Решение по делу № 3а-427/2017 от 18.10.2017

Дело №3а-427/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017 года г.Тамбов

Тамбовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ледовских И.В.

при секретаре Мороховой А.В.

с участием представителя административного истца Морохотова Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ежелова Е. С. к Администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

    Ежелов Е.С. обратился в Тамбовский областной суд 18 октября 2017 года с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 7 августа 2015 года в размере 8416020 рублей.

В обоснование предъявленных требований административным истцом указано, что государственная кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер налоговых платежей.

В судебном заседании представитель административного истца Морохотов Р.П. просил удовлетворить административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям и возложить на административные истца все понесенные по делу судебные расходы.

Другие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.

    С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.

В своем письменном отзыве административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее – Управление Росреестра по Тамбовской области) просило в удовлетворении предъявленных к нему требований отказать по процессуальным основаниям, считая себя ненадлежащим административным ответчиком.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области) не оспаривает ни размер рыночной стоимости земельного участка, ни право административного истца на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 7 августа 2015 года. Действия филиала по ее расчету считает законными и обоснованными.

Административный ответчик Администрация Тамбовской области в отзыве на административный иск считает предъявленные к ней требования не подлежащими удовлетворению по процессуальным основаниям, поскольку согласно ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» считает себя ненадлежащим ответчиком при том, что кадастровая стоимость участка устанавливалась органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.

    Из материалов дела следует, что административный истец является собственником 2371/12642 долей нежилого помещения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для размещения объектов торгового и производственного назначения, расположенного по адресу: ***.

Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

При этом при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка напрямую затрагивают права и обязанности административного истца, намеренного выкупить участок под объектом недвижимости, находящимся у него в собственности.

Согласно пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

    В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

    На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в этом случае, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В рассматриваемом случае таковым, а соответственно и надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, которым кадастровая стоимость по состоянию на 7 августа 2015 года определена в размере 21 485 144 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25 августа 2017 года.

Поскольку администрация Тамбовской области и Управление Росреестра по Тамбовской области не являются органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости либо осуществившим функции по государственной кадастровой оценке данного земельного участка в смысле вышеприведенной статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то требования к данным административным ответчикам в этой части предъявлены необоснованно.

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил выполненный оценщиком ООО «СО-Эксперт» отчет об оценке объекта оценки №*** от 22 сентября 2017 года, в соответствии с которым по состоянию на 7 августа 2015 года рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка составила 8 416 020 рублей.

Исследовав представленный отчет оценщика, суд приходит к выводу, что оценка земельного участка осуществлена лицом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, в соответствии с подлежащими применению Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки, на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.

Отчет об оценке содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости в целом Тамбовской области и г.Мичуринска, в том числе сегмента рынка земельных участков, к которым относится объект оценки.

Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимися при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовке, к отчетам приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети «Интернет» с указанием наименования Интернет-ресурса, даты их подготовки, и сведений, собранных в результате интервью с авторами предложений, контактные номера телефонов которых приведены.

    Тем самым требования п.11 Федерального стандарта оценки №3 «Требования к отчету об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года №299, оценщиком выполнены.

Рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж.

Оценщиком были подобраны объекты-аналоги, которые по своим характеристикам сопоставимы с объектом оценки.

При этом оценщиком обоснованно были проведены корректировки цен объектов-аналогов по элементам сравнения, которые отличны от объекта оценки.

    В отчёте приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Мотивы отказа от использования при оценке доходного и затратного подходов оценщиком приведены и сомнений у суда не вызывают.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

     В данном случае, доказательств иной рыночной стоимости земельного участка не представлено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что административным истцом в подтверждение рыночной стоимости участка представлены доказательства, удовлетворяющие критериям относимости и допустимости, требования административного истца, предъявленные к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

    Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    В данном случае заявление о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом подано впервые в суд 18 октября 2017 года, поэтому установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 года.

В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Однако, учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой по сути форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое по существу не оспаривается административными ответчиками, все понесенные по административному делу судебные расходы с согласия представителя административного истца относятся на самого административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Ежелова Е. С., поданное в Тамбовский областной суд 18 октября 2017 года, удовлетворить в части требований, предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 7 августа 2015 года в размере 8416020 рублей.

В удовлетворении требований, предъявленных к Администрации Тамбовской     области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

Ледовских И.В.

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2017 года.

Судья Ледовских И.В.

3а-427/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ежелов Е.С.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
Администрация Тамбовской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной реги
Другие
Кострикин В.Ф.
ООО "Швейпрофи"
ООО "Привокзальный рынок"
Морохотов Р.П.
администрация г.Мичуринска
Суд
Тамбовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
18.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2017[Адм.] Судебное заседание
30.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее