% и требует капитального ремонта путем замены стропильной системы крыши и кровли, приведения в надлежащее состояние системы водоотведения атмосферных осадков с кровли, устранения трещин в несущих стенах, восстановления штукатурного слоя и утепления современными материалами стен, а также восстановления отмостки. Несмотря на состояние дома и своевременную и добросовестную оплату взносов на капитальный ремонт, такой ремонт дома никогда ранее не проводился.

        Более того, Фондом капитального ремонта перенесены сроки проведения ремонта крыши дома с периода 2021-2023 г.г. на период 2023-2026 г.г. без исследования ее технического состояния, тогда как ремонт необходим уже в настоящее время. Соответствующие обращения к ответчику результата не принесли. Длительное бездействие ответчика, выражающееся в отсутствии каких-либо действий по организации и проведению капитального ремонта, нарушает их права и законные интересы. С учетом уточнения исковых требований на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы просят обязать СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»:

        - в срок до 30.06.2023 г. провести мониторинг технического состояния многоквартирного дома по адресу: <адрес> и его несущих конструкций – крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли в порядке, установленном ст.11 Закона Калининградской области от 26.12.2013 г. №293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области»;

        - в срок до 30.06.2023 г. представить предложение о сроках капитального ремонта крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли;

        - в срок до 31.12.2023 г. произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли;

        - в срок до 31.12.2023 г. организовать и провести капитальный ремонт крыши за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджетов, а именно: заменить 100% (180 кв.м.) кровельного материала, в том числе со 100% заменой подвесных желобов, водосточных труб и металлических элементов; заменить теплоизоляционный слой с учетом замены пароизоляционных слоев покрытия чердака над мансардой (квартирой ) в соответствии требованиями СП 50.13330.2012; заменить 100% мауэрлата; заменить 100% сплошной обрешетки под настенным желобами; сменить 50%рядовой обрешетки; выполнить на 100% ограждения и специальные элементы безопасности в виде крюков для навешивания лестниц, сооружений для крепления страховочных тросов, снегозадержания и молниезащиты, ступеней, подножек, стационарных лестниц, ходовых трапов и эвакуационных платформ в соответствии с требованиями СП 17.13330.2017; переложить кирпичи кирпичной трубы от уровня чердака до верха трубы с оштукатуриванием; установить оголовники; усилить 100%стропильных ног.

        Судом первой инстанции 13 апреля 2023 г. принято решение, которым исковые требования Раджабова А.И., Овсепян Л.Т. и Шкулепо М.Н. удовлетворены. Суд постановил обязать СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»:

- в срок до 30.10.2023 г. провести мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес> его несущих конструкций - крыши (стропильной системы, материала кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих через кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли) в порядке, установленном ст. 11 Закона Калининградской области от 26.12.2013 г. № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области»;

- в срок до 30.10.2023 г. предоставить Раджабову А.И., Овсепян Л.Т., администрации городского округа «Город Калининград» предложение о сроке начала капитального ремонта крыши;

- в срок до 01.05.2024 г. произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома <адрес>;

- в срок до 01.05.2024 г. организовать и провести капитальный ремонт крыши жилого дома <адрес> в следующем объеме: произвести замену кровельного материала 100% (180 кв.м.) с полной заменой подвесных желобов, водосточных труб и металлических элементов кровли 100%, выполнить ограждения и специальные элементы безопасности (крюки для навешивания лестниц, элементы для крепления страховочных тросов и снегозадержания, ступени, подножки, стационарные лестницы и ходовые трапы, эвакуационные платформы, элементы молниезащиты зданий в соответствии 9 требованиями СП 17.13330.2017) - 100%, произвести полную замену теплоизоляционного слоя с учетом замены пароизоляционных слоев покрытия чердака «над мансардой ( над квартирой ) в соответствии требованиями СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», полную перекладку кирпичей кирпичной трубы от уровня чердака до верха трубы с оштукатуриванием, установкой оголовников, выполнить замену мауэрлата 100%, усиление стропильных ног - 100%, замену сплошной обрешетки под настенным желобами 100%, смену рядовой обрешетки 50%.

        С ответчика взысканы в пользу Раджабова А.И. расходы по оплате госпошлины в сумме 600 руб., в доход федерального бюджета – расходы по проведению экспертизы в сумме 70 000 руб.

В апелляционной жалобе СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» просит решение отменить. Полагает, что оснований для обязания Фонда провести капитальный ремонт в указанных судом объемах и в указанные в решении сроки не имелось. Заключение эксперта содержит два варианта проведения капитального ремонта многоквартирного дома по месту жительства истцов – срочный и в предусмотренные региональной программой сроки, однако, судом необоснованно принят лишь первый вариант, а второй оставлен без какого-либо внимания.

        Вместе с тем второй предложенный экспертом вариант допускает проведение ремонта в период 2023-2026 гг., следовательно, крыша дома не находится в аварийном состоянии и не представляет угрозы для проживающих в доме людей.

        Ссылается на неисполнимость решения суда в части понуждения к производству отбора подрядной организации для разработки проектно-сметной документации в срок до 31.12.2023 г., поскольку такой отбор проводится посредством регламентированных законом конкурсных процедур, что не находится в ведении Фонда и от него не зависит.

В дальнейшем СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» представлены уточнения к апелляционной жалобе с указанием на то, финансирование мероприятий по капитальному ремонту осуществляется в пределах средств, накопленных на счете регионального оператора и запланированные к сбору лимиты средств на период с 2021 г. по 2023 г. распределены в полном объеме. Проведение капитального ремонта было бы осуществлено при достаточном финансовом обеспечении.

Уточняя требования апелляционной жалобы, Фонд просит решение отменить, принять новое решение о частичном удовлетворении требований истцов и обязании Фонда выполнить приведенные в резолютивной части решения работы по капитальному ремонту спорного жилого дома с дополнением – при наличии финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета г. Калининграда, а также за счет иных не запрещенных законом средств.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 28 июня 2023 г. решение суда оставлено без изменения.

Состоявшиеся по делу судебные постановления обжалованы СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в кассационном порядке.

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 декабря 2023 г. апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

В судебное заседание истцы Раджабов А.И., Овсепян Л.Т. и Шкулепо М.Н., а также остальные участвующие в деле лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания никем из участвующих в деле лиц не заявлено, о невозможности явиться в судебное заседание по объективным причинам не сообщено. При изложенных обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральном уровне регламентировано главой 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающей статью 189, устанавливающую порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 189).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 189).

В силу части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;

3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 189).

Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 названной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В силу части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя сведения, перечисленные в пунктах 1 - 4 названной части 2 статьи 168.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела - многоквартирный дом <адрес> - до 1945 года постройки, имеет износ 57%.

        Раджабов А.И. и Овсепян Л.Т. являются собственниками квартир и в указанном многоквартирном жилом доме. Квартира является объектом муниципальной собственности городского округа «Город Калининград, нанимателем данной квартиры является Шкулепо М.Н.

Собственниками избран способ управления общим имуществом данного многоквартирного дома - непосредственное управление.

Собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Указанный многоквартирный дом был включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 09 декабря 2014 г. N826, проведение капитального ремонта в части крыши запланировано на период с 2021 г. по 2023 г.

Однако по данным СНО Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - капитальный ремонт многоквартирного дома запланирован в период с 2023 года по 2026 год.

СНО Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" 22 апреля 2020 года составлен акт технического осмотра дома, установлено наличие дефектов конструкции кровли, дымовентиляционных каналов.

На общем собрании от 11 мая 2022 г. собственниками принято решение о необходимости проведения капитального ремонта крыши и внутренних инженерных систем водоотведения в период до 31 декабря 2023 года за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджета в соответствии с Региональной программой.

Выполнение функций регионального оператора на территории Калининградской области возложено на СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

        Обращаясь в суд, истцы ссылались на то, что несмотря на их обращения, на установленное состояние дома и своевременную и добросовестную оплату ими взносов на капитальный ремонт, ремонт дома никогда не проводился.

        Фондом без исследования технического состояния конструкций дома, перенесены сроки проведения ремонта крыши дома с периода 2021-2023 г.г. на период 2023-2026 г.г., тогда как ремонт необходим уже в настоящее время. Длительное бездействие ответчика по организации и проведению капитального ремонта, нарушает их права и законные интересы.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на Фонд, являющийся специализированной организацией, созданной для организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, возложена обязанность по постоянному мониторингу технического состояния многоквартирных домов, по представлению ежегодного доклада об их техническом состоянии, включающего предложения по обеспечению сохранности нормативного состояния многоквартирных домов и безопасности проживания в них. Данная обязанность Фондом не исполнена.

        Заключением судебной строительно-технической экспертизы установлена необходимость проведения капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома в целях безопасного проживания граждан в указанном многоквартирном доме, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о проведении срочного капитального ремонта по предложенному экспертом варианту № 1, поскольку установлено, что многоквартирный жилой дом - до 1945 года постройки, имеет износ 57%, региональным оператором капитальный ремонт крыши был включен в Региональную программу на период с 2021 по 2023 г.г., предложение о переносе капитального ремонта в адрес истцов ответчиком не направлялось, мониторинг текущего состояния крыши ответчиком не проводился, тогда как выводы эксперта указывают на необходимость незамедлительного проведения ремонтных работ. Судом установлен срок для исполнения решения в части мониторинга технического состояния многоквартирного жилого дома, направления предложения о сроке начала капитального ремонта крыши - до 30.10.2023 г., в части отбора подрядной организации, проведения капитального ремонта крыши в срок до 01.05.2024 г.

        С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 названной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ - региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В силу части 2 статьи 168 ЖК РФ - региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя сведения, перечисленные в пунктах 1 - 4 названной части 2 статьи 168.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168).

Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ - внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168.

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168).

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168).

Капитальный ремонт многоквартирных домов в Калининградской области проводится в соответствии с Законом Калининградской области от 26 декабря 2013 г. N 293 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" и региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 09 декабря 2014 г. N826 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы".

Указанный в иске многоквартирный жилой дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 09 декабря 2014 г. N 826, с плановыми периодами проведения капитального ремонта с 2021 года по 2023 год (ремонт кровли, ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения), с 2024 года по 2026 год (ремонт подвальных помещений), с 2027 года по 2029 год (ремонт приборов учета), с 2024 года по 2026 год (ремонт подвальных помещений), с 2030 года по 2032 год (ремонт фундамента), с 2036 года по 2038 год (ремонт системы газоснабжения) и с 2039 года по 2041 год (ремонт фасада, систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения).

11 мая 2022 г. собственниками многоквартирного дома проведено общее собрание, на котором приняты решения: о необходимости проведения капитального ремонта крыши и внутренних инженерных систем водоотведения в период до 31 декабря 2023 г. за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджета в соответствии с Региональной программой; обратиться в суд с иском к Фонду капитального ремонта о признании незаконным отказа в проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома в период с 2021 г. по 2023 г., признании незаконным бездействия фонда и возложении обязанности провести капитальный ремонт, в частности крыши и внутридомовых инженерных систем водоотведения в период 2021 по 2023 год.

В силу ч. 5 ст. 189 ЖК РФ - в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;

3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

По смыслу приведенной нормы названные условия относятся к обязательному содержанию решения общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капитального ремонта общего имущества. Определение или утверждение предельно допустимой стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту является неотъемлемой частью такого решения.

Вместе с тем, принятое на общем собрании собственников многоквартирного дома от 11 мая 2022 г. решение не отвечает указанным требованиям ст. 189 ЖК РФ.

Кроме того, никаких объективных данных о направлении указанного решения в адрес регионального оператора, истцами не представлено и судом не установлено.

Доводы СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» о том, что о принятом решении собственников помещений многоквартирного дома фонду стало известно только при рассмотрении дела в суде, объективно ничем не опровергаются.

В соответствии с частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

На момент рассмотрения спора судом первой инстанции указанный многоквартирный дом не был включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2021-2023 г.г.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представителем ответчика представлен приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 12.12.2023 г., которым утвержден краткосрочный план реализации на 2024-2026 г.г. региональной программы капитального ремонта, в котором предусмотрено проведение капитального ремонта крыши названного многоквартирного жилого дома в срок до 31.12.2024 г.

Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома ранее установленного краткосрочным планом срока, о чем истцы просили в исковом заявлении, по делу не усматривается.

Нормативные акты органов государственной власти Калининградской области, в том числе и об утверждении краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, являются действующими нормативными правовыми актами, которые не оспорены и не отменены в установленном порядке, а указанные в них требования являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

Обстоятельств, при которых ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (части 2 и 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации), по делу также не установлено.

Последующее включение приказом от 12.12.2023 г. спорного многоквартирного дома в краткосрочный план капитального ремонта на период – до 31.12.2024 г., также не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку названный срок проведения капитального ремонта не наступил и ответчиком не нарушен.

Объективных данных для вывода о невыполнение Фондом возложенной на него статьей 11 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года N 293 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" обязанности по постоянному мониторингу технического состояния многоквартирного жилого дома, повлекшем нарушение прав истцов, по делу также не установлено.

При изложенных обстоятельствах доводы истцов, приведенные в представленных суду апелляционной инстанции возражениях на апелляционную жалобу, в которых они настаивают на том, что ими избран надлежащий способ защиты права, основаны на ошибочном токовании закона и не могут быть признаны обоснованными.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Раджабова А.И., Овсепян Л.Т. и Шкулепо М.Н. не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

        Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 13 апреля 2023 года отменить и принять новое решение, которым исковые требования Раджабова Андрея Игамовича, Овсепян Лусинэ Тариеловны, Шкулепо Марины Николаевны к СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об обязании провести мониторинг технического состояния многоквартирного дома, представить предложение о сроках капитального ремонта, произвести отбор подрядной организации, организовать и провести капитальный ремонт - оставить без удовлетворения.

        Апелляционное определение составлено в окончательной форме 19 февраля 2024 года.

        Председательствующий

        Судьи

33-593/2024 (33-7090/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Раджабов Андрей Игамович
Овсепян Лусинэ Тариеловна
Шкулепо Марина Николаевна
Ответчики
СНО Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»
Другие
Ларченко Екатерина Александровна
Администрация ГО «Город Калининград»
ООО УК Старый Город
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области
Правительство Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Уосис Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
28.12.2023Передача дела судье
13.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Передано в экспедицию
13.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее