Решение по делу № 33-656/2018 от 20.09.2018

Cудья Иванов М.А.                                                                Дело № 2-2004/2018

                                                                                                           № 33-656/2018

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 октября 2018 года              город Магадан

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего       Выглева А.В.,

судей           Баюры Л.Н., Филенко М.А.,

с участием прокурора                            Зариповой Е.В.,

при секретаре         Алексеенко Н.Н.     

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску мэрии г. Магадана к Елизаровой Л.В. , Елизарову В.В. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения

по апелляционному представлению прокурора г. Магадана, апелляционной жалобе истца мэрии г. Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 1 августа 2018 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., объяснения представителя ответчиков и их представителя                           Данилушкина М.В., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Зариповой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления и полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

мэрия г. Магадана обратилась в суд с иском к Елизаровой Л.В., Елизарову В.В. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование требований указала, что решением исполнительного комитета Магаданского городского совета народных депутатов от                         17 февраля 1989 года № 394 квартира <адрес> признана служебной для предприятия жилищно-коммунального хозяйства и в дальнейшем предоставлена работнику ЖЭУ-2 УЖХ Елизаровой Л.В. и членам ее семьи на время работы последней в системе жилищно-коммунального хозяйства.

Трудовые отношения Елизаровой Л.В. в системе жилищно-коммунального хозяйства прекращены в 2002 году, однако жилое помещение она и член ее семьи Елизаров В.В. не освободили.

Учитывая, что ответчики на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоят, добровольно освободить жилое помещение на основании направленного им письменного уведомления отказываются, истец, ссылаясь на статьи 93, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 13 Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» просил выселить Елизаровых из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

По результатам рассмотрения дела Магаданским городским судом Магаданской области 1 августа 2018 года постановлено решение, которым в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном представлении прокурор г. Магадана ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового - об удовлетворении исковых требований мэрии г. Магадана.

Полагает, что судом неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу, не выяснено наличие совокупности предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» условий, при которых Елизарова Л.В. и член ее семьи                    Елизаров В.В. не могут быть выселены из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения с удовлетворением исковых требований, полагая, что судом допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, выразившиеся в неправильном применении судом первой инстанции положений статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В письменных возражениях на апелляционное представление и апелляционную жалобу ответчики полагают решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы истца.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и возражений на них, выслушав объяснения ответчиков и их представителя, заключение участвующего в деле прокурора, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, представлении и возражениях, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Как следует из части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу частей 1 и 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Как следует из материалов дела, жилое помещение - квартира <адрес> находится в собственности муниципального образования «Город Магадан», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 октября 2016 года (л.д.6)

Решением Магаданского городского совета народных депутатов № 394 от 17 февраля 1989 года данная квартира включена в состав служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Магадан» и на основании ордера на служебное жилое помещение от 21 августа 1992 года №... и постановления администрации г. Магадана от 28 июля 1992 года № 2258 предоставлена работнику ЖЭУ-9 АЖ РЭП Елизаровой Л.В. на состав семьи 5 человек             (муж и трое детей) (л.д. 7, 8).

Приказом № 61/к от 01 июля 2002 года Елизарова Л.В. уволена из МУП РЭУ-7 по собственному желанию (л.д.11).

Как установлено судом, после увольнения с предприятия жилищно-коммунального хозяйства предоставленное Елизаровой Л.В. служебное жилое помещение по адресу: квартира <адрес> ответчик и член ее семьи Елизаров В.В. не освободили, продолжая проживать в нем в настоящее время (л.д.12).

Освободить служебное жилое помещение по требованию управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана от 21 марта 2018 года ответчики отказываются.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчики не подлежат выселению из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения, так как к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ их выселение не допускалось законом, и они имели право состоять на учете как лица, нуждающиеся в жилых помещениях.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, так как он основан на неправильном толковании норм материального права и неверно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года                        № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Статьей 13 вышеуказанного закона установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Из изложенного следует, что для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при рассмотрении настоящего иска, являлось выяснение судом вопроса, состоят ли ответчики на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют ли они право состоять на таком учете в соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся ли они к категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, в соответствии со статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно статье 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса (прекратившие трудовые отношения с предприятием), не могут быть выселены, в том числе лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (пункт 6).

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с Законом Магаданской области от 29 июля 2005 года № 610-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» органы местного самоуправления признают граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на основании заявления, поданного гражданином в указанный орган по месту своего жительства, и сведений о доходах гражданина, членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина, членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи.

Из справки управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана от 18 июня 2018 года № 1597 следует, что Елизарова Л.В. и Елизаров В.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состояли и не состоят. (л.д.13).

В признании семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отказано по причине превышения среднедушевого дохода семьи установленным пороговым значением дохода (л.д.14).

Данные обстоятельства ответчиками в суде первой инстанции не оспаривались.

Доказательств, подтверждающих, что ответчики имеют право состоять на указанном учете по каким-либо основаниям, в деле не имеется и ответчиками не представлено.

Таким образом, совокупности предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ условий, при которых ответчики не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не имеется.

В этой связи решение суда об отказе мэрии г. Магадана в удовлетворении исковых требований к Елизаровой Л.В., Елизарову В.В. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения нельзя признать законным и обоснованным.

Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права (пункт 1 и пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового решения об удовлетворении указных требований.

Поскольку истец при подаче настоящего иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчиков в соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствующий бюджет, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, в связи с удовлетворением исковых требований мэрии г. Магадана, освобожденной от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, с каждого из ответчиков в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 руб.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

             

решение Магаданского городского суда Магаданской области от                    1 августа 2018 года отменить и принять новое решение, которым:

исковые требования мэрии г. Магадана к Елизаровой Л.В. , Елизарову В.В. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.

Выселить Елизарову Л.В. , Елизарова В.В. из служебного жилого помещения - квартиры <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Елизаровой Л.В. в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Взыскать с Елизарова В.В. в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Председательствующий                                                             А.В. Выглев

Судьи                                                                                           Л.Н. Баюра

                                                                                          М.А. Филенко

33-656/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Мэрия г. Магадана
Ответчики
Елизаров В.В.
Елизарова Л.В.
Суд
Магаданский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mag.sudrf.ru
09.10.2018Судебное заседание
10.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее