Председательствующий: Прыгунова Г.Н. Дело № 33-6279/2020 (13-146/2020)
55RS0030-01-2019-000379-22
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Омский областной суд в составе председательствующего судьи Пшиготского А.И.
при секретаре Жуковой Т. В.,
рассмотрев в судебном заседании в г. Омске 24 декабря 2020 года представление прокурора Русско-Полянского района Омской области на определение Русско-Полянского районного суда Омской области от 23 октября 2020 года, которым постановлено:
«Заявление администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области об отсрочке исполнения решения суда удовлетворить.
Отсрочить исполнение решения, принятого <...> Русско-Полянским районным судом Омской области по гражданскому делу по заявлению прокурора <...> Омской области в интересах муниципального образования к администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о понуждении к действию, до <...>».
У С Т А Н О В И Л:
Решением Русско-Полянского районного суда Омской области от <...> требования прокурора Русско-Полянского района Омской области, заявленные в интересах муниципального образования, к администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о понуждении к действию, удовлетворены, на администрацию Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области возложена обязанность в срок до <...> оборудовать прибором учета тепловой энергии здание, расположенное по адресу: <...>.
<...> в суд от представителя администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области поступило заявление о предоставлении отсрочки исполнения принятого <...> решения суда до <...>, в котором заявитель ссылался на начало отопительного сезона, на отсутствие в бюджете на 2020 год статьи расходов для приобретение и установку прибора учета, а также на необходимость периода времени для заключения договоров на поставку и выполнение монтажных работ.
Заявление рассмотрено судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Судьей постановлено вышеизложенное определение.
В частной жалобе прокурор Русско-Полянского района Омской области просит определение отменить. Считает, что заявителем не представлено доказательств невозможности в установленный судом срок исполнить решение суда. Указывает, что Федеральным законом № <...> от <...> установлено, что до <...> органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий приборами учета тепловой энергии. <...> в отношении директора МКУ «Хозупраление» вынесено прокуратурой района представление об устранении выявленных нарушений. Полагает, что у администрации было достаточно времени для принятия мер по исполнению решения суда.
В возражениях на представление прокурора представитель администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области просит оставить его без удовлетворения.
Учитывая предмет обжалования, а также положение части 2 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает частную жалобу без извещения заинтересованных лиц посредством почтового отправления. Вместе с тем, информация о движении гражданского дела за № <...> размещена на официальном сайте Омского областного суда (http://oblsud.oms.sudrf.ru/) (раздел судебное делопроизводство, подраздел гражданское судопроизводство (апелляция).
Рассмотрев материалы дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании ч. 2 ст. 333 ГПК РФ, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.ст. 203, 208 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения, изменить способ и порядок его исполнения (ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Русско-Полянского районного суда Омской области от <...> удовлетворено исковое заявление прокурора Русско-Полянского района Омской области, на администрацию Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области возложена обязанность по оборудованию прибором учета тепловой энергии здания, расположенного по адресу: <...>, в срок до <...>.
На основании указанного решения выдан исполнительный лист от <...> № ФС 023119364, в отношении администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области возбуждено исполнительное производство № <...>-ИП от <...>.
В установленный судебным актом срок решение Русско-Полянского районного суда Омской области администрацией Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области не исполнено.
Обращаясь в суд <...> с заявлением об отсрочке исполнения решения от <...> на срок до <...>, администрация Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области ссылалась на невозможность установления прибора учета тепловой энергии в связи с началом отопительного сезона и невозможность перераспределения денежных средств из бюджета Новосанжаровского сельского поселения ввиду того, что предстоящие расходы на приобретение и установку теплового счетчика при составлении проекта бюджета на 2020 год не были учтены.
Разрешая заявление, указав на необходимость финансовых затрат на исполнение судебного акта, которые не заложены в бюджет Новосанжаровского сельского поселения в 2020 году, возможность их учета при формировании бюджета на 2021 год, их выделение и освоение для производства работ по исполнению судебного акта в течение первого полугодия 2021 года, суд первой инстанции предоставил заявителю отсрочку исполнения судебного решения сроком до <...>, полагая, что таковое отвечает требованиям справедливости, адекватности и не нарушит существо конституционных прав сторон исполнительного производства, как и неопределенного круга лиц, в частности, детей, посещающих образовательное учреждение.
Вместе с тем, суд, проанализировав существо постановленного определения и вступившего в законную силу решения от <...>, принимая во внимание доводы частной жалобы прокурора <...> Омской области о непредставлении доказательств невозможности в установленный судом срок исполнить решение суда, приведенные выводы суда первой инстанции полагает ошибочными.
В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех, без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу приведенных положений законодательства, основанием для отсрочки исполнения судебного решения являются конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что должник не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки. При этом, рассматривая вопросы об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, следует принимать во внимание необходимость соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В Определении Конституционного Суда РФ № 104-О от 18 апреля 2006 г. указано, что основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при препятствиях к совершению исполнительных действий, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов сторон, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Поскольку законодатель не устанавливает перечень оснований для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, вопрос о возможности их предоставления должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что основания для рассрочки или отсрочки исполнения судебного решения должны учитывать интересы, как должника, так и взыскателя. Отсрочка исполнения решения суда может быть предоставлена при наличии обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного постановления.
Вопреки выводам суда первой инстанции такие обстоятельства из материалов дела не усматриваются. Приведенные в обоснование заявления обстоятельства предоставления отсрочки о наличии безусловных оснований для предоставления отсрочки не свидетельствуют, не подтверждены доказательствами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение положение ст. 56 ГПК РФ заявителем не представлено доказательств невозможности установления прибора учета тепловой энергии в связи с началом отопительного сезона и того, что при отсрочке у них будет иная реальная возможность исполнить решение суда.
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2011 органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах администрацией Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, при соблюдении возложенной на органы местного самоуправления Федеральным законом от <...> N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности, мероприятия по оснащению здания, расположенного по адресу: <...>, должны были быть проведены ещё в срок до <...>, то есть более, чем за 9 лет до обращения прокурора с иском о возложении такой обязанности в судебном порядке.
Более того, директору МКУ «Хозяйственное управление администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» представление об устранении нарушений бюджетного законодательства было вынесено ещё <...>, однако соответствующие мероприятия не были внесены в бюджет сельского поселения ни 2019, ни 2020 года.
Доводы заявителя об отсутствия у сельского поселения бюджетных средств на оборудование здания прибором учета тепловой энергии подлежат отклонению, поскольку выполнение органами местного самоуправления установленных законодательством полномочий не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.
При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции определение законным и обоснованным признано быть не может, подлежит отмене, заявление администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области об отсрочке исполнения решения суда - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
определение судьи Русско-Полянского районного суда Омской области от 23 октября 2020 года отменить.
Заявление администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области об отсрочке исполнения решения суда оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Пшиготский А.И.