Решение по делу № 2-1018/2023 (2-5304/2022;) от 28.12.2022

Дело № 2-1018/2023

44RS0001-01-2022-006697-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2023 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Суховой Е.В. при секретаре Бекеневе И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Администрации города Костромы, Смольяниновой ..., Королёвой ..., Аскаровой ..., Тихомирову ..., действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО11, Шаброву ..., Смирнову ... о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском. В обоснование заявленных требований истцом указано, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина XIX в. (далее - Объект). Объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории культуры». Приказом Минкультуры России от 13.12.2017 № 134377-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурно наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ему присвоен регистрационный номер .

В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости собственниками помещений в Объекте являются: ФИО1 (<адрес>,    кадастровый ); Королёва ФИО7 (<адрес>, (кадастровый    ); ФИО2 (<адрес>, (кадастровый ); Администрация <адрес>,     (кадастровый ); ФИО3 (долевая собственность 1/2), ФИО4 (долевая собственность ?) (<адрес> комн. 1, 2, 3, кадастровый ); ФИО5 (долевая собственность 1/2), Королёва ФИО7 (долевая собственность 1/2) (<адрес> комн. 4, кадастровый ); ФИО6 (<адрес>, кадастровый ). Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - Инспекция) от <дата> утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее - Охранное обязательство). Согласно Охранному обязательству по сохранению объекта культурного наследия и его территории правообладателю необходимо (предполагается участие соразмерно занимаемой доли) провести следующие работы: п. 1 - организовать мероприятия по разработке и согласованию с Госорганом в установленном законодательством порядке проектной документации, в срок до <дата>; п. 2 - организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ по согласованной с Госорганом проектной документации; получить акт приёмки выполненных работ в соответствии со ст. 45 73-ФЗ, в срок до <дата>; п. 3 - установить на объекте информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об Объекте культурного наследия, в срок до <дата>; п. 4 - территорию Объекта содержать в надлежащем санитарном состоянии - постоянно. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. Таким образом, требования охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденного приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 02.08.2019 № 70 (Организовать работы по сохранению Объекта культурного наследия в срок до <дата>), в установленный срок не исполнены. Обязательные требования п. 1 ст. 47.3 от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) не соблюдены. Указанные обстоятельства являются основанием для обращения Инспекции с настоящим исковым заявлением о понуждении собственника исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнение взятого ответчиками на себя обязательства перед Обществом и Государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате. На основании вышеизложенного, руководствуясь положениям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит суд обязать собственников здания, входящего в объект культурного наследия регионального значения - «Дом жилой» сер. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно (участие соразмерно занимаемой доли): организовать мероприятия по разработке и согласованию с Госорганом в установленном законодательством порядке проектной документации расположенного по адресу: <адрес> в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда законную силу; организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ по согласованной с Госорганом проектной документацией, получить акт приёмки выполненных работ в соответствии со ст. 45 73-ФЗ в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; установить на Объекте информационные надписи и обозначения,     содержащие     информацию об объекте    культурного    наследия в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца не присутствует, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации г. Костромы по доверенности Абзалова Т.А. исковые требования не признала, полагала, что Администрация города Костромы не может быть надлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком должна быть управляющая компания ООО «Комфортные условия», так как спорный дом находится под их управлением с <дата> Муниципальное образование городской округ город Кострома является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

Ответчики Смольянинова И.Ю., Королёва С.В., Тихомиров А.Е., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО12., Шабров В.В., в судебных заседаниях требования не признали по доводам Администрации г. Костромы.

Ответчики Аскарова Д.Г., Смирнов А.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители третьих лиц ООО «Комфортные условия» и Управление ЖКХ и капитального строительства Администрации г. Костромы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесены памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.

Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования (п. 1).

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (п. 2).

Согласно ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п. 1).

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2).

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.ст. 307, 309 ГК РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из Списка памятников истории и культуры Костромской области (Приложение №1 к Постановлению главы Администрации Костромской области от 30.12.1993 №598), жилой дом по адресу: <адрес>А, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина XIX в. (172 порядковый номер в списке). (л.д.8)

Данный объект принят под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории культуры».

Согласно учетной карточке и паспорту памятника «Жилой дом», сер. 19 в., адрес памятника: <адрес> (в данных документах имеются изменения, а именно дописан литер А к номеру дома, исправления надлежащим образом не заверены). ( л.д.11,12)

На основании приказа Минкультуры России от 13.12.2017 № 134377-р Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», сер 19 в., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурно наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ему присвоен регистрационный . (л.д.9)

Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 02.08.2019 №70 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <адрес>А. ( л.д.13-19)

Согласно Охранному обязательству по сохранению объекта культурного наследия и его территории, расположенном по адресу: <адрес>А, правообладателю необходимо (предполагается участие соразмерно занимаемой доли) провести следующие работы: п. 1 - организовать мероприятия по разработке и согласованию с Госорганом в установленном законодательством порядке проектной документации, в срок до <дата>; п. 2 - организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ по согласованной с Госорганом проектной документации; получить акт приёмки выполненных работ в соответствии со ст. 45 73-ФЗ, в срок до <дата>; п. 3 - установить на объекте информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об Объекте культурного наследия, в срок до <дата>; п. 4 - территорию Объекта содержать в надлежащем санитарном состоянии – постоянно (акт технического состояния объекта л.д.20-22).

Согласно Акту технического состояния объекта культурного наследия от <дата>, Объект культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>А, состояние архитектурно-конструктивных элементов объекта в целом удовлетворительное, в целях выполнения п. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», а также обеспечения сохранности Объекта и создания благоприятных условий для его функционального использования определены работы которые необходимо провести. (л.д.20-22). Обстоятельства, изложенные в акте, подтверждаются фотоматериалами осмотра объекта культурного наследия.

Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области в адреса собственников жилых помещений направлены уведомления с приложением копий приказов «Об утверждении охранного обязательства» и копий охранного обязательства объектов культурного наследия.

В процессе рассмотрения спора, судом установлено, что по адресу: <адрес>, ранее был расположен многоквартирный дом, состоящий из 4 литеров со сквозной нумерацией. Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина 19 века, исходя из его описания (одноэтажный дом с подвалом и мезонином, прямоугольный, кирпичный) расположен по адресу: <адрес>, литер А. Согласно техническому паспорту Объекта культурного наследия многоквартирный дом по адресу: <адрес>А, имеет общую площадь помещения здания 344,5 руб., 5 жилых помещений (2 однокомнатных, 2 двухкомнатных, 1 четырехкомнатное жилые помещения) с нумерацией квартир 1,2,4,5,6 (мезонин). (47-63)

Согласно выпискам из ЕГРН от <дата>, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет за номером с площадью 344,5 кв.м., зарегистрировано ограничение и обременение объекта «Объект культурного наследия» <дата>. (л.д.64-90)

В пределах данного многоквартирного дома расположены жилые помещениями с кадастровыми номерами , , , , , , , , которые находятся в собственности муниципального образования городского округа <адрес>, ФИО1, Королёвой С.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6

В ходе рассмотрения дела установлено, что Смирнов ... не является собственником жилого помещения в Объекте культурного наследия, его квартира расположена в 2 этажном кирпичном доме по адресу: <адрес>, в связи с чем, суд считает исковые требования к Смирнову А.И. не подлежащими удовлетворению.

Согласно информации, поступившей по запросу суда из ООО «Комфортные условия» от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО «Комфортные условия» на основании распоряжения Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы о <дата> , как многоквартирный дом, собственники которого не выбрали способ управления либо выбранный способ управления не был реализован. Многоквартирный <адрес>А по <адрес> в <адрес> не включен в реестр лицензий Костромской области и не управляется ООО «Комфортные условия» и отсутствует по данным федеральной информационной адресной системы.

Согласно информации НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», многоквартирный <адрес>А по <адрес> исключен в марте 2016 года из региональной программы по превышению предельной стоимости работ по капитальному ремонту.

Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Данное обстоятельство ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.

С учетом изложенного, заявленные требования к собственникам объекта культурного наследия суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит установить ответчикам срок для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что данный срок является разумным, исходя из характера и объема действий, которые следует совершить ответчикам в рамках возложенных обязанностей.

Доводы представителя Администрации о том, что надлежащим ответчиком является управляющая компания, не основаны на законе.

Так, часть 3 ст. 56.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.

Охранное обязательство, содержащее требования в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, занимаемого по договору социального найма, подлежит выполнению нанимателем указанного помещения.

Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма.

Доказательств того, что собственниками дома принято решение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме) о том, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, выполняются управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, суду не представлено.

Выполнение требований пункта 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» может быть возложено на управляющую компанию, только если это предусмотрено договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Костромы, Смольянинову ..., Королёву ..., Аскарову ..., Тихомирова ..., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО13, Шаброва ... исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, участие соразмерно занимаемой площади, а именно:

- организовать мероприятия по разработке и согласованию с Госорганом в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина 19 века, расположенного по: адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

- организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ по согласованной с Госорганом проектной документацией, получить акт приемки выполненных работ в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

- установить на объекте информационные надписи и обозначения содержащие информацию об объекте культурного наследия в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований заявленных к Смирнову ... отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде    в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья                   (подпись)                                                                      Е.В. Сухова

2-1018/2023 (2-5304/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Ответчики
Шабров Валерий Витальевич
Администрация г. Костромы
Аскарова Дилафруз Ганижановна
Смирнов Александр Иванович
Смольянинова Ирина Юрьевна
Королева Светлана Валерьевна
Информация скрыта
Тихомиров Алексей Евгеньевич
Другие
ООО "Комфортные условия"
Управление ЖКХ и капитального строительства Администрации г.Костромы
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Сухова Евгения Владимировна
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
28.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2022Передача материалов судье
29.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее