УИД 14RS0016-01-2024-000545-13
Дело № 2-486/2024 № 33-3360/2024
Судья Воронов С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 2 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Головановой Л.И., судей Матвеевой М.К., Ткачева В.Г. при секретаре Алексеевой М.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Мирнинским районным судом Республики Саха (Якутия) гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) к Головиной Л.И., Головину К.В. о прекращении права пользования нежилым служебным помещением, понуждении освободить нежилое помещение по апелляционной жалобе ответчиков и представителя ответчиков по доверенности Пискового В.И. на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ткачева В.Г., пояснения представителя ответчиков по доверенности Пискового В.И., представителя истца по доверенности Авдеева С.В., прокурора Малышева А.А., судебная коллегия
установила:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее – ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с иском к Головиной Л.И., Головину К.В., указывая, что нежилое служебное помещение № ..., состоящее из комнат № № ..., расположено в здании пожарного депо по адресу: .........., находящемся в оперативном управлении истца. В помещении № ... незаконно проживают ответчики, зарегистрированные в нем по месту жительства с 21 декабря 2000 года, в трудовых отношениях с истцом не состоят, права проживания служебным нежилым помещением не имеют. Истец просил признать Головину Л.И., Головина К.В. прекратившими право пользования нежилым служебным помещением № ..., расположенным по адресу: .........., здание пожарного депо; обязать Головину Л.И., Головина К.В. освободить нежилое служебное помещение и возвратить истцу имущество, расположенное по адресу: .........., нежилое помещение № ... и с момента вступления судебного акта в законную силу сдать ключи от вышеуказанного помещения представителю № ... пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2024 года исковые требования удовлетворены. Головина Л.И., Головин К.В. признаны прекратившими право пользования нежилым служебным помещением № ..., состоящим из комнат № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., расположенным по адресу: ........... На Головину Л.И., Головина К.В. возложена обязанность с момента вступления в законную силу решения суда освободить занимаемое нежилое служебное помещение № ..., состоящее из комнат № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., расположенное по адресу: .........., и передать ключи от них представителю № ... пожарно-спасательного отряда Федеральной пожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Не согласившись с решением суда, ответчики и представитель ответчиков по доверенности Писковой В.И. в апелляционной жалобе просят решение суда первой инстанции отменить или изменить полностью или в части и принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка доказательствам по делу, постановлено решение, не отвечающее нормам материального права. Правоотношения между сторонами основаны на договоре найма служебного помещения, заключенном с Г., являвшимся работником Федеральной противопожарной службы. Ответчики вселены в служебное помещение как члены его семьи по договору найма от 1 мая 2005 года. Служебное помещение № ... было признано жилым решением исполкома Мирнинского совета народных депутатов от 19 апреля 1984 года № .... Члены семьи Г. в соответствии со статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Факт перевода помещения из жилого в нежилое истцом не доказан. Также ссылается на необоснованный отказ в принятии встречного искового заявления о предоставлении другого жилого помещения
Представитель истца по доверенности Авдеев С.В. в возражении на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчиков по доверенности Писковой С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что суд первой инстанции не учел факт проживания ответчиков в жилом здании. Ответчики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не обращались, при этом спорным жилым помещением намерены пользоваться вместе как семья.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Авдеев С.В. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Прокурор Малышев А.А. в своем заключении полагал, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Ответчики Головин К.В., Головина Л.И. извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) в суд не явился, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено, ходатайств не заявлено.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Г. с 27 октября 1978 года был принят в Мирнинский отряд профессиональной пожарной охраны пожарным на основании приказа от 27 октября 1978 года № ....
Протоколом № ... общего собрания администрации и ЖБК МОГПС-№ ... от 2 июля 2001 года ******** Г. выделена освободившаяся 2-х комнатная квартира по адресу: ...........
3 июня 2003 года Г. как сотрудником отряда государственной противопожарной службы № ... Мирнинского района УГПС МЧС России по Республике Саха (Якутия) и ОГПС-№ ... МЧС России по республике Саха (Якутия) заключен договор найма служебного жилого помещения в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: .........., на срок 3 года.
1 мая 2005 года Г. и Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) заключен договор найма служебного жилого помещения № ..., в соответствии с которым Г. и членам его семьи Головиной Л.И., Головину К.В. во владение и пользование для проживания передано служебное помещение пригодное для проживания – квартира № ..., общей площадью 46,5 кв.м., расположенная по адресу: ...........
Пунктом 2.1 указанного договора предусмотрено, что договор заключается на период трудовых отношений в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования «Мирнинский район». Основанием прекращения договора найма служебного помещения служит увольнение со службы, прекращение трудовых отношений (пункт 2.2).
Из копии трудовой книжки следует, что 17 ноября 2005 года Г. был уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья. На дату увольнения выслуга лет составляла 10 лет 8 месяцев и 4 дня.
_______ года Г. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти от _______ года **** № ....
Адресными справками Отдела по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Мирнинскому району подтверждается, что Головин К.В. и Головина Л.И. с 21 декабря 2000 года зарегистрированы по месту жительства по настоящее время по адресу: ...........
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что после увольнения Г., а также после его смерти ответчики фактически остались проживать, и проживают по настоящее время в квартире № ... по адресу: ...........
Из материалов гражданского дела также следует, что в соответствии с протоколом заседания исполкома Мирнинского городского Совета народных депутатов от 19 апреля 1984 года № ... принято решение о включении в число служебной жилой площади помещений в здании пожарной охраны города Мирного по .......... № ....
Постановлением главы администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Б. от 23 ноября 2012 года № ... отказано в переводе нежилого помещения части здания пожарного депо, расположенного по адресу: .........., в жилое.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 ноября 2023 года жилое помещение – общежитие с кадастровым № ... общей площадью 543,6 кв.м. расположено по адресу: ........... Из ответа филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Саха (Якутия) от 25 октября 2024 года № ... следует, что право собственности на объекты с кадастровыми номерами № ... и № ... не зарегистрировано.
В материалах реестрового дела объекты с кадастровыми номерами № ... и № ... содержатся технические паспорта на общежитие общей площадью 543,6 кв.м. и на пожарное депо общей площадью 1311,6 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26 декабря 2023 года нежилое здание с кадастровым № ... общей площадью 1875,9 кв.м, расположенное по адресу: .........., принадлежит на праве оперативного управления ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия). В нем расположены помещения с кадастровыми номерами: № ..., № ....
Таким образом, здание, находящееся по адресу: .........., конструктивно состоит из двух частей: пожарное депо площадью 1 318,2 кв.м. и часть здания площадью 543,6 кв.м., построенная для целей его использования в качестве общежития. При этом обе части здания в настоящее время относятся к категории нежилых, уполномоченным органом местного самоуправления отказано в переводе части здания пожарного депо из нежилого в жилое.
Вступившим в законную силу решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2009 года в удовлетворении исковых требований Ю., Т., Л., Головина К.В. к администрации муниципального образования «Мирнинский район», администрации муниципального образования «Город Мирный», Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия), № ... отряду Федеральной противопожарной службы по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказано. При этом суд пришел к выводу о том, что здание пожарного депо не имеет статуса жилого помещения, в связи с чем истцы не имеют права на приватизацию занимаемых ими помещений. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что судебными актами установлено, что занимаемое истцами помещение по адресу: .........., не относится ни к общежитию, ни к специализированному жилому помещению, имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной охраны приватизации не подлежит; целевое назначение здания, имеющего гражданское назначение, место его нахождения, основные задачи пожарной охраны исключают возможность передачи его в частную собственность граждан; данный объект не является объектом приватизации гражданами жилого помещения; здание пожарного депо на автомашины изначально было построено как нежилое; в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР перевод нежилых помещений в жилое помещение в соответствии с требованиями статей 8, 9 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось Советом Министров автономной республики, а в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод осуществляется органом местного самоуправления. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение помещения, находящегося в здании пожарного депо, фактически используемое для проживания граждан, является нежилым помещением, в связи с чем пришел к выводу о том, что правовые основания пользования спорным нежилым служебным помещением, расположенным в здании пожарного депо, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены по существу правильного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. В силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения семьи Г. в спорное помещение, было установлено, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд, к которому относятся не только жилые дома, но и жилые помещения в других строениях. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд промышленного характера.
Аналогичное содержание имела статья 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики», определявшая структуру жилищного фонда как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Таким образом, факт нахождения жилого помещения в нежилом здании не противоречил действовавшему в тот период жилищному законодательству.
В соответствии с пунктом 24 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
В то же время, согласно позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 16 февраля 2012 года № 381-О-О, отсутствие у граждан права на приватизацию жилых помещений, правовой режим которых обусловлен его взаимосвязью с задачами государства по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными гарантиями. При этом граждане, проживающие в жилых помещениях, относящихся к имуществу Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны, не ограничены в закрепленном статьей 40 Конституции Российской Федерации праве на жилище.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Г. в период с 13 марта 1995 года по 17 ноября 2005 года работал в пожарной части № ... отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия) по охране Мирнинского района.
На основании протокола № ... общего собрания администрации и ЖБК МОГПС-№ ... от 2 июля 2001 года Г. предоставлено служебное жилое помещение для проживания в нем с членами семьи на условиях договора социального найма.
Таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено Г. и членам его семьи для проживания в качестве служебного в связи с трудовыми отношениями с истцом, в период предоставления такого жилого помещения оно было отнесено к служебным жилым помещениям.
Следовательно, вопреки выводам суда первой инстанции, поскольку вселение ответчиков в спорное помещение произошло вследствие трудовых отношений Г. с подразделением федеральной противопожарной службы, предоставившим ему и членам его семьи спорное помещение для проживания на период работы в этом подразделении федеральной противопожарной службы, между сторонами возникли жилищные правоотношения. Вне зависимости от того, что в настоящее время здание, в котором расположено спорное помещение, используемое для проживания, не отнесено к числу жилых помещений, при разрешении возникшего спора подлежали применению нормы жилищного законодательства, регулирующие отношения по поводу использования служебных жилых помещений.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых - обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Пункты 6 и 8 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривали, что без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.
Как было указано ранее, пункт 3 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, также предусматривает, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер.
Из материалов дела следует, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Г. проработал в пожарной части № ... отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия), предоставившей служебное жилое помещение, более 10 лет, соответственно, он был отнесен к категории лиц, названных в пункте 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР.
При этом Г. умер _______ года, а, следовательно, на членов его семьи распространяет свое действие пункт 3 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления жилого помещения, в том числе: являются ли ответчики нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). В случае, если граждане на таком учете не состоят, необходимо также проверить, имеют ли они право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Категории граждан, место жительства которых находится на территории Республики Саха (Якутия), имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Республики Саха (Якутия), и порядок предоставления им таких помещений установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее – Закон Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III).
В силу статьи 1 указанного закона Республики Саха (Якутия) под семьей для целей настоящего закона понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры. Состав семьи определяется на момент подачи гражданином или его законным представителем заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; малоимущий гражданин - гражданин, признанный таковым органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.
Основанием для рассмотрения вопроса о признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставления жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда по договору социального найма является заявление о принятии на учет, поданное гражданином или его законным представителем в орган местного самоуправления по месту жительства (статья 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III).
Согласно статье 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III для решения вопроса о признании гражданина малоимущим органом местного самоуправления учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи гражданина-заявителя, или доход одиноко проживающего гражданина-заявителя и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя и подлежащего налогообложению (пункт 1). Определение дохода семьи гражданина-заявителя, дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя, а также стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя, производится на основании сведений о членах семьи гражданина-заявителя и их доходах, доходах одиноко проживающего гражданина-заявителя и других сведений, указанных в документах, представляемых вместе с заявлением о принятии на учет (пункт 2).
В статье 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III содержится перечень документов, представляемых для признания граждан малоимущими, в том числе документ, удостоверяющий личность гражданина-заявителя; документы, подтверждающие принадлежность лица к членам семьи гражданина-заявителя, и др.
Статья 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III предусматривает, что при расчете дохода семьи гражданина-заявителя и дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя для признания их малоимущими учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в том числе пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров, стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям и др.
Помимо этого согласно пункту 1 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III для признания граждан-заявителей малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя и подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством. В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя и подлежащему налогообложению, относятся: 1) жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; 2) автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда), моторные лодки, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; 4) суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц; 5) стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении; 6) земельные участки сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, включая земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания; 7) предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III стоимость имущества определяется: земельных участков - по кадастровой стоимости земли (до завершения работы по определению кадастровой стоимости земли - по нормативной цене земли); строений, помещений и сооружений - по рыночной стоимости имущества, определенной оценочными организациями или независимыми экспертами; транспортных средств - с использованием процедуры, применяемой экспертными организациями для оценки транспортных средств.
В приложении к Закону Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III содержится Методика определения возможности приобретения семьей гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем жилого помещения за счет собственных средств и имеющегося имущества (далее – Методика определения возможности приобретения жилого помещения).
Согласно пункту 1 данной Методики при обеспеченности семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя жильем менее учетной нормы площади жилого помещения производится расчет потребности семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя в средствах на приобретение жилого помещения с учетом оценки имеющегося имущества и расчет покупательской способности семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей методики.
В соответствии с пунктом 2 Методики определения возможности приобретения жилого помещения расчет потребности в средствах на приобретение жилого помещения с учетом оценки имеющегося имущества производится по следующей формуле: ПЖ = СЖ - И, где: ПЖ - потребность в средствах на жилье; СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости жилого помещения, приобретаемого семьей гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма; И - размер стоимости имущества, принадлежащего гражданину-заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину-заявителю, подлежащего налогообложению и учитываемого для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Расчет показателя рыночной стоимости жилого помещения, приобретаемого семьей гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, производится по следующей формуле: СЖ = НП x РС x РЦ, где: НП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи гражданина-заявителя; РС - размер семьи гражданина заявителя; РЦ - средняя расчетная рыночная цена одного квадратного метра жилья.
В соответствии с пунктом 3 Методики определения возможности приобретения жилого помещения расчет покупательной способности семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя производится по следующей формуле: ПС = [СД - 1,2 x ПМ] x 10, где: ПС - покупательная способность семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя; СД - совокупный доход семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя за расчетный период; ПМ - сумма прожиточных минимумов за расчетный период; 10 - количество лет накопления свободных средств.
Как пояснил представитель ответчиков в судебном заседании, семья ответчиков в установленном порядке малоимущей не признавалась и на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма муниципального жилищного фонда, в органе местного самоуправления не поставлена.
Судом апелляционной инстанции были направлены запросы об истребовании сведений о материальном положении ответчиков с целью проверки наличия оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 25 октября 2024 года сведения о наличии у Головиной Л.И. прав на объекты недвижимого имущества отсутствуют. При этом Головину К.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты: 1) жилое помещение с кадастровым № ..., площадью **** кв.м., расположенное по адресу: ..........; 2) нежилое помещение с кадастровым № ..., расположенное по адресу: ..........; 3) жилое помещение с кадастровым № ..., площадью **** кв.м., расположенное по адресу: ...........
Сведениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 30 октября 2024 года также подтверждается наличие у Головина К.В. вышеуказанных объектов недвижимости.
Из выписки на жилое помещение с кадастровым № ... следует, что кадастровая стоимость объекта составляет .......... рублей .......... копеек. Из выписки на жилое помещение с кадастровым № ... следует, что кадастровая стоимость объекта составляет .......... рублей .......... копеек. Из выписки на жилое помещение с кадастровым № ... следует, что кадастровая стоимость объекта составляет .......... рублей .......... копеек.
Показатель рыночной стоимости жилого помещения, определяемый по формуле: СЖ = НП x РС x РЦ, составит: 11 квадратных метров (норма предоставления жилого помещения в городе Мирном, утвержденная решением Мирнинского городского совета от 8 февраля 2006 года № 6-9) х 2 (размер семьи гражданина-заявителя) х 127 083 рублей 33 копеек (средняя стоимость 1 квадратного метра на территории города Мирный, утвержденная постановлением АМО «Город Мирный» от 5 февраля 2024 года № 222) = 2 795 583 рублей 26 копеек.
Оценивая потребность семьи ответчиков в средствах на приобретение жилого помещения с учетом оценки имеющегося у них имущества, судебная коллегия приходит к выводу о том, что размер стоимости имущества, принадлежащего гражданину-заявителю и членам его семьи (.......... рублей .......... копеек) превышает расчетный показатель рыночной стоимости жилого помещения, приобретаемого семьей гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма (2 795 583 рублей 26 копеек).
Таким образом, с учетом требований, установленных Методикой определения возможности приобретения жилого помещения, содержащейся в Законе Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что семья Головиных не только не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, но также не имеет права в настоящее время состоять на данном учете.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствует предусмотренная частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации совокупность оснований, при которых за ответчиками может быть сохранено право пользования служебным жилым помещением. В рассматриваемой ситуации прекращение трудовых отношений с лицом, предоставившим служебное жилое помещение, влечет за собой прекращение договора найма служебного жилого помещения, что является основанием для выселения из такого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции допущено не было, постановленное решение отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 18 ноября 2024 года