Дело № 2-7671/2021
УИД 24RS0041-01-2021-006583-64
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Киселевой Е.Ю.,
при секретаре Горнакове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Элитовского сельсовета к ООО «Красноярская рециклинговая компания» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Элитовского сельсовета обратилась в суд с иском к ООО «Красноярская рециклинговая компания», мотивировав требования тем, что ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края. 10.08.2018 года между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ответчиком заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края. Указывая, что ответчик обязательства соглашения, просят признать незаконным бездействие ответчика в части неорганизации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования Элитовский сельсовет в населенных пунктах п. Элита, с. Арейское, д. Бугачево, д. Минино с оказанием услуги населению по осуществлению мешкового сбора твердых коммунальных отходов; обязать ответчика организовать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования Элитовский сельсовет в населенных пунктах п. Элита, с. Арейское, д. Бугачево, д. Минино с оказанием услуги населению по осуществлению мешкового сбора твердых коммунальных отходов.
В судебное заседание представитель истца администрации Элитовского сельсовета, представитель ответчика ООО «Красноярская рециклинговая компания», представитель третьего лица администрации Емельяновского района Красноярского края не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены, заказной корреспонденцией, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли. От представителя ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, указал, что сбор мусора с обочин не предусмотрен законодательно.
С согласия представителя истца, настаивающей на рассмотрении дела в порядке заочного производства, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеем право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 1 ст. 51 Закона об охране окружающей среды установлено, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Частью 2 пункта 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
С 1 января 2019 года вступили в силу новые Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о технических характеристиках, собственниках площадок и расположении мест для сбора мусора. Накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Если собственником земельного участка является орган местного самоуправления (далее - ОМС), то он самостоятельно создаёт на этом месте контейнерную площадку.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 9 Правил № 641 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (п. 10 Правил № 641).
С 1 марта 2021 года на территории Российской Федерации введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которыми установлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий поселений, водоснабжению, жилым помещениям, обращению с отходами.
Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Бестарный способ накопления ТКО применяется при невозможности обустройства контейнерной площадки или на период строительства, реконструкции или ремонта контейнерной площадки при наличии соответствующего решения органа местного самоуправления.
При применении бестарного способа накопления ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО либо в местах накопления ТКО, определённых договором на оказание услуг по обращению с ТКО, либо непосредственно от потребителей. При этом места накопления ТКО определяются региональным оператором по согласованию с органом местного самоуправления либо по предложению такого органа, с учётом мнения потребителей.
Частота (периодичность) транспортирования ТКО при применении бестарного способа накопления ТКО определяется условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО и договора об оказании услуг по обращению с ТКО. График транспортирования ТКО от потребителей определяется по согласованию с органом местного самоуправления, с учётом мнения потребителей.
С 1 января 2019 года обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края обеспечивается региональными операторами. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» является региональным оператором, ответственным за вывоз мусора на левом берегу в г. Красноярске, на правом берегу ООО «РостТех».
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз из мест накопления.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключенному договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.08.2018 года между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ответчиком заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края, что не оспаривается ответчиком.
Как указывает истец, в соответствии с п. 1.3 указанного соглашения а Красноярскую левобережную технологическую зону Красноярского края входит также территория Емельяновского района.
Согласно представленной в материалы дела генеральной схеме очистки территории населенных пунктов Емельяновского района Красноярского края предусмотрены три типа сбора ТБО: сбор «С обочины» в мешки, контейнерный сбор, комбинированный сбор. Согласно прилагаемой таблицы по определению типа сбора ТБО по населенным пунктам Емельяновского района в населенных пунктах Арейское, Минино, Элита предусмотрен комбинированный тип сбора ТБО, сочетающий в себе контейнерный и мешковой сбор ТБО. В д. Бугачево предусмотрен мешковой сбор ТБО.
Учитывая изложенное, поскольку ответчик не опроверг факт невывоза ТБО в п. Арейское, д. Бугачево, д. Минино, п. Элита, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части обязания ответчика организовать деятельность по обращению с ТКО на территории вышеуказанных населенных пунктов с оказанием услуги населению по осуществлению мешкового сбора ТКО.
Кроме того, согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При этом статьей 12. ГК РФ не предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как признание незаконными действий юридического лица по исполнению гражданско-правового обязательства (постановление 16 ААС от 06.05.2019, постановление АС Северо-Кавказского округа от 14.10.2019 по делу № А20-3758/2018).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия ответчика.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая изложенное, государственная пошлина в размере 6000 рублей за подачу искового заявления неимущественного характера, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Элитовского сельсовета к ООО «Красноярская рециклинговая компания» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Обязать ООО «Красноярская рециклинговая компания» организовать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования Элитовский сельсовет в населенных пунктах п. Элита, с. Арейское, д. Бугачево, д. Минино с оказанием услуги населению по осуществлению мешкового сбора твердых коммунальных отходов.
В удовлетворении остальной части требований администрации Элитовского сельсовета отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.Ю. Киселева
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2021 года.