81RS0005-01-2024-000095-77
Судья Грибанова Н.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 30.07.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Букатиной Ю.П., Крюгер М.В.,
при секретаре судебного заседания Кузьминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии),
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на решение Гайнского районного суда Пермского края от 03.05.2024.
Заслушав доклад судьи Букатиной Ю.П., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что решением ответчика ему отказано в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированное выплаты к страховой пенсии) в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. С учетом переходных положений, страховая пенсия по старости в 2024 году назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 28,2.
Считая данное решение незаконным, поскольку ответчиком необоснованно в его страховой стаж не были включены периоды работы в Гайнском районе, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера в полуторном размере, просил включить в страховой стаж в полуторном исчислении следующие периоды работы: в совхозе «Гайнский» - с 01.07.1974 по 20.07.1974 (20 дней), с 01.03.1975 по 16.03.1975 (16 дней), с 01.08.1976 по 03.08.1976 (3 дня); в Верхне-Камской сплавконторе - с 04.08.1978 по 28.08.1978 (25 дней), с 08.01.1982 по 30.12.1983 (1 год 11 месяцев 23 дня); в АО «Гайнылес» - с 18.01.1984 по 31.08.1984 (7 месяцев 14 дней), с 06.06.1986 по 15.02.1988 (1 год 8 месяцев 10 дней); в Гайнском РК ВЛКСМ с 16.02.1988 по 06.02.1989 (11 месяцев 21 день); в Гайнском ЛПХ с 07.02.1989 по 31.12.1991 (2 года 10 месяцев 25 дней), и назначить страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к пенсии) в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24.02.2024.
Решением Гайнского районного суда Пермского края от 03.05.2024 исковые требования А. удовлетворены. Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Пермскому краю от 28.02.2024 №** об отказе А. в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Пермскому краю возложена обязанность назначить Анфалову А.И. с 24.02.2024 страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Пермскому краю в доход бюджета Гайнского муниципального округа Пермского края взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д.85-89).
Не согласившись с таким решением Отделение Фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой указало, что А. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», с 01.10.2011 пожизненно. Период службы, работы и (иной) деятельности с 25.10.1979 по 03.11.1981, с 01.09.1984 по 05.06.1986, с 26.05.1993 по 30.09.2011 учтены при назначении пенсии за выслугу лет. С учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, страховая пенсия по старости в 2024 году назначается при наличии продолжительности страхового стажа 15 лет и величины ИПК не ниже 28,2. Согласно выписке ИЛС продолжительность страхового стажа заявителя, по состоянию на 31.12.2023, составляется 12 лет 5 месяцев 10 дней, ИПК – 40,034. В страховой стаж решением органа СФР включены следующие периоды: 01.07.1974-20.07.1974, 01.03.1975-16.03.1975, 01.08.1976-03.08.1976, 04.08.1978-28.08.1978, 08.01.1982-30.12.1983, 18.01.1984-31.08.1984, 06.06.1986-15.02.1988, 16.02.1988-06.02.1989, 07.02.1989-31.12.1991, 01.01.1992-26.05.1993, 07.02.2014-31.12.2014, 12.01.2015-31.12.2015, 11.01.2016-30.06.2016, 01.07.2021-30.08.2021, 15.10.2021-14.11.2021. При этом положениями части 8 статьи 13 Закона №400-ФЗ, предусмотрено, что при исчислении требуемого страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 01.01.2015 и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действующим в период выполнения работы, могу включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, по выбору застрахованного лица. При исчислении страхового стажа заявителя с применением положений части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа составляет 14 лет 3 месяца 12 дней. Учитывая вышеизложенное, решением СФР от 28.02.2024 А. отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа. В связи с тем, что Гайнский район в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» не был отнесен к МКС, оснований для применения предусмотренного пунктом 110 Положения № 590, льготного порядка исчисления трудового стажа в отношении указанного периода не имеется. Полагает, что до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 № 156-ФЗ «военнослужащие» не могли рассчитывать на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности. Учитывая изложенное, страховой стаж А., в том числе в отношении периодов до 01.01.1992 должен быть исчислен в календарном порядке, без применения льготного исчисления. На основании изложенного, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований оказать (л.д.95-97).
Истец в судебное заседание не явился, направил возражения, в которых просил решение суда оставить без изменения, провести судебное заседание без его участия.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении судебного заседания не просил.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Пермского краевого суда), в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 1 Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» предусмотрено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
В абзаце 5 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что А., дата года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 01.10.2011 пожизненно.
Периоды службы, работы и (иной) деятельности с 25.10.1979 по 03.11.1981, с 01.09.1984 по 05.06.1986, с 26.05.1993 по 30.09.2011 учтены при назначении пенсии за выслугу лет (л.д.50).
21.02.2024 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч. 6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Из индивидуального лицевого счета и трудовой книжки истца следует, что истец осуществлял трудовую деятельность: в совхозе «Гайнский» - с 01.07.1974 по 20.07.1974 (20 дней), с 01.03.1975 по 16.03.1975 (16 дней), с 01.08.1976 по 03.08.1976 (3 дня); в Верхне-Камской сплавконторе - с 04.08.1978 по 28.08.1978 (25 дней), с 08.01.1982 по 30.12.1983 (1 год 11 месяцев 23 дня); в АО «Гайнылес» - с 18.01.1984 по 31.08.1984 (7 месяцев 14 дней), с 06.06.1986 по 15.02.1988 (1 год 8 месяцев 10 дней); в Гайнском РК ВЛКСМ с 16.02.1988 по 06.02.1989 (11 месяцев 21 день); в Гайнском ЛПХ с 07.02.1989 по 31.12.1991 (2 года 10 месяцев 25 дней) (л.д. 43-48, 54-71).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Пермскому краю от 28.02.2024 № ** А. отказано в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, который по расчетам пенсионного органа с учетом спорных периодов в календарном исчислении составил 14 лет 3 месяца 12 дней, при требуемом 15 лет, при этом, периоды, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в данный стаж не включены, величина индивидуального пенсионного коэффициента на 31.12.2023 составила 40,034.
Согласно данному решению истцу учтен в страховой стаж (в полуторном исчислении) стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 01.01.1992 по 26.05.1993 – Гайнский ЛПХ как 2г.1 мес.08 дней. Указанные выше спорные периоды работы истца в страховой стаж включены в календарном исчислении (л.д.8-9).
Из представленного ответчиком расчета следует, что при исчислении страхового стажа истца с учетом спорных периодов работы в календарном исчислении страховой стаж истца составляет 13 лет 6 месяцев 29 дней, в льготном полуторном исчислении стажа, приобретенного в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 18 лет 5 месяцев 18 дней (л.д.82).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на день обращения к ответчику и на 31.12.2001 Гайнский муниципальный округ отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в связи с чем вышеуказанные спорные периоды работы истца, как имевшие место в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера подлежат включению в его страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении.
Проверив расчет ответчика, и признав его верным, суд установил, что страховой стаж истца составляет - 18 лет 5 месяцев 18 дней, что влечет право истца на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в возрасте 63 лет, то есть с 24.02.2024.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, признает их верными, основанными на нормах материального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Между тем, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Кроме того частью 4 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Однако, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П предусмотрено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действовал Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступивший в законную силу 01.01.2002.
До вступления в законную силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы (службы) исчислялись в льготном порядке - в полуторном размере.
В статье 28 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также предусматривалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, в силу действовавшего ранее правового регулирования, подсчет страхового стажа мог производиться с применением положений Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1.
Гайнский район Коми-Пермяцкого автономного округа Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029» с 01.07.1992 отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего севера.
Поскольку на 24.02.2024, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» Гайнский муниципальный район Пермского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего севера, то стаж работы истца в указанной местности необходимо исчислять в льготном порядке с применением положений Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1, то есть в полуторном размере.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о включении спорных периодов в календарном исчислении подлежат отклонению.
Проверив расчет ответчика, с которым согласился суд первой инстанции, судебная коллегия полагает, что он является верным, в расчёт страхового стажа в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» не включены периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
Поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии по старости, А. выработал необходимый стаж, предусмотренный частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а так же в 2021 году он достиг возраста 60 лет, то право на страховую пенсию, как правильно указал суд первой инстанции, он приобрел по достижению возраста 63 лет, в связи с чем суд правильно возложил обязанность назначить А. страховую пенсию по старости с 24.02.2024, с даты обращения с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены судебного акта, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гайнского районного суда Пермского края от 03.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись