Решение по делу № 2-1072/2024 от 23.04.2024

Дело № 2-1072/2024

УИД 37RS0007-01-2024-001720-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кинешма Ивановской области 31 июля 2024 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Долинкиной Е.К.,

при секретаре Ивановой Л.И.,

с участием заместителя Кинешемского городского прокурора Киселевой О.А., старшего помощника Кинешемского городского прокурора Скворцовой А.В., помощника Кинешемского городского прокурора Смирновой Е.А.,

представителя ответчика ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» Рудаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту здравоохранения Ивановской области, Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» о возложении обязанности совершать определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Кинешемский городской прокурор Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском с учетом уточнения исковых требований, к Департаменту здравоохранения Ивановской области, Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» (далее - ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ») о возложении обязанности совершать определенные действия, обосновав его следующим.

Прокуратурой города на основании поручения прокуратуры Ивановской области проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что в здании по адресу: <адрес>, где осуществляет деятельность Кинешемское межрайонное отделение ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и патологоанатомическое отделение ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», текущий и капитальный ремонт здания не осуществлялся с ДД.ММ.ГГГГ года. В здании выявлено: на стенах следы протечек, плесени, повреждения электропроводки, осветительных приборов, полового покрытия, разрушение крыльца здания, в связи с чем требуется замена либо ремонт кровельного покрытия, систем канализации, освещения, отмостки здания, наружных крылец, оконных блоков, фасада здания, восстановления кирпичной кладки здания, утепления наружных трубопроводов системы отопления здания, замена чугунных радиаторов, вентиляции, оборудования лаборатории, холодильного оборудования, установки системы пожарной сигнализации в патологоанатомическом отделении, косметический ремонт всех помещений здания, подключение здания к системе горячего водоснабжения.

Учитывая интенсивную деятельность отделения, полагает, что ненадлежащее санитарно-техническое состояние оказывает негативное влияние на качество выполняемых работ, а также существенным образом нарушает права работников на надлежащие условия труда, и несоблюдение ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, поскольку помещения больницы относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье человека.

С учетом уточнения исковых требований прокурор просит относительно здания патологоанатомического отделения и судебно-медицинской экспертизы по адресу: <адрес>: обязать Департамент здравоохранения Ивановской области обеспечить финансирование ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ»: в срок до ДД.ММ.ГГГГ для разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт; в срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения капитального ремонта; в течение одного года после обеспечения финансирования для проведения капитального ремонта, обязать ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» выполнить капитальный ремонт в соответствии с проектно-сметной документацией.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Ивановской области, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, возражений по существу иска и своего представителя не направил.

Представитель ответчика ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» Рудакова В.В., будучи надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в котором указала, что с уточненными исковыми требованиями согласны, не возражают против их удовлетворения.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Департамент управления имуществом Ивановской области, ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее Гражданского процессуального кодекса РФ), с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Смирнова Е.А. заявленные в окончательной редакции исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Заслушав объяснения старшего помощника Кинешемского городского прокурора Смирновой Е.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 08.03.2015) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ в числе основных принципов охраны здоровья названы: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999 года) закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее СП 2.1.3678-20).

Названные санитарные правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению, в том числе медицинских услуг, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.

Правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, представляющими услуги населению на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно ст. 36, п. 1 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме эксплуатационного контроля.

Как установлено судом и следует из материалов дела по адресу: <адрес> расположено здание, 1972 года постройки, где осуществляют деятельность Кинешемское межрайонное отделение ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и патологоанатомическое отделение ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ». Здание имеет кадастровый , находится в собственности Ивановской области, полномочия собственника осуществляет Департамент управления имуществом Ивановской области. Здание передано на праве оперативного управления ДД.ММ.ГГГГ ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», часть которого, пристройка, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ последним передано ОБУЗ «БСМЭ Ивановской области» для осуществления деятельности ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы».

В указанном здании ремонт не проводился с 2013 года. В ходе прокурорской проверки в здании выявлено: на стенах следы протечек, плесени, повреждения электропроводки, осветительных приборов, полового покрытия, разрушение крыльца здания, в связи с чем требуется замена либо ремонт кровельного покрытия, систем канализации, освещения, отмостки здания, наружных крылец, оконных блоков, фасада здания, восстановления кирпичной кладки здания, утепления наружных трубопроводов системы отопления здания, замена чугунных радиаторов, вентиляции, оборудования лаборатории, холодильного оборудования, установки системы пожарной сигнализации в патологоанатомическом отделении, косметический ремонт всех помещений здания, подключение здания к системе горячего водоснабжения.

Проанализировав приведенные доказательства, суд соглашается с позиций истца в том, что выявленные недостатки инспектируемого здания, указывают на необходимость его капитального ремонта.

При таких обстоятельствах, на основании ст.296 ГК РФ, заявленные прокурором требования о проведение капитального ремонта спорного здания являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Необходимость проведения ремонта в указанном здании является очевидным фактом и сторонами по делу не оспаривалась.

Разрешая вопрос о финансировании данных работ, и возложении соответствующих обязанностей суд отмечает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании постановления Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N 348-рп «О передаче в собственность из городского округа Кинешма в собственность Ивановской области муниципальных учреждений здравоохранения» создано вышеуказанное учреждение здравоохранения - ОБУЗ « Кинешемская ЦРБ».

Согласно п. 1.3 Устава функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Ивановской области осуществляет Департамент здравоохранения Ивановской области.

Учреждение является некоммерческой организацией - некоммерческой организацией в организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения ( п. 1. 6 Устава).

При этом Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Ивановской областью или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных Ивановской областью, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление Учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином «финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания» (статья 9.2 Закона).

В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно пункту 6 статьи 9.2 названного Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Таким образом, важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать все основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.

Соответственно, объем ответственности Департамента здравоохранения Ивановской области за выявленные в ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.

Полномочия Департамента здравоохранения как главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него задач и полномочий, закреплены в подпункте 2.30 пункта 2 Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 28 декабря 2012 года N 578-П.

Согласно п. 3.2. Устава имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, на основании распоряжения Департамента.

Источниками формирования имущества и денежных средств Учреждения являются: имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления Департаментом; субсидии, предоставленные из бюджета Ивановской области на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидии на иные цели; доходы, полученные от осуществления видов, приносящих доходы деятельности, указанной в Уставе и приобретенное за счет этих доходов имущество; средства, полученные в качестве возмещения ущерба от страховых компаний, вследствие наступления страхового случая; добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц; другие не запрещенные законом поступления (п. 3.16 Устава).

При этом финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением Учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества ( п. 3.13 Устава).

В свою очередь, сведений о том, что ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» через Департамент здравоохранения Ивановской области как учредителя и главного распорядителя выделялись достаточные денежные средства для финансирования расходов на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в рамках необходимого государственного задания, в материалах гражданского дела не имеется.

Кроме того, обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства у Ивановской области в лице Департамента здравоохранения Ивановской области как учредителя бюджетного учреждения существовала с момента передачи учреждения здравоохранения в собственность Ивановской области, то есть с 2013 года. Между тем, до настоящего времени выявленные в спорном здании недостатки не устранены, чем нарушаются права работников учреждений на охрану здоровья и неопределенного круга лиц, а также требования Закона N 52-ФЗ.

Таким образом, являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения в полном объеме всех выявленных нарушений санитарного законодательства, Департамент здравоохранения надлежаще не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи, с чем суд полагает правомерным возложить на указанный государственный орган ответственность по финансированию выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департамент здравоохранения Ивановской области как главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе такими полномочиями, как внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

Суд, с учетом обстоятельств дела, мнений сторон, принимая во внимание, что на ремонт спорного здания будут использоваться бюджетные средства, предполагающие особый механизм их выделения и согласования, с учетом сроков формирования бюджета <адрес> на последующий год, полагает заявленные прокурором сроки исполнения разумными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области (), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту здравоохранения Ивановской области (), Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» () о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

В отношении здания патологоанатомического корпуса с пристройкой отделения судебно-медицинской экспертизы по адресу: <адрес>, кадастровый :

- обязать Департамент здравоохранения Ивановской области обеспечить финансирование ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ»: в срок до ДД.ММ.ГГГГ для разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт; в срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения капитального ремонта;

- в течение одного года после обеспечения финансирования для проведения капитального ремонта, обязать ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» выполнить капитальный ремонт в соответствии с проектно-сметной документацией.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.К. Долинкина

Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2024 года.

Дело № 2-1072/2024

УИД 37RS0007-01-2024-001720-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кинешма Ивановской области 31 июля 2024 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Долинкиной Е.К.,

при секретаре Ивановой Л.И.,

с участием заместителя Кинешемского городского прокурора Киселевой О.А., старшего помощника Кинешемского городского прокурора Скворцовой А.В., помощника Кинешемского городского прокурора Смирновой Е.А.,

представителя ответчика ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» Рудаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту здравоохранения Ивановской области, Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» о возложении обязанности совершать определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Кинешемский городской прокурор Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском с учетом уточнения исковых требований, к Департаменту здравоохранения Ивановской области, Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» (далее - ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ») о возложении обязанности совершать определенные действия, обосновав его следующим.

Прокуратурой города на основании поручения прокуратуры Ивановской области проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что в здании по адресу: <адрес>, где осуществляет деятельность Кинешемское межрайонное отделение ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и патологоанатомическое отделение ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», текущий и капитальный ремонт здания не осуществлялся с ДД.ММ.ГГГГ года. В здании выявлено: на стенах следы протечек, плесени, повреждения электропроводки, осветительных приборов, полового покрытия, разрушение крыльца здания, в связи с чем требуется замена либо ремонт кровельного покрытия, систем канализации, освещения, отмостки здания, наружных крылец, оконных блоков, фасада здания, восстановления кирпичной кладки здания, утепления наружных трубопроводов системы отопления здания, замена чугунных радиаторов, вентиляции, оборудования лаборатории, холодильного оборудования, установки системы пожарной сигнализации в патологоанатомическом отделении, косметический ремонт всех помещений здания, подключение здания к системе горячего водоснабжения.

Учитывая интенсивную деятельность отделения, полагает, что ненадлежащее санитарно-техническое состояние оказывает негативное влияние на качество выполняемых работ, а также существенным образом нарушает права работников на надлежащие условия труда, и несоблюдение ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, поскольку помещения больницы относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье человека.

С учетом уточнения исковых требований прокурор просит относительно здания патологоанатомического отделения и судебно-медицинской экспертизы по адресу: <адрес>: обязать Департамент здравоохранения Ивановской области обеспечить финансирование ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ»: в срок до ДД.ММ.ГГГГ для разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт; в срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения капитального ремонта; в течение одного года после обеспечения финансирования для проведения капитального ремонта, обязать ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» выполнить капитальный ремонт в соответствии с проектно-сметной документацией.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Ивановской области, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, возражений по существу иска и своего представителя не направил.

Представитель ответчика ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» Рудакова В.В., будучи надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в котором указала, что с уточненными исковыми требованиями согласны, не возражают против их удовлетворения.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Департамент управления имуществом Ивановской области, ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее Гражданского процессуального кодекса РФ), с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Смирнова Е.А. заявленные в окончательной редакции исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Заслушав объяснения старшего помощника Кинешемского городского прокурора Смирновой Е.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 08.03.2015) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ в числе основных принципов охраны здоровья названы: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999 года) закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее СП 2.1.3678-20).

Названные санитарные правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению, в том числе медицинских услуг, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.

Правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, представляющими услуги населению на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно ст. 36, п. 1 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме эксплуатационного контроля.

Как установлено судом и следует из материалов дела по адресу: <адрес> расположено здание, 1972 года постройки, где осуществляют деятельность Кинешемское межрайонное отделение ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и патологоанатомическое отделение ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ». Здание имеет кадастровый , находится в собственности Ивановской области, полномочия собственника осуществляет Департамент управления имуществом Ивановской области. Здание передано на праве оперативного управления ДД.ММ.ГГГГ ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», часть которого, пристройка, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ последним передано ОБУЗ «БСМЭ Ивановской области» для осуществления деятельности ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы».

В указанном здании ремонт не проводился с 2013 года. В ходе прокурорской проверки в здании выявлено: на стенах следы протечек, плесени, повреждения электропроводки, осветительных приборов, полового покрытия, разрушение крыльца здания, в связи с чем требуется замена либо ремонт кровельного покрытия, систем канализации, освещения, отмостки здания, наружных крылец, оконных блоков, фасада здания, восстановления кирпичной кладки здания, утепления наружных трубопроводов системы отопления здания, замена чугунных радиаторов, вентиляции, оборудования лаборатории, холодильного оборудования, установки системы пожарной сигнализации в патологоанатомическом отделении, косметический ремонт всех помещений здания, подключение здания к системе горячего водоснабжения.

Проанализировав приведенные доказательства, суд соглашается с позиций истца в том, что выявленные недостатки инспектируемого здания, указывают на необходимость его капитального ремонта.

При таких обстоятельствах, на основании ст.296 ГК РФ, заявленные прокурором требования о проведение капитального ремонта спорного здания являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Необходимость проведения ремонта в указанном здании является очевидным фактом и сторонами по делу не оспаривалась.

Разрешая вопрос о финансировании данных работ, и возложении соответствующих обязанностей суд отмечает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании постановления Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N 348-рп «О передаче в собственность из городского округа Кинешма в собственность Ивановской области муниципальных учреждений здравоохранения» создано вышеуказанное учреждение здравоохранения - ОБУЗ « Кинешемская ЦРБ».

Согласно п. 1.3 Устава функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Ивановской области осуществляет Департамент здравоохранения Ивановской области.

Учреждение является некоммерческой организацией - некоммерческой организацией в организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения ( п. 1. 6 Устава).

При этом Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Ивановской областью или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных Ивановской областью, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление Учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином «финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания» (статья 9.2 Закона).

В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно пункту 6 статьи 9.2 названного Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Таким образом, важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать все основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.

Соответственно, объем ответственности Департамента здравоохранения Ивановской области за выявленные в ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.

Полномочия Департамента здравоохранения как главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него задач и полномочий, закреплены в подпункте 2.30 пункта 2 Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 28 декабря 2012 года N 578-П.

Согласно п. 3.2. Устава имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, на основании распоряжения Департамента.

Источниками формирования имущества и денежных средств Учреждения являются: имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления Департаментом; субсидии, предоставленные из бюджета Ивановской области на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидии на иные цели; доходы, полученные от осуществления видов, приносящих доходы деятельности, указанной в Уставе и приобретенное за счет этих доходов имущество; средства, полученные в качестве возмещения ущерба от страховых компаний, вследствие наступления страхового случая; добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц; другие не запрещенные законом поступления (п. 3.16 Устава).

При этом финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением Учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества ( п. 3.13 Устава).

В свою очередь, сведений о том, что ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» через Департамент здравоохранения Ивановской области как учредителя и главного распорядителя выделялись достаточные денежные средства для финансирования расходов на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в рамках необходимого государственного задания, в материалах гражданского дела не имеется.

Кроме того, обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства у Ивановской области в лице Департамента здравоохранения Ивановской области как учредителя бюджетного учреждения существовала с момента передачи учреждения здравоохранения в собственность Ивановской области, то есть с 2013 года. Между тем, до настоящего времени выявленные в спорном здании недостатки не устранены, чем нарушаются права работников учреждений на охрану здоровья и неопределенного круга лиц, а также требования Закона N 52-ФЗ.

Таким образом, являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения в полном объеме всех выявленных нарушений санитарного законодательства, Департамент здравоохранения надлежаще не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи, с чем суд полагает правомерным возложить на указанный государственный орган ответственность по финансированию выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департамент здравоохранения Ивановской области как главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе такими полномочиями, как внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

Суд, с учетом обстоятельств дела, мнений сторон, принимая во внимание, что на ремонт спорного здания будут использоваться бюджетные средства, предполагающие особый механизм их выделения и согласования, с учетом сроков формирования бюджета <адрес> на последующий год, полагает заявленные прокурором сроки исполнения разумными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области (), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту здравоохранения Ивановской области (), Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» () о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

В отношении здания патологоанатомического корпуса с пристройкой отделения судебно-медицинской экспертизы по адресу: <адрес>, кадастровый :

- обязать Департамент здравоохранения Ивановской области обеспечить финансирование ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ»: в срок до ДД.ММ.ГГГГ для разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт; в срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения капитального ремонта;

- в течение одного года после обеспечения финансирования для проведения капитального ремонта, обязать ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» выполнить капитальный ремонт в соответствии с проектно-сметной документацией.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.К. Долинкина

Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2024 года.

2-1072/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кинешемский городской прокурор
Ответчики
ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ"
Департамент здравоохранения Ивановской области
Другие
Департамент управления имуществом Ивановской области
ОБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы"
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Долинкина Елена Константиновна
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024Дело оформлено
11.09.2024Дело передано в архив
31.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее