03 августа 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего по делу судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Малкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Швец Т.Д. к Гончаровой Н.А., Администрации Кааламского сельского поселения по земельному спору,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец проживает в многоквартирном доме <Адрес обезличен>, в непосредственной близости от которого расположен колодец с питьевой водой, являющийся единственным источником водоснабжения для нескольких семей. В 2015 году администрацией Кааламского сельского поселения был образован земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> и предоставлен в аренду Гончаровой Н., при этом, питьевой колодец оказался на указанном земельном участке. Учитывая, что Гончарова Н. угрожает установить забор и препятствует в доступе к колодцу, принимая во внимание, что правообладание земельным участком, на котором находится источник питьевого водоснабжения в дальнейшем может ограничить доступ жителей к колодцу, ссылаясь на ст.3,43 Водного кодекса РФ, ст.12 и 13 ГК РФ, истец просит признать договор аренды от <Дата обезличена> <Номер обезличен> земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, заключенный между Администрацией Кааламского сельского поселения и Гончаровой Н.А. недействительным; признать недействительной и незаконной запись о государственной регистрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена>; обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Карелия исключить запись <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним; признать недействительным результат кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> и аннулировать сведения о координатах характерных точек указанного земельного участка; взыскать с ответчиков судебные расходы.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просила, ссылаясь на ст.166,168 ГК РФ, ст.39.6.39.17.39.18 Земельного кодекса РФ признать недействительным распоряжение администрации Кааламского сельского поселения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: <Адрес обезличен>, признать ничтожным договор аренды от <Дата обезличена> <Номер обезличен> земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, заключенный между Администрацией Кааламского сельского поселения и Гончаровой Н.А. и применить последствия недействительности ничтожной сделки; аннулировать записи в ЕГРН о регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>; признать недействительным результат кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> и аннулировать из ЕГРН сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>
В ходе рассмотрения дела в качестве 3-их лиц по делу привлечены Администрация Сортавальского муниципального района, ООО «Геопроект», Управление Росреестра по Республике Карелия, Управление Росприроднадзора по Республике Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений.
Представитель истца Пронин А.В., действующий на основании доверенности, иск поддержал. Пояснил, что истица проживает в многоквартирном неблагоустроенном доме в <Адрес обезличен>, где единственным источником водоснабжения являются два колодца, расположенные в непосредственной близости от дома. В 2015 году администрация Кааламского сельского поселения в нарушение требований ст.3 и ст.43 Водного кодекса РФ, положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», ст.85 Земельного кодекса РФ, иных действующих нормативно-правовых актов и генерального плана Кааламского сельского поселения согласовала и предоставила Гончаровой Н. по договору аренды земельный участок, что привело к нарушению прав истицы, так как колодцы, как источники водоснабжения для истицы, оказались на данном земельном участке. Считает, что администрацией Кааламского поселения не была исполнена обязанность, предусмотренная п.п.1 п.1 ст.39.18 ЗК РФ в части размещения извещения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, что привело к нарушению процедуры предоставления земельного участка. Просил иск удовлетворить.
В судебное заседание истец Швец Т.Д. не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась. Ранее пояснила, что является сособственником жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> и периодически проживает по указанному адресу. Пояснила, что на момент рассмотрения спора препятствий со стороны ответчика Гончаровой Н. в использовании колодца не имеется, но опасается, что при переходе участка в собственность ответчика возможность использовать колодезную воду прекратится.
Ответчик Гончарова Н. иск не признала, пояснив, что препятствий в использовании колодцев для жителей поселка не имелось и не имеется. Действительно, первоначально спорный объект оказался в границах земельного участка, предоставленного ей в аренду под ИЖС, но в ходе рассмотрения дела во избежание возникших споров и дальнейших недоразумений приняты меры для изменения конфигурации участка с сохранением площади, указанной в договоре аренды, внесению изменений в распоряжение администрации Кааламского поселения относительно схемы участка и направлению документов в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия для согласования. Просила в иске отказать, полагая, что прав истца она не нарушает.
Представитель ответчика Администрации Кааламского сельского поселения адвокат Еремеев Ю.С., действующий на основании ордера, пояснил, что администрация Кааламского сельского поселения не обладает полномочиями по решению вопросов об организации водоснабжения населения. Полагает, что спорный колодец источником водоснабжения не является, так как он не зарегистрирован, плата за использование воды не вносится, а наличии охранной зоны источника водоснабжения не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду. Учитывая, что обременения на земельный участок <Номер обезличен> отсутствуют, договор аренды заключен на законных основаниях с соблюдением процедуры его заключения и зарегистрирован в установленном порядке, при этом препятствий для использования истцу колодцев, расположенных на предоставленном в аренду земельном участке, не выявлено, считает исковые требования необоснованными ввиду отсутствия предмета спора. Обратил внимание, что при образовании земельного участка вся информация публиковалась в открытых официальных источниках, при этом возражений от местного населения не поступало. Просил учесть, что в настоящее время подготовлен новый межевой план с изменениями границ земельного участка, по которому колодцы находятся за пределами предоставленного Гончаровой Н. земельного участка. Администрацией издано распоряжение по внесению изменений в первоначальное распоряжение о согласовании схемы земельного участка.
Третье лицо Швец Л.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что имеющимися возле <Адрес обезличен> двумя сообщающимися колодцами, сделанными еще финнами, она пользуется с того момента, как начала жить в указанном доме. Непосредственно устройство водопровода от колодцев к дому <Номер обезличен> осуществлено в период нахождения в указанном доме школы много лет назад. Учитывая, что следующий источник водоснабжения находится на удалении 1 км. от дома, полагает свои права нарушенными, так как в будущем могут возникнуть препятствия в пользовании источником воды собственником земельного участка, на котором оказался общий колодец. Считает, что для устранения спора не обязательно аннулировать весь договор аренды, но необходимо исключить часть земельного участка, где расположены колодцы.
Представитель администрации Сортавальского муниципального района, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, Назарова Л.А., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее пояснила, что согласно акта обследования, источник воды на земельном участке <Номер обезличен> представляет собой систему сдвоенных колодцев, которые не могут существовать отдельно друг от друга, и является объектом нецентрализованного водоснабжения, обеспечивающим водоснабжением части жителей <Адрес обезличен>, в связи с чем должен находиться в свободном доступе и принадлежать муниципалитету. Предположила, что ранее на данные колодцы имелись паспорта, которые были утрачены. На момент обследования препятствий к подходу и пользованию колодцами не установлено, зафиксировано наличие тропы, подтверждающей, что колодцем пользуется местное население. Пояснила, что полномочия по водоснабжению населения являются полномочиями муниципального района, в связи с чем речь об установлении частного сервитута идти не может. Согласилась, что права третьих лиц в данном случае должны учитываться, но считает, что если можно изменить конфигурацию участка без изменения площади предоставленного в аренду земельного участка, и вынести за пределы арендованного участка колодцы, то договор аренды, заключенный между ответчиками, может быть сохранен, при этом, на момент рассмотрения дела в той части, в какой оспариваемый договор аренды включает в границы земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> питьевой колодец, служащий источником нецентрализованного холодного водоснабжения общего пользования, является недействительным в силу ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ, СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Директор ООО «Геопроект», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Литвинов О.А. в судебное заседание не явился, ранее пояснил, что перед тем, как составить и утвердить схему земельного участка, кадастровый инженер выезжает на место, снимает границы земельного участка, формирует план и представляет его на утверждение в Администрацию. Самостоятельно инженер не может определить, относится объект к водному, или нет. Поскольку Администрацией предварительная схема участка была утверждена, то для межевания участка препятствий не имелось. Образованный участок <Номер обезличен> частично попадает в охранную зону котельной и телевышки, но с учетом площади участка данное обстоятельство не является преградой для использования земельного участка под цели, для которых он предоставлен. Для разрешения данного спора возможно изменение конфигурации спорного земельного участка с сохранением его площади путем выноса за границы участка колодцев и внесения изменений в распоряжение Администрации Кааламского поселения о предварительном согласовании схемы. В ходе рассмотрения спора такие работы по заявлению Гончаровой Н. выполнены, необходимые документы направлены на согласование в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Карелия, действующая на основании доверенности, разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Управление Росреестра по Республике Карелия, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в судебное заседание не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено. Из письменного отзыва следует, что <Дата обезличена> на основании договора аренды земельного участка от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, заключенного между Администрацией Кааламского сельского поселения и Гончаровой Н.А. в ЕГРН была внесена запись о государственной регистрации аренды <Номер обезличен> на земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации, предусмотренных законом, выявлено не было. Вступившее в законную силу решение суда о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки будет являться основанием для погашения соответствующих записей в ЕГРН.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Ю.В.Гресь, действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что Министерство не обладает информацией о том, что колодец, расположенный на земельном участке <Номер обезличен> принят на учет органом местного самоуправления, а не является бесхозным объектом, и отвечает требованиям п.73 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Суд, выяснив позицию участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав свидетеля ФИО12, приходит к следующему выводу.
В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
На основании части 3 статьи 6 и части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства регламентированы статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".( ч.1)
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.(ч.5)
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.(ч.6)
В силу ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Как следует из ст.22 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> Гончарова Н.А. обратилась в Администрацию Кааламского сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов площадью 2193 кв.м. по адресу: <Данные изъяты>, для целей использования: индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи и придомовыми участками, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением Администрации Кааламского сельского поселения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> с учетом непоступления других заявлений о намерении участвовать в аукционе на приобретение прав на испрашиваемый земельный участок, после опубликования извещения о возможности предоставления земельного участка в аренду в газете «Вести-Приладожья» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> было предварительно согласовано предоставление Гончаровой Н.А. в аренду на 20 лет образуемого земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.17,39.18 Земельного кодекса Российской Федерации со следующими характеристиками: местоположение- <Адрес обезличен>, категория земель- земли населенных пунктов, площадь 2193 кв.м., разрешенное использование- индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи и придомовыми участками, территориальная зона: Ж1 –зона застройки индивидуальными жилыми домами; ограничений в использовании-нет; обременения правами других лиц не зарегистрированы, а также была утверждена схема расположения образуемого земельного участка согласно приложению к распоряжению.
<Дата обезличена> между Администрацией Кааламского сельского поселения и Гончаровой Н.А. на основании п.2 ст.39.6 и ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также распоряжения Администрации Кааламского сельского поселения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> был заключен Договор <Номер обезличен> аренды земельного участка <Данные изъяты> сроком с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> в ЕГРН была внесена запись о государственной регистрации аренды <Номер обезличен> на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>
<Дата обезличена> комиссией по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлено, что на границе земельного участка имеется два питьевых колодца. Надземная часть первого колодца состоит из ж/б кольца, деревянной конструкции с двускатной крышей, подъемным поворотным механизмом. Второй колодец расположен в нескольких метрах в деревянной хозяйственной постройке. Колодцы эксплуатируются на постоянной основе, являются источником питьевого нецентрализованного водоснабжения части территории поселка <Адрес обезличен> для жителей домов, расположенных в непосредственной близости. Оба колодца построены очень давно по финской технологии и вззаимосвязаны, то есть при осушении одного из колодцев уровень воды понижается ив другом. Установлено, что от колодца, находящегося в хозпостройке, до <Адрес обезличен>) проведены трубы водоснабжения, установлен насос для бесперебойной подачи воды с 1987 года. К колодцам на момент осмотра имеется свободный доступ, крышка надземной части первого колода открыта.
Из представленного Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия ответа на запрос суда следует, что сведения о регистрации спорного колодца в базе ФБУ Карельский филиал Территориального фонда геологической информации по Северо-западному Федеральному округу отсутствуют.
По сообщению Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, а также экспертных заключений от <Дата обезличена>, источник нецентрализованного водоснабжения должен быть оборудован в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Для сохранения постоянства природного состава воды исключается загрязнение территории в радиусе 20 м. от места водозабора, поэтому любые земляные, иные хозяйственные и строительные работы должны быть ограничены, а население должно иметь доступ к источнику воды. Шахтные колодцы <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен> являются единственным доступным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для 14 человек. Территория вокруг колодцев благоустроена, имеются подходы к колодцам, в радиусе 20 метров от колодцев на день проведения санитарно- эпидемиологического обследования мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, другие виды деятельности, способствующие загрязнению воды, не проводятся. Подъем воды из колодца <Номер обезличен> осуществляется с помощью ворота с одной ручкой и использованием общественного оцинкованного ведра, прикрепленного к вороту цепью. Подъем воды из колодца <Номер обезличен> осуществляется с помощью насоса. Содержание и эксплуатация водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения (шахтные колодцы <Номер обезличен> и <Номер обезличен>), расположенных в районе домов <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> соответствуют требованиям п.п.3.3.2, 3.3.3, 3.3.11, 5.2, 5.3 СанПиН 2.1.4.1175-02. Пробы воды из колодцев соответствуют требованиям приложения п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02.
Свидетель ФИО12 пояснила, что в 1987 году ПК «Строитель» в рамках программы «Школа полного дня» провел ремонт здания <Номер обезличен> по <Адрес обезличен>. Так как здание предназначалось для обучения детей-шестилеток, в него из рядом расположенного колодца была проведена вода путем устройства водопровода и установки в колодец насоса. Вывод воды из здания осуществлялся в обустроенный септик. Школа просуществовала 6 лет, после чего часть здания, занимаемая школой, была передана под жилое помещение, в которое она заселилась в 1996 году. С указанного времени она постоянно пользуется водой из колодца, где установлены два погружных насоса- её и насос Швец. В непосредственной близости от данного колодца расположен еще один колодец, откуда забор воды производится ведром, используемый другими жителями поселка. После того, как узнала, что колодцы попали на земельный участок, переданный в аренду Гончаровой Н., обращалась письменно в различные инстанции, на что получила ответ о праве обращаться в суд. Не оспаривала, что в данный момент препятствий для использования колодцев не имеется. Также пояснила, что поскольку используемый способ водоснабжения не является централизованным, то пользование водой осуществляется бесплатно.
Из технического паспорта на жилой <Адрес обезличен> муниципального района следует, что он является многоквартирным, одноэтажным, до 1939 года постройки. В разделе «Техническое описание конструктивных элементов и инженерного оборудования» сведений об оборудовании дома водопроводом не имеется, указано на наличие местной системы канализации.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как указано в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании п.1 и п.2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.(п.1)
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.( п.2)
Истец полагает, что действиями Администрации Кааламского сельского поселения по предоставлению в аренду Гончаровой Н.А. земельного участка кадастровым номером <Номер обезличен>, на котором оказались колодцы, ограничивает её право на пользование водным объектом и ведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований.
Суд не может согласиться с позицией истца в связи со следующим.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, само по себе нахождение в границах земельного участка водного объекта (его части) не свидетельствует о невозможности предоставления такого земельного участка в аренду.
Исходя из ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу п.1.3, 1.4 и 5.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 « Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2002 нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.(п.1.3) Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.(п.1.4) В радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды.(п.5.2)
Из вышесказанного следует, что действующее законодательство не содержит запрета на отведение земельного участка для жилищного строительства в зоне санитарной охраны источника нецентрализованного водоснабжения.
Кроме этого, <Дата обезличена> Администрацией Кааламского сельского поселения по результатам рассмотрения заявления Гончаровой Н.А. от <Дата обезличена> и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в связи с исправлением кадастровой ошибки издано распоряжение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О внесении изменений в распоряжение <Номер обезличен> от <Дата обезличена>», которым внесены изменения в приложение <Номер обезличен> распоряжения администрации Кааламского сельского поселения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: <Адрес обезличен> для индивидуального жилищного строительства», утвердив его согласно приложению к настоящему распоряжению.
Акт согласования местоположения измененных границ земельного участка <Номер обезличен> вместе с пояснительной запиской директором ООО «Геопроект» направлен на подпись Министру имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Из представленных документов следует, что ответчиками приняты меры по изменению границ земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в результате чего существующий источник нецентрализованного водоснабжения исключен из границ земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>
По сведениям Администрации Кааламского сельского поселения решение об установлении источника официального опубликования муниципальных правовых актов Советом Кааламского сельского поселения не принималось. Публикации муниципальных правовых актов осуществляются на основании договоров в газетах «Вести Приладожья» и «Ладога-Сортавала». Извещение о предварительном согласовании предоставленного земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> было размещено на официальном сайте администрации Кааламского сельского поселения в сети Интернет» http://admkaalamskoe.ru/in/short <Дата обезличена>. Из-за отсутствия технической возможности, извещение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> не было размещено на официально сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» -torgi-gov.ru
Согласно вышеприведенным данным, Администрацией Кааламского сельского поселения не была исполнена обязанность, предусмотренная ст.39.18 ЗК РФ, на что ссылался представитель истца, между тем, указанное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку в данном случае судом не установлено нарушение прав или или охраняемых законом интересов истца, в том числе наступление неблагоприятных для неё последствий оспариваемыми распоряжением администрации Кааламского сельского поселения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: <Адрес обезличен> и договором аренды от <Дата обезличена> <Номер обезличен> земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, заключенный между Администрацией Кааламского сельского поселения и Гончаровой Н.А..
Таким образом, с учетом обстоятельств дела, вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Швец Т.Д. к Гончаровой Н.А., Администрации Кааламского сельского поселения по земельному спору – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 10.04.2018