Решение по делу № 2-797/2018 от 18.06.2018

Дело № 2-797/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области

в составе судьи Тихоновой Л.Г.,

при секретаре Дьяконовой Ю.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

                                                                                                           17 августа 2018 года

гражданское дело по иску Батраевой Оксаны Александровны к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец Батраева О.А. обратилась в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка» и заключении с ней договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка», мотивировав тем, что она проживает в доме по <адрес> с 1998 года, зарегистрирована в данном доме с ноября 2014 года. Данный дом пришел в аварийное состояние, так как находится на территории между горными отводами ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка». Согласно заключению СФ ОА ВНИМИ спорный дом включен в Комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого и аварийного жилья. При обращении в администрацию города Прокопьевска ей было дан ответ, что у администрации города нет оснований для переселения, поскольку на 24.06.2013 год она не состояла на регистрационном учете по указанному адресу, поэтому в список на переселение никто не был включен.

Истец Батраева О.А., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, подтвердила свои пояснения, данные в судебном заседании 14.08.2018 года согласно которым, с 1998 года она вместе со своим сыном проживала в доме по <адрес>. Собственником данного дома является ее двоюродный брат - Вагнер С.В. В 2014 году брат прописал ее в доме, а сына нет. Дом подлежит сносу, рядом ведутся открытые горные работы, инфраструктуры нет.

    Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Щур С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, подтвердила пояснения, данные в судебном заседании 14.08.2018 года, согласно которым, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 социальная выплата предоставляется гражданину, проживающему в ветхом жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности либо на условиях социального найма. Социальная выплата предоставляется при наличии совокупности трех условий: признание жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, наличие права на данное жилое помещение на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия, нуждаемость граждан в переселении, т.е. не обеспеченных иных жильем. В соответствии с заключением ВНИМИ, дом по <адрес> расположен на территории между горными отводами ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка», подвергся влиянию горных работ, подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности. В списке граждан, подлежащих переселению, по адресу: <адрес> никто не значится, так как зарегистрированных граждан по данному адресу не было. Истец не включена в данный список. Согласно п. 8 Правил социальная выплата предоставляется на основании списков, составленных на день принятия решения о ликвидации угольного предприятия. Перечень оснований для уточнения списка является исчерпывающими, это рождение детей; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Истец Батраева не является собственником или членом семьи собственника спорного жилого помещения, в связи с чем оснований для удовлетворения требований нет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Вагнер С.В. в судебное заседание не явился. Его представитель Щульц В.О., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснил, что жилое помещение по <адрес> приобрел Вагнер С.В. На момент приобретения данного дома, истец уже была зарегистрирована в данном доме. Вагнер подпишет акт о безвозмездной передаче дома администрации <адрес> в случае удовлетворения исковых требований истца.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, представил возражения в письменном виде.

Выслушав истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

В части 3 ст. 17 Конституции РФ указано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.

Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.06.2005 № 428.

    Так, названным Федеральным законом предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).

    В частности, п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

    Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

    В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

    Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

    рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

    государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

    снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

    Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (п. 8 в ред. от 28.09.2016).

    Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. 02.04.2015).

    Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

    Поскольку Конституционные цели социальной политики РФ, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.

    Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём.

При этом суд учитывает, что социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

В судебном заседании было установлено, что истец зарегистрирована в жилом помещении по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Собственником данного жилого дома является Вагнер С.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из информации, представленной ответчиком, на основании экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 324 жилых домов, расположенных на территории между горными от водами ООО «Шахта Красногорская и ООО «Шахта Зиминка» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», индивидуальный жилой дом по <адрес> в <адрес> включен в Комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска и Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий.

Таким образом, дом находится на территории между горными отводами ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка», подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка».

В списке на переселение по адресу: <адрес> нет зарегистрированных граждан.

Ответчик осуществляет снос домов и предоставляет гражданам, проживающим в сносимом жилье, социальную выплату. Социальная выплата предоставляется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).

Из содержания вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», согласно статье 5 которого перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации, следует, что названная социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и предусмотрена для обеспечения и защиты интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Право на получение названной выплаты возникает при наличии одновременно следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права собственности на данное жилое помещение либо проживание в жилом помещении на основании договора социального найма на день принятия решения о ликвидации предприятий угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.

Судом установлено, что истец Батраева О.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по <адрес>, но его собственником не является. Истец Батраева О.А. также не являлась и не является и членом семьи собственника спорного жилого помещения, что свидетельствует о том, что спорное жилое помещение было ей предоставлено собственником лишь для проживания.

Кроме того, как указывает представитель ответчика, администрация города Прокопьевска не имеет правовых оснований для уточнения списка жителей, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова», в связи с внесением изменений в постановление Правительства РФ    № 428 от 13.07.2005 (л.д. 18).

Право органа местного самоуправления ежегодного уточнения списков граждан, подлежащих переселению, предусмотренное п. 8 постановления Правительства РФ № 428, может быть реализовано исключительно для уточнения состава семей (граждан), ранее включенных в указанные списки (прирост, сокращение состава семьи, снятие с регистрационного учета).

Поскольку первоначально список граждан, подлежащих переселению из дома по <адрес>, не был сформирован, следовательно, включить истца в список граждан, подлежащих переселению с территории между горными отводами ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка», у администрации <адрес> нет правовых оснований.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований и суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Батраевой Оксане Александровне к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья              (подпись)                                                                            Л.Г. Тихонова

Мотивированное решение изготовлено 22.08.2018 года.

Судья              (подпись)                                                                             Л.Г. Тихонова

2-797/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Батраева Оксана Александровна
Батраева О. А.
Ответчики
Администрация г.Прокопьевска
Другие
Шульц Вадим Олегович
Вагнер С. В.
Министерство энергетики РФ
Кемеровский ЦНТИ-филиал ФГБУ РЭА "Минэнерго"
Вагнер Сергей Витальевич
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Судья
Тихонова Л.Г.
Дело на странице суда
centr.kmr.sudrf.ru
18.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2018Передача материалов судье
21.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Подготовка дела (собеседование)
31.07.2018Подготовка дела (собеседование)
31.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2018Судебное заседание
17.08.2018Судебное заседание
22.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
17.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее