24RS0056-01-2022-002168-17
№ 2-4369/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 20 июля 2022 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Балюта И.Г.,
при секретаре Белькович Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (к несовершеннолетним ответчикам в лице их законных представителей) об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении и по встречным требованиям прокурора Центрального района города Красноярска в интересах ФИО3, ФИО1 к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об определении вида возмещения в виде предоставления иного жилого помещения.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (к несовершеннолетним ответчикам в лице их законных представителей) об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, мотивируя свои требования следующим.
ФИО3, ФИО1 являются собственниками <адрес>, общей площадью 49,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации г. Красноярска №-гх от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того, дом внесен в перечень зданий, строений и сооружений, подлежащих сносу, реконструкции границах застроенной территории, расположенной на пересечении <адрес> (жилые дома по <адрес>,10,12) в <адрес>, согласно распоряжению администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-арх.
На основании распоряжения администрации г. Красноярска №-арх от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок, на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.
Ответчикам, как собственникам жилого помещения, находящегося в аварийном состоянии и подлежащего сносу дома, ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок (до ДД.ММ.ГГГГ). Истцом был определен размер возмещения за изымаемое жилое помещение, установленный на основании отчета № ОЦ-ав-102 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке размера возмещения за изымаемое жилое помещение, который составил 3 073 000 руб. и включил в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причиненных собственникам изымаемого жилого помещения.
ФИО3 и ФИО1 было предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения в размере 3 073 000 руб. В связи с несогласием размера возмещения ответчик отказался от подписания соглашения.
Просит изъять для муниципальных нужд у ФИО3 и ФИО1, а также иных ответчиков, зарегистрированных в спорной квартире, <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>, определив размер возмещения в сумме 3 073 000 руб., после выплаты истцом возмещения выселить ответчиков, прекратить право собственности ФИО3 и ФИО1 на изымаемое помещение, признать за истцом право собственности на изымаемое жилое помещение после выплаты ответчику возмещения.
Прокурор Центрального района г. Красноярска, действуя в интересах ФИО3 и ФИО1, обратился в суд со встречным иском к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об определении вида возмещения в виде предоставления жилого помещения, мотивируя требования тем, что в прокуратуру поступило обращение ФИО3 и ФИО1 о нарушении жилищных прав в части непредоставления жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном в установленном законом порядке аварийным.
Граждане, проживающие в аварийных многоквартирных жилых домах, при переселении вправе получить вместо возмещения за изымаемое жилье равнозначное жилое помещение без уплаты разницы в стоимости. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
На этом основании прокурор просит обязать муниципальное образование <адрес> в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить ФИО3 и ФИО1 в собственность взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, другое жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям города Красноярска, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В судебном заседании представитель истца по первоначальным требованиям - Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представляющая также интересы третьего лица МКУ г. Красноярска «УКС» на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, К.Ю, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше. Встречные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на встречное исковое заявление, из которых следует, что основной формой возмещения при изъятии жилых помещений у собственников является выплата денежных средств. Кроме того, дом внесен в перечень зданий, строений и сооружений, подлежащих сносу, реконструкции в границах застроенной территории, расположенной на пересечении по <адрес> – <адрес> (жилые <адрес>,10,12) в <адрес>, согласно распоряжению администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-арх. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города с ООО СЗ ФСК «Готика» заключен договор № о развитии застроенной территории. Учитывая, что действующими условиями договора о развитии застроенной территории № от ДД.ММ.ГГГГ для собственников в качестве возмещения предусмотрена только выплата денежных средств, у муниципального образования город Красноярск отсутствуют основания для предоставления жилого помещения. Просила в удовлетворении встречных требований отказать. Дополнительно суду пояснила, что согласно выписке из ЕГРН у жилого помещения, подлежащему изъятию указан адрес как <адрес>, что идентично <адрес>.
Ответчики по первоначальным требованиям ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и заблаговременно.
Ответчик по первоначальным требованиям ФИО3 в судебном заседании относительно удовлетворения первоначальных исковых требований в части изъятия жилого помещения не возражал, просил определить вид возмещения за изымаемое жилое помещение в виде предоставления иного жилого помещения.
Представитель третьего лица ООО «СЗ «Готика -Компас» Т,А в ходе судебного разбирательства встречные исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на встречное исковое заявление. Согласно отзыву между ООО «СЗ «Готика-Компас» и Администрацией г. Красноярска в лице руководителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о развитии застроенной территории. Согласно п. 1.1 договора инвестор обязуется в установленный срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства по развитию застроенной территории, а администрация обязуется создать условия для осуществления такой деятельности. Согласно условиям договора инвестор обязуется уплатить администрации возмещение за изымаемые на основании решения администрации у собственников жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по <адрес>, указанные в приложении 3 к Договору, земельный участок на котором он расположен на основании договоров (соглашений), заключаемых с указанными собственниками, а также судебных актов. Таким образом, изъятие объектов недвижимости осуществляется не в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх «О развитии застроенной территории, расположенной на пересечении <адрес> (жилые дома: <адрес>,10,12)». Условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ о развитии застроенной территории не предусмотрена обязанность инвестора за свой счет предоставлять жилые помещения взамен изымаемых для муниципальных нужд. Просила первоначальные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен, ранее, представил письменные пояснения, содержащие разъяснения относительно порядка государственной регистрации перехода права собственности на изымаемые объекты. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего первоначальные требования подлежащими частичному удовлетворению, настаивающем на удовлетворении встречного иска, исследовав материалы гражданского дела, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 1 ЖК РФ одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе путем отчуждения недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд).
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).
Как установлено ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В ходе судебного заседания установлено, что ответчики ФИО3 и ФИО11 являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 49,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами (л.д. 23-29).
На регистрационном учете по месту жительства в <адрес>, расположенной по адресу: 1-я Полярная, <адрес> состоят и проживают ответчики ФИО3, ФИО11, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6
В соответствии с распоряжением администрации <адрес> о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу N 55-гх от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> номер признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7-9).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО11, ФИО3 были направлены требования об осуществлении совместно с собственниками других жилых помещений сносе жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17,18).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на распоряжение N 50-арх от ДД.ММ.ГГГГ "О развитии застроенной территории, расположенной на пересечении <адрес> (жилые дома: ул. улица,8,10,12) (л.д. 9), а также на договор N 1-18 от ДД.ММ.ГГГГ о развитии застроенной территории, заключенный между администрацией г. Красноярска в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска и ООО "СЗ "Готика Компас", по условиям которого в обязанности ООО "СЗ "Готика Компас" входит предоставление иного жилья взамен изымаемого только жильцам по договорам социального и служебного найма (п. п. 3.4.2, 3.4.3), собственникам изымаемого жилья предусмотрена только денежная компенсация.
В связи с фактическим отказом собственников от сноса вышеуказанного дома распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N 137-арх "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" определено изъять земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300116:14, а также жилые помещения, расположенные в жилом <адрес> (почтовый адрес) в <адрес>, находящиеся на указанном земельном участке. Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска поручено в течение десяти дней со дня принятия настоящего распоряжения направить данный документ правообладателям изымаемой недвижимости и в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, подготовить проект соглашения об изъятии недвижимости, осуществить переговоры с правообладателями изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, МКУ г. Красноярска "УКС" -обеспечить проведение рыночной оценки изымаемого земельного участка и жилых помещений (л.д. 10, 11-12).
10.12.2020 года указанное распоряжение администрации г. Красноярска от 03.12.2020 года N 137-арх было направлено в адрес ответчиков (л.д. 19,20).
05.07.2021 года соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения были направлены в адрес ответчиков, однако не были ими подписаны.
В обоснование выкупной цены истцом по первоначальному иску представлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО "Сюрвей-сервис", согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> составляет 2 812 000 руб.; стоимость убытков, понесенных собственниками при изъятии недвижимого имущества, равна 261 000 руб.
При рассмотрении дела истец Департамент градостроительства администрации г. Красноярска в возражениях на встречное исковое заявление ссылался на то, что действующими условиями договора о развитии застроенной территории N 1-18 от ДД.ММ.ГГГГ для собственников в качестве возмещения предусмотрена только выплата денежных средств и у муниципального образования город Красноярск отсутствуют основания для предоставления жилого помещения, третье лицо ООО "СЗ "Готика Компас" в письменном отзыве на встречное исковое заявление указывает на то, что изъятие объектов недвижимости осуществляется не в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а на основании распоряжения администрации <адрес> N 50-арх от ДД.ММ.ГГГГ "О развитии застроенной территории, расположенной на пересечении <адрес> (жилые дома: <адрес>,10,12).
Вместе с тем, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Согласно положениям ч. 8 ст. 32 ЖК РФ другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливаются правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 указанного закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
При решении вопроса о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 года, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 29.03.2019 года N 144-п.
Согласно разделу 5 региональной программы собственниками жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщика жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 01.07.2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Приложением N 1 к региональной программе утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 года, в который включен жилой дом номер по <адрес> в <адрес>.
В указанном приложении N 1 имеются следующие данные по жилому дому № по <адрес> в <адрес>: N п/п -483; наименование муниципального образования- Красноярск; год ввода дома в эксплуатацию- 1955; дата признания многоквартирного дома аварийным- 22.06.2015; планируемая дата окончания переселения-01.09.2025 года.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные доводы истца Департамента градостроительства администрации <адрес> и третьего лица ООО "СЗ "Готика Компас" судом не принимаются во внимание, поскольку обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а жилой дом номер по ул. улица в г. Красноярске внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 года, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 29.03.2019 года N 144-п, имеющейся в отрытом доступе.
Таким образом, оценивая представленные сторонами доказательства, анализируя положения ст. 32 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что жилой дом по адресу: <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, порядок изъятия спорного жилого помещения соблюден, собственники изымаемого жилого имеют право выбора обеспечения их жилищных прав и, предъявив встречное исковое заявление о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, определились с выбором, следовательно, имеются правовые основания для возложения на Муниципальное образование город Красноярск обязанности предоставить ФИО3, ФИО11 другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об изъятии для муниципальных нужд в собственность муниципального образования <адрес> у ФИО3, ФИО11 принадлежащего им на праве общей долевой собственности (у каждого по 1/2 доли) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49,9 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0000000:185948 и обязании муниципального образования <адрес> в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить ФИО3, ФИО11 на территории муниципального образования г. Красноярск благоустроенное жилое помещение на праве общей долевой собственности (каждому по 1/2 доли), отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления не менее - 49,9 кв. м.
Также, после предоставления ФИО3, ФИО11 на праве общей долевой собственности иного жилого помещения прекратить право общей долевой собственности ФИО3, ФИО11 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 49,9 кв. м, с кадастровым номером № и признать за муниципальным образованием г. Красноярск право собственности на указанное жилое помещение. При этом ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 подлежат выселению.
Кроме того, в силу ст. 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 года N 5242-1, п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в том числе в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с вышеуказанными нормами закона ответчики подлежат снятию с регистрационного учета при наличии решения суда о признании их утратившими право пользования жилым помещением. Решение суда о выселении является для уполномоченного органа основанием для снятия такого лица с регистрационного учета.
Следовательно, решение суда является основанием для снятия ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 с регистрационного учета по адресу: <адрес> после предоставления ФИО3, ФИО11 на праве собственности иного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска удовлетворить частично, встречные исковые требования прокурора Центрального района города Красноярска в интересах ФИО3, ФИО1 удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО3, ФИО1 жилое помещение – <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, определив вид возмещения – предоставление иного жилого помещения взамен изымаемого.
Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска предоставить ФИО3, ФИО1 в собственность взамен изымаемого жилого помещения равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью, не менее 49,9 кв.м., расположенное в пределах населенного пункта – город Красноярск, отвечающее санитарно-техническим нормам и требованиям без уплаты разницы между стоимостями жилых помещений.
После предоставления ФИО3, ФИО1 в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, прекратить право собственности ФИО3, ФИО1 на жилое помещение – <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, признать за муниципальным образованием – город Красноярск право собственности на жилое помещение - <адрес>, общей площадью 49,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанное жилое помещение, выселить ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 из жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что является основанием для снятия их с регистрационного учета по данному адресу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 12.08.2022 г.