Дело № 2а-5608/2016 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(дата) Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Оськина И.С.,
при секретаре судебного заседания Аначкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации ... к Департаменту градостроительного развития территории ... о признании недействительным предписание от 18.02.2016г. №...(86),
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд к ответчику с указанным административным иском. В обосновании заявленных требований указал следующее.
(дата) в администрацию ... поступило предписание Департамента градостроительного развития территории ... от (дата) №...(86), в соответствии с которым администрации ... предписано в течение 10 рабочих дней с момента его получения отменить постановление администрации ... от (дата) №...-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №...
В обоснование вменяемых администрации нарушений Департамент градостроительного развития территории ... ссылается на подпункт 3 пункта 1 статьи ... №... от (дата), в соответствии с которым утверждение градостроительного плана земельного участка относится к полномочиям ....
На основании данной нормы Департамент полагает, что администрация ... была не наделена полномочиями по изданию постановления от (дата) №...-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №...», которое в связи с указанным подлежит отмене.
Администрация ... считает полученное предписание незаконным, неоснованным на нормах действующего законодательства в силу следующего.
Предписание выдано Департаментом градостроительного развития территории ... в отношении несуществующего нормативно-правового акта, поскольку администрацией ... принято не постановление, а распоряжение от (дата) №...-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №...
Согласно пункту 1.2 статьи 17 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
(дата) принят ... от (дата) №... «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований ... и органами государственной власти ...».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 названного закона ... осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских поселений ... в части утверждения подготовленной на основании документов территориального планирования городских поселений документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), кроме полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Важным аспектом подпункта 3 пункта 1 статьи ... №... от (дата) является наличие исключений, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которыми ... не может осуществлять полномочия органов местного самоуправления городских поселений ....
Такое исключение установлено частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Таким образом, подпункт 3 пункта 1 статьи ... №... от (дата) не регулирует правоотношения, возникающие из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а распространяет свое действие только в отношении 1 статьи 4 Федерального закона от (дата) N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Указанный закон допускает перераспределение полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности когда правила землепользования и застройки отсутствуют.
В рассматриваемом случае Правила землепользования и застройки городского поселения «...» утверждены решением городской Думы ... от (дата) №..., в связи с чем, положения данного закона здесь не применяются.
Таким образом, Департаментом градостроительного развития территории ... неправильно истолкована норма ... №... от (дата).
В связи с вышеизложенным считаем, что распоряжение администрации ... от (дата) №...-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №... издано в рамках полномочий, установленных пунктом 17 статьи Градостроительного кодека Российской Федерации, а ссылка Департамента градостроительного развития территории ... на подпункт 3 пункта 1 статьи ... №... от (дата) градостроительного развития ... об осуществлении данных полномочий ... сделана при отсутствии правовых оснований.
В связи с указанным, считаем, что предписание Департамента градостроительного развития территории ... от (дата) №...(86) является незаконным как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации и подпункту 3 пункта 1 статьи ... №... от (дата).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС).
Согласно части 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Часть 4 статьи 24 КАС РФ устанавливает, что право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного истец просит суд:
признать недействительным предписание Департамента градостроительного развития территории ... от (дата) №...(86), обязывающее администрацию ... отменить постановление администрации ... от (дата) №...-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №...
В судебном заседании представитель истца по доверенности Т.Т.Ю. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить их.
Представитель ответчика по доверенности М.О.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила суд отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица С.А.В., и К.В.Ю. в судебное заседании не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела, изучив предъявленные доказательства, приходит к следующему.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом и следует из материалов дела 29.07.2015г. Распоряжением администрации ... вынесено распоряжение №...-р.
Данным распоряжением утвержден градостроительный план земельного участка расположенного по адресу: ... кадастровым номером: №...
Указанное распоряжение выдано на основании поступившего в администрацию ... заявления К.В.Ю. и С.А.В.
18.02.2016г. департамент градостроительного развития территории ... в исполнение ст. 8.1 ГрК РФ администрации ... выдано предписание №...(86) от 18.02.2016г. об отмене постановления от 29.07.2015г. №...-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером: №..., по тем основаниям, что согласно пп.3 п.1 ст. ... от 23.12.2014г. №...-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований ... и органами государственной власти ...» администрация ... не наделан полномочиями по изданию вышеуказанного постановления №...-р от 29.07.2015г.
Проверяя доводы истца о внесении данного предписания в отношении несуществующего нормативно-правового акта суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст. 43 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ч.2 ст. 45 Устава Муниципального образования городское поселение ... глава администрации города издает нормативные правовые акты по вопросам, перечисленным в части 1 настоящей статьи, в виде постановлений и распоряжений.
При этом согласно ч.6 ст. ФЗ №131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Таким образом, администрация ... нормативно-правовой акт в виде Постановления от (дата) №...-р не издавала. В связи с чем, довод администрации города о выдачи предписания в отношении несуществующего нормативно-правового является обоснованным. Доказательств о наличие допущенной ошибки в вынесенном предписании суду не представлено.
Между тем как уже указано выше администрацией ... на основании заявления К.В.Ю. и С.А.В. вынесено распоряжение №...-р от 29.07.2015г. об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного по адресу: ... кадастровым номером: №...
При этом ч.17 ст. 46 ГрК РФ установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
(дата) принят ... от (дата) №... «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований ... и органами государственной власти ...».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 названного закона ... осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских поселений ... в части утверждения подготовленной на основании документов территориального планирования городских поселений документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), кроме полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Вместе с тем статьями 45, 46 градостроительного кодекса РФ уже установлены исключения по осуществлению полномочий органов местного самоуправлений городских поселений ... и полномочий ....
На основании изложенного, суд полагает, что п.3 ч.1 ст.... от (дата) №... наделяет полномочиями ... по решению вопросов местного значения городского поселения ..., одновременно, полномочия городского поселения сохранились и остались действующими в силу положений ФЗ №131-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, необходимо отметить, что ст. ... от 07.04.2016г. №...-З в пункт 3 статьи ... от (дата) №...-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований ... и органами государственной власти ...» внесены изменения в части исключения слова «(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации)».
Согласно ч.2 ст. 2 названного Закона №...-З подпункт «а» пункта 2, статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с (дата).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация ... обоснованно, в рамках возложенных на нее полномочий вынесла оспариваемое Распоряжение.
Таким образом, требования истца о признании недействительным предписание от 18.02.2016г. №...(86) выданное Департаментом градостроительного развития территории ... подлежат удовлетворению.
На основании изложенного требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 18.02.2016░. №...(86) - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ... ░░ 18.02.2016░. №...(86), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 29.07.2015░. 956-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №...
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
(░░░░░ ░░░░░░░░░░)
(░░░░░ ░░░░░░░░░░)
(░░░░░ ░░░░░░░░░░)░